Русская неделя | Елена Чуклина | 06.11.2006 |
Жизнь — дорога. Жизнь — молитва
Крестителем народов тюменского севера, апостолом и просветителем сибирских земель называют митрополита Филофея. Только в Югре и на Ямале он покрестил 40 тысяч остяков и вогулов (древние названия народов ханты и манси). В его бытность на юге и севере региона появилось почти 300 новых церквей, было открыто 37 монастырей. Он принес свет Христовой веры в суровый край, где господствовали языческие культы, и куда не рисковали идти миссионеры.Малоросс по происхождению, Филофей Лещинский получил образование в Киевской Духовной Академии и после рукоположения, 4 апреля 1702 года, по указу Петра 1, прибыл в Тобольск. Епархия была невероятно обширная: простиралась от Уральских гор до Тихого океана, касалась берегов Ледовитого океана и граничила с Китаем, достигая 10 тысяч верст в длину и более 3 тысяч в ширину.
Первым делом митрополит начал открывать духовные школы и строить храмы. В 1703 году в Тобольске основана славяно- русская школа, где стали обучать будущих пастырей церкви. Через два года на Софийском дворе состоялась первая в истории Сибири театральная постановка духовного содержания- воспитанники таким способом оттачивали мастерство проповеди.
25 лет он руководил епархией и за это время с миссионерскими поездками объехал весь север. Его проповеди звучали в Кондинском и Березовском крае (Ханты-Мансийский округ), Обдорске (ныне г. Салехард), Иркутске, Красноярске. Была предпринята даже миссия в Китай. В Забайкалье он побывал в возрасте 70 лет, а Ямал посещал на 76-ом году жизни, за год до смерти. Крестил не принуждением, не страхом, не обещаниями, но только Евангельской проповедью. Несколько раз митрополит подвергался нападениям местных аборигенов, но ни пули, ни стрелы не могли поразить святителя. Видев это, раскаявшиеся язычники сами приходили к нему, просили крестить и строить храмы.
Любимая обитель
Свято-Троицкий монастырь, стоящий на высоком, живописном берегу Туры- визитная карточка областного центра. Но, далеко не каждый знает, чьими трудами создано это чудо. Наш неповторимый красавец тюменский кремль, отметивший в этом году 390- летие, построен стараниями митрополита Филофея.Основан монастырь в 1616 году пришельцем из Казани, монахом Раифской пустыни Нифонтом, но так было суждено, что только при Филофее Лещинском обитель достигла расцвета и благолепия. Деревянные постройки, пришедшие к началу 18 столетия в упадок, он заменил на каменные, возвел несколько зданий и храмов, главный из которых собор Святой Троицы, стал жемчужиной монастырского комплекса.
Грандиозное строительство оказалось возможным благодаря искренней привязанности, которую питал Петр 1 к митрополиту. Царь выделил из госказны 1000 рублей на строение Троицкого собора, повелев часть белого камня доставить из Верхотурья, а остальной кирпич делать ссыльным людям при монастыре. Все храмы были выполнены в стиле украинского барокко, а расписывали их мастера Киево-Печерской Лавры. В любимой обители митрополит принял схиму с именем Феодор.
Почил схимонах Феодор 31 мая 1727 года в своей келье. Похоронили его на дороге… возле западного входа в собор «дабы мимоходящие попирали прах мой ногами» — так он написал в завещании, показав пример смирения и кротости, высших христианских добродетелей. В начале 19 века над могилой Филофея построили каменное надгробие, сохранилось даже его изображение. К святителю непрестанно шли люди, с молитвой, служили панихиды, обращаясь к нему, как живому. Уже тогда, задолго до официальной канонизации, народ почитал митрополита Святым.
Тайны смутного времени
В 1923 году монастырь был объявлен закрытым. На территории обители начались «странные» явления.Однажды поступило сообщение, о том, что монастырь объят огнем, но, приехав на место, пожарные ничего не обнаружили. Советские власти были вынуждены выставить охрану.
Вот текст выписки из Госсводки N 36 состояния Тюменской губернии на 11 сентября 1923 года под грифом «Совершенно секретно»:
«В связи с закрытием в городе Тюмени мужского монастыря, о последнем среди местной обывательщины распространяются различные слухи, как-то: о звоне колоколов в монастыре по ночам, о музыке, которая слышится из монастыря и о видении в образе человека, издающего свет, который ходит несколько ночей по монастырскому кладбищу и вокруг монастыря. Милиционер, стоящий на посту около монастыря, видел человека, который ночью появился у дверей монастыря со стороны кладбища. Милиционер стрелял в последнего, но с испугу не попал… Ведется наблюдение, поставлена засада, ничего до сих пор не обнаружено».
Лишние волнения вокруг обители, большевикам были не нужны. 17 сентября 1923 года на заседании Президиума Тюменского Губернского Исполнительного комитета принимается решение передать останки Филофея Лещинского Зареченской Вознесенской церкви. Об этом ходатайствовал и обновленческий священник, протоиерей Владимир Марсов.
