Русская линия
Русская неделяАрхимандрит Маркелл (Павук)07.11.2006 

Всё равно ли как веровать?

«Что есть истина»? Такой вопрос задавал две тысячи лет тому назад правитель Иудеи Понтийский Пилат Иисусу Христу (Иоан.18,38). Хотя Пилат и знал, что иудеи из зависти предали Христа на суд, но не смог увидеть, что сама Истина стоит перед ним.

На протяжении всего периода человеческой истории подобный вопрос задают люди, которые не хотят довольствоваться одним земным материальным благополучием, а стремятся найти небесную пищу, которая бы утолила их духовную жажду, наполнила бы жизнь подлинным смыслом. «Алчущие и жаждущие правды» находят её в Церкви Христовой, а другие, подобно Пилату, из-за порабощения себя страстями мира, «умывают руки» и распинают Её, не желая жить по правде.

В постсоветском обществе ощутимо растет авторитет и влияние Православной Церкви, призванной Богом быть хранительницей Истины и питать народ живой водой благодати (любви). Одновременно усиливается деятельность множества мелких и крупных религиозных течений (расколов и сект), которые, чаще всего, строят свою проповедь на обличении проблем и недостатков православных христиан, в особенности духовенства.

Раскольники и сектанты забывают, что Церковь свята, ибо главой Церкви является Сам Господь Бог, и отдельные нерадивые её члены, пусть даже это епископы или священники, не могут умалить её святости. Тем более что, невидимо для окружающих, нерадивые члены постепенно отсекаются от Церкви невидимой рукой Божией. Православная Церковь не признает «правды» раскольников и сектантов. Их правда не Божия, а человеческая, небеспристрастная, поскольку основана на неверии в святость Церкви. Остается терпеливо ждать покаяния всех отпавших от Церкви раскольников и сектантов.

Священномученик Киприан Карфагенский учит: «Вне Церкви нет спасения». Но раскольники и сектанты, не признавая единой истинной Церкви и не желая смириться перед Истиной, образуют все новые и новые религиозные течения. Простым людям среди разноголосицы вероучений трудно разобраться где правда, а где ложь. Так было во все времена человеческой истории. Расколы и ереси существовали уже во времена Апостолов, но неужели стремительно приближается то последнее время, о котором говорил Господь, когда из-за оскудения любви и умножения ересей и расколов трудно будет найти истинную веру на земле.

В мире ныне существует тысячи религиозных течений, которые взаимно обличают друг друга и только свой путь считают самым правильным. Как ищущему Истину человеку отделить пшеницу от плевел? Как разобраться? Чистые и смиренные сердцем люди легко обретают Истину, по заповеди Божией «Блаженни чистые сердцем, яко тии Бога узрят». А слишком беспечные в отношении своего спасения и одержимые страстями люди, чтобы не утруждать себя поисками Истины, предпочитают утверждать, что все равно как веровать, ибо Бог один. А иные еще более дерзко заявляют, что не обязательно ходить в Церковь, ибо у них Бог в душе.

Такая теплохладность и нерассудительность в отношении спасения своей души никогда не приводит к добру. Если человеку в магазине не всё равно, какого качества товар он приобретает, в больнице не безразлично, какой врач его лечит, то тем более нельзя допускать безразличия и беспечности в вопросе спасения души, ибо душа намного дороже тела. Тело рано или поздно превратится в прах, а душа бессмертна и после смерти тела, в зависимости от того, насколько крепка была её вера, перейдет или в рай или в ад. А тем, которые говорят, что у них Бог в душе, надо сказать следующее: лишь немногие великие подвижники Церкви, как, например, св. Игнатий Богоносец, св. Григорий Богослов, преп. Симеон Новый Богослов и другие ощущали присутствие Бога в своем сердце. Правда, в какой-то мере присутствие Бога в своей душе может ощущать всякий христианин, но при условии нелицемерного участия в таинствах Церкви, особенно в таинстве Евхаристии.

Если человек, отвергнув ложные стереотипы, решил среди множества религий найти Истину, то есть ли для этого какой-то определенный критерий, которым можно было бы руководствоваться? Таким критерием, без сомнения, являются заповеди Божии. Об этом говорит святой Апостол Иоанн Богослов: «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: „я познал Его“, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан.2. 3−6). Итак, в той религии, где люди стараются исполнять заповеди Божии и уподобляться Христу, есть Истина. Но кто-то возразит, что все религии говорят о необходимости исполнения заповедей Божиих, все религии имеют своих подвижников, преуспевающих в доброделании.