Мощи действительно были перенесены из монастыря, но куда именно? Историк Валерий Чупин, в одной из своих статей, приводит акт передачи новой власти монастырских помещений, где говорится о вскрытии могилы митрополита: «…двери, ведущие из паперти в верхний этаж, сорваны с петель, шарниры и ручки похищены…, пол паперти на одной трети вскрыт и забросан землей, вынутой при вскрытии склепа Филофея Лещинского».
В 1930 году в описях антирелигиозного музея Тюмени неожиданно появляется экспонат N 1647 под названием «Гробик Филофея». В архивах есть запись о том, что он был уничтожен «путем сожжения в топке музея», как не представляющий ценности.
Что же на самом деле было внутри этого «экспоната», сгоревшего в музейной печи? И где в это время были настоящие мощи Святого?
Завещание
Митрополита Филофея и нынешнего наместника монастыря — архимандрита Тихона связывает не только выбор монашеского пути. Первый строил обитель, придав ей неповторимую красоту и величественность, второй тоже уже много лет занимается стройкой, восстанавливая монастырь после разрушительного лихолетья. Митрополит, основал первую духовную школу в Тобольске, отец Тихон воссоздавал в Тюмени духовное училище. Неслучайно три года назад именно в руках архимандрита оказалось письмо- завещание, в котором указывалось точное место, где в советские годы были спрятаны мощи сибирского апостола. Это письмо шло, пожалуй, самой долгой почтой — в течение 80 лет.Все эти годы, верующие из уст в уста передавали, что мощи захоронены в церкви за рекой, а где именно неизвестно.
Однажды к архимандриту Тихону обратилась женщина, приехала специально из Новосибирска, чтобы исполнить волю отца — протоиерея Александра Сычугова. Этот священник, принимал последнюю, предсмертную исповедь у старосты Вознесенско-Георгиевского храма Мешкова — именно он когда-то и спрятал останки сибирского святителя. Да так основательно, что они были найдены только после нескольких попыток. Еще до раскопок, отец Тихон получил документы, которые опровергали факт сожжения мощей в топке музея. «Гробик Филофея» оказался фикцией: экспонат со стеклянной витриной был набит кусками кожи, металлическими скобами и шарнирами, в нем не находилось человеческих останков…
Три месяца назад поиски в заречной церкви завершились. Мощи угодника Божия были найдены. Честные останки были завернуты в епитархиль, панагия и другие архиерейские принадлежности, как предполагает отец Тихон, были украдены. Когда их подняли из-под земли, раздалось такое благоухание, что сбежались даже рабочие, ремонтирующие храм. Дежурство возле раскопа несли студенты духовного училища, пока из Тобольска не приехала епархиальная комиссия во главе с архиепископом Димитрием. Произошло освидетельствование останков, после чего Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию направили соответствующий рапорт. Ответ пришел утвердительный, обретение назначили на 21 октября.
Надо добавить, что митрополит Филофей был канонизирован Священным Синодом РПЦ в 1984 году, и прославлен Церковью в лике сибирских Святых. Гробница святителя будет постоянно находиться в Свято-Троицком соборе и наверняка привлечет немало паломников. Ведь издревле на Руси, да и во всем православном мире, почитают чудотворные иконы и мощи праведников, имеющие чудесную силу врачевать душевные и телесные болезни.
Еще задолго до праздника Обретения, тюменский историк Наталья Войнова сетовала, что в областном центре до сих пор не установлен монумент Апостолу Сибири. Память о его великих делах утрачена, а новые поколения должны знать историю родного края… По словам отца Тихона, сейчас рассматривается несколько проектов скульптуры, свой вариант предлагают екатеринбуржцы. Монумент можно установить неподалеку от обители. В честь Св. Филофея уже назвали сквер возле нового корпуса духовного училища, что на улице Коммунистической. Кстати, ей вернут историческое название — Большая Монастырская. Все должно быть гармонично. Память просветителя будет увековечена и в музее православной культуры, который планируется открыть в одном из помещений Церкви Петра и Павла, кстати, заложенной Филофеем Лещинским в честь именин Петра Великого.
По мосту Веры
Крестный ход с обретенной святыней возглавил владыка Димитрий. Передвижная колокольня оглашала звоном окрестности, гробницу несло на руках духовенство, собравшееся со всех уголков епархии, а за ними спешило огромное количество горожан, вставших ради праздника ни свет, ни заря. В 6 утра в Вознесенско — Георгиевской церкви отслужили молебен, и сразу же с иконами и хоругвиями через пешеходный мост процессия двинулась в сторону Троицкого монастыря. Но пришлось остановиться… Мост начало сильно раскачивать. Такого количества народа одновременно здесь, наверное, еще не было. Святитель Филофей перед возвращением в свою обитель как будто еще раз попрощался с местом временного упокоения…А раскачивающийся вместе с людьми над рекой мост, наталкивал на философские мысли о судьбе России. О том, как важно всем нам иметь твердую опору на традиционные духовные ценности.
А «мост» выдержит, пока возвращаем память русских Святых, пока верим в Бога.