Оказывается, что добродетельным человеком быть несложно. В природе каждого человека, несмотря на заражение первородным прародительским грехом, осталось стремление к добру. Отдельные добрые дела способны совершать все: и язычники, и иудеи, и мусульмане, и совершенно неверующие люди. Это имеет в виду древний христианский писатель Тертуллиан, когда говорит, что душа человека по природе христианка. Насколько искренне и несокрушимо это стремление к добру проверяется Господом через испытания (искушения) человека. Сможет ли человек устоять перед соблазнами винопития, воровства, обмана, распутства, пострадать за правду, сохранить человеческое лицо при обладании богатством, властью? Сможет ли человек защитить слабого, помочь нищему, сохранить целомудрие до брака и верность в супружестве, отказаться от абортов и контрацептивов? Все это зависит не от уровня его физической силы или образованности (эти качества могут быть только вспомогательными), но от состояния его сердца, насколько оно сокрушено покаянием и молитвой. Устоять против этих искушений и соблазнов без благодатной помощи Божией, без креста самоотвержения, довольно непросто. Даже святой апостол Павел, который видел Господа, творил многие чудеса, сознается в своем послании к римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7,19).

Добро легко делать своим родным, близким, друзьям, знакомым и всем, кто затем ответит нам взаимностью и воздаст в десять раз больше. А кто из нас желает добра своим врагам, обидчикам, несимпатичным нам людям? Немногие люди способны на это, но они являются той солью для мира, которая не дает ему окончательно погибнуть от вражды, злобы, ненависти, обид, зависти, плотской похоти. Такие люди готовы лучше умереть, чем поступить не по совести. Каждый день Церковь празднует память мучеников и исповедников, которые душу свою положили ради любви к Богу и ближнему.

Представление о добродетелях и в особенности о высшей добродетели — любви в современном мире весьма искажено. В популярных телесериалах и романах говорят о любви, которая, по сути, является замаскированным эгоизмом. Плоды подражания такой любви — это гордыня, зависть, вражда, убийства, супружеские измены, пьянство, семейные неурядицы, в результате которых более 50% семей разваливается. Даже извращенцы без всякого стыда требуют от государства признать законной свою любовь. Но истинная любовь рождается только на кресте самоотвержения. Любовь, о которой рассказывают в бульварных романах и популярных многосерийных телесериалах, ложная, ибо она рождается только от движения крови и плоти. Человек, который проявляет такую любовь, вынужден часто, как вор, прятаться, обманывать других близких ему людей. Сектантская же и раскольничья любовь к людям слишком сконцентрирована на самой себе и не проявляется, по заповеди Христа, тайно, но нуждается в широкой прижизненной рекламе, а значит, без смирения. Католическую монахиню, мать Терезу, за дела милосердия даже удостоили Нобелевской премии мира. Сектантские проповедники ныне постоянно на телевидении хвастаются плодами своей проповеди, рассказывают, как их миссионеры, рискуя своей жизнью, обращают ко Христу дикие племена каннибалов в Африке или языческие народы Индии, как они успешно работают с наркоманами. Все это очень хорошо, но там, где нет смирения, не может быть Божией благодати. А соответственно, не сгорят ли их добрые дела, как солома, на страшном суде Божием? Всё, что делается без христианского смирения, в глазах светских нецерковных людей бывает очень эффектно и броско. Но такие «кричащие» добрые дела только на какой-то непродолжительный период времени могут отвлекать людей от их проблем (как очередная выкуренная сигарета, как музыка, как наркотик), корень же зла остается невыкорчеванным.

Господь смотрит не на количество совершенных человеком добрых дел, а на состояние его сердца, сокрушено ли оно покаянием, стало ли оно устойчиво в добре и невосприимчиво ко злу, способно ли оно воспринять благодать. Человек может всю жизнь ходить в храм, молиться, каяться, причащаться святых Христовых Таин, творить добрые дела и даже чудеса, занимать высокое положение в обществе, но оказаться вне райских обителей из-за своего жестокосердия и формализма, как это случилось с гордым фарисеем из евангельской притчи. И наоборот, человек может всю жизнь творить зло, а в последний момент своей жизни искренне покаяться в своих беззакониях и Господь помилует его за его сокрушенное сердце, как Он помиловал благоразумного разбойника на кресте, и тот первым вошёл в рай. Светскому нецерковному человеку трудно это понять. Такой факт никак не укладывается в рамки формальной логики. На такое утверждение он может только ухмыльнуться. Но своей неотмирностью и таинственностью Православие более всего отличается от других более понятных миру религий.

«Воздаяние от Господа бывает не за добродетели, не за труды ради неё, но за рождающееся от них смирение», — учит преп. Исаак Сирин. «Бог гордым (превозносящимся своими добрыми делами) противится, а смиренным дает благодать», — учит Апостол (Иак. 4,6). Благодать — это любовь Божия, которая дает силу безропотно и с благодарностью преодолевать все неудобства, скорби и превратности земной жизни, а главное — помогает успешно сопротивляться злу и не напоказ творить отдельные добрые дела, но претворить доброделание в единственный смысл своей жизни и в этом уподобиться Самому Богу.

Итак, смиренное исполнение заповедей Божиих, в особенности заповеди о любви к Богу и ближнему, является тем критерием, которым можно отличить среди множества религий пшеницу от плевел, правду от лжи. Дай Бог всем людям, которые ещё находятся в поисках Истины, обрести её не в раскольников и сектантов, а там, где она прибывает уже 2000 лет, в святой Православной Церкви Христовой.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика