Русская неделя | Священник Сергий Кистин | 30.10.2006 |
Тепло, по-отечески был встречен наместником монастыря архимандритом Никодимом. Он рассказал об истории монастыря, его святынях, чудотворной Свенской иконе Божией Матери и, конечно, о святителе Иоанне Тобольском, который подвизался в этом монастыре в должности наместника, память которого с особым благоговением чтут братия.
Свенский монастырь является одним из самых древних и известных монастырей России. Обитель находится в трех с половиной километрах от г. Брянска. Душа радуется, когда издали видишь высокий холм у правого берега реки Десна, простор и над всем этим — венец природной благодати, рукотворные белокаменные чудо-храмы, издали кажущиеся взлетающими лебедями, взмахнувшими узкими крыльями, готовыми полететь вслед за скатывающимся к горизонту солнцем. Нужно побыть здесь какое-то время, оглядеться, присмотреться, вслушаться в шелест деревьев, полюбоваться крутым спуском к Десне, чтобы осознать кровную связь с землей, где воздвигнута такая жемчужина русской культуры и духовности.
Монастырь расположен против места впадения в Десну речки Свини (Свени). Своим возникновением Свенский монастырь обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и великих Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Произошло это чудо в далеком ХIII веке, когда брянский князь Роман Михайлович («Старый») неожиданно стал слепнуть. Прослышав об иконе, исцелявшей недуги и находившейся в Киево-Печерской Лавре, послал за нею архимандрита Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит старинное сказание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы не могущее загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром проснувшиеся монахи с ужасом обнаружили, что икона из лодки исчезла. В поисках исходили все окрестности и нашли ее среди ветвей огромного дуба, стоящего против реки Десны.
Эта икона размером 68 на 42 см изображала Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседавшую на золотом троне и державшую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона на особых возвышениях стояли Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосий, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже…возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке Антония можно было прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника». Предание гласит, что Свенская икона была писана преподобным Алипием, который учился живописи у константинопольских художников, около 1088 года расписывавших Успенскую церковь Киево-Печерской Лавры.
Прослышав о новом чуде привезенной иконы, князь Роман Михайлович с родными, приближенными боярами, епископами и монахами пешком отправился к реке Свини. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После горячих благодарственных молитв счастливый князь вместе с присутствующими мужчинами стал собственноручно заготавливать лес для постройки святой обители. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы. Свенский монастырь был основан князем Романом Михайловичем в 1288 году. Этот исторический факт подтверждается древним списком (копией) с иконы Свенской Божьей Матери: на свитке, который держит чудотворец Феодосий, начертаны слова: «Окладывана в лето шесть тысяч семьсотное и девяносто шестое (1288 год) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасиею, месяца септемврия, в 26 день на память Иоанна Богослова».
Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Романом Михайловичем было выделено немало злата и серебра. Обитель была обнесена валом и частоколом из заостренных бревен, в ней жили 70 монахов. Впоследствии в этом храме был погребен сам основатель монастыря. С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценило его значение в деле укрепления границ Русского государства. Цари Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами.
Особенно щедр был набожный Иван Грозный. Первым стал его вклад в 40 рублей после смерти в 1560 году супруги Анастасии Романовой. Внесенная сумма по тем временам была немалой (боевой конь стоил 15 рублей). Последними были его вклады на помин души царевича Иоанна Иоанновича.
При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. В мае 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге.
В 1583 году Иван Грозный запросил к себе Свенскую икону, для которой в Москве был сделан золотой венец, украшенный драгоценными камнями и жемчугом.
С историей Свенского монастыря тесно связана жизнь последнего святого, канонизированного Русской Православной Церковью до революции. Будущий Тобольский митрополит и святой Иоанн родился в городе Нежине в декабре 1651 года. Он был старшим из семи сыновей киевского шляхтича Максима Васильковского и его жены Ефросиньи. Пять братьев Иоанна служили в казацких войсках, брат Григорий стал протоиереем. Иоанна тянула к себе духовная книжная премудрость. Он закончил единственное в то время в восточнославянских землях высшее учебное заведение — Киевскую академию и с 1668 по 1676 год служил в ней учителем. Движимый глубоким духовным чувством, Иоанн постригается в монахи Киево-Печерской Лавры, где пользуется большим доверием архимандрита Иннокентия (Гизеля). Затем был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, за свой выдающийся проповеднический талант получил звание проповедника и был затем любившей его братией избран на ответственную должность эконома Лавры. В тиши монастырского уединения Иоанн упражнялся в молитвенных подвигах, подготовляясь под воздействием благодати Божией к высшему святительскому служению.
Часто выполнял он ответственные поручения наместника Лавры. Одно из них надолго связало иеромонаха Иоанна с Брянским Свенским монастырем. После двух осад бывшей резиденции Богдана Хмельницкого — города Чигирина (1677 и 1678гг.) иеромонаха Иоанна направляют в Москву в составе украинского посольства. Иоанн должен был просить у царя определить Печерским монахам какой-либо удаленный монастырь на случай убежища при нашествии турок. Ссылаясь на древнюю грамоту, якобы, князя Андрея Боголюбского, по которой Киево-Печерскому монастырю жаловался Свенский монастырь (во времена Боголюбского еще не существовавший), киевски монахи просили именно эту обитель. Просьбу Лавры в Москве уважили. По указу царя Федора Алексеевича от 10 марта 1681 года Свенский монастырь под именем Новопечерского был приписан к Лавре «для тихого и безмолвного пристанища в нужное военных браней время». Иоанн был здесь первым наместником в течение 14 лет — с 1681 по 1695 год.
Как гласит пословица, «в каждом монастыре свой устав». Игумен Иоанн начал вводить в Свенском монастыре порядки Киево-Печерской Лавры; к тому же с ним пришел ряд новых монахов с Украины. Украинской Православной Церкви приходилось вести жесткую идеологическую борьбу с католицизмом и униатством, заимствовать у них некоторые формы духовной пропаганды, поэтому оно было на более высокой ступени развития, чем московское духовенство, отличавшееся низким уровнем образования. Старые свенские монахи враждебно встретили нововведения. Часть их ушла из монастыря, а оставшиеся объединились вокруг келаря Пафнутия. 30 июня 1682 г. они послали челобитную царям Ивану и Петру с подписями 11 монахов и семи мирян (в те времена считали нелишним в конфликтных ситуациях опираться на общественное мнение). В грамоте писалось, что вместе с монахами били челом «и служки того монастыря, и служебничишка, и работники, и всех сел и деревень все крестьянишка и бобылишка». Далее игумен Иоанн обвинялся в том, что выгнал из монастыря поголовно всех московских пострижников — священников, дьяконов и клирошан, заменив их «иноземцами зарубежными»; старых служек, хотя они породились за домом Пресвятыя Богородицы, заменил неведомыми людьми польской и черкасской породы. Иоанну ставили в вину даже то, что он перешил старые московские ризы на новый короткий покрой. Монастырь он разорил, отсылая доходы в Лавру; братию заставил питаться как самых последних работников.
В послании в Москву от 20 января 1683 года, отправленном с казначеем, игумен Иоанн решительно отвергает все обвинения, заявляя, что жалобщики «воровским вымыслом составили челобитную от всей братии и крестьян-вкладчиков… и написали про меня, богомольца вашего, многие непристойные дела… а такого воровского их вымыслу и заводу из братии и из вотчинных крестьян никто не ведает».
В Москве Иоанна оправдали, а жалобщиков хотя не наказали за клевету, но разрешили им перебраться в другие монастыри, если они и впредь будут недовольны заведенными Иоанном порядками. Как наместник монастыря игумен Иоанн показал себя рачительным хозяином, старавшимся увеличить как его денежные доходы, для чего совершал частые поездки в Москву для сбора милостыни, так и земельные владения. Имя Иоанна часто встречается в отказных книгах Поместного приказа. Летом 1689 г. он заключил сделку с могущественным в то время фаворитом царевны Софьи, уроженцем г. Брянска, Федором Леонтьевичем Шакловитым. Формально это был обмен землей между монастырем и Шакловитым. Иоанн с братией уступал Федору Леонтьевичу 10 четвертей в Житной Поляне с пашнями, лесами и сенными покосами. Монастырь же взамен получил 65 четвертей земли в дер. Упорой, 54 четверти с осьминою в пустоши Тулубеево и 50 четвертей в пустыши Ходыревка, всего же 169 четвертей с осьминою в поле, а в двух потомуж, с пашнею, с лесами, с сенокосными покосами и со всеми угодьи". На современную земельную меру это составляет 251га. Все эти владения были компактно расположены в Подгорном стане Брянского уезда, верстах в 20 от монастыря. За излишнюю землю — «перехожие четверти" — монастырь заплатил Шакловитому тысячу рублей.
Немного времени прошло со дня этой сделки, а 12 сентября 1689 г. голова Шакловитого слетела с плахи. Сторонники Софьи проиграли Нарышкиным в борьбе за власть. Иоанн просит Поместный приказ закрепить за ним земли, полученные теперь уже у государственного изменника Федьки Шакловитого. К этому времени в Упорое был монастырский двор и две мельницы для монастырских нужд на речках Упорой и Волосовка. Таким образом имеющиеся данные позволяют представить игумена Иоанна (Максимовича) как умелого церковного администратора и дипломата. И вряд ли в то время монахи монастыря, писавшие доносы на своего наместника, могли подумать, что его когда-либо назовут на Руси святым. Об этом вдохновенно сказано в акафисте Божией Матери «Свенской», кондак 10: «Спасти хотя душу свою, святитель Иоанн прииде в Твою обитель, Богородице, и бысть зде искусен игумен; через него же прославися икона Твоя, Богоневесто, и просия паче солнца; неции же иноцы клевету на него воздвигоша, но в туне бысть труд их, он же храним Девой Богородицей, непрестанно моляся Ей, прославляше Ю и Богу вопияше: Аллилуйя».
Игумен Иоанн пользовался большим авторитетом среди украинского духовенства. В июле 1683 г. он возглавляет посольство в Москву за благословенной грамотой для нового архимандрита Печерской Лавры Варлаама (Ясинского). Возвратившись в Брянск, Иоанн отправляет московскому патриарху Иоакиму благодарственное письмо за то исключительное расположение, которым он был удостоен. В декабре 1687 г. Лавра просит Московского патриарха о переходе под его церковную юрисдикцию, помимо киевского митрополита. Эта просьба, как и ряд других поручений, исполнявшихся Иоанном, в Москве была удовлетворена. Последний раз Иоанн был в Москве в 1693 г. с целью получения благословенной грамоты для нового архимандрита Мелентия (Вуяхевича). Ему же пришлось давать объяснения по поводу ошибок в богослужебных книгах, печатавшихся в Лаврской типографии. Эти оправдания были признаны достаточными.
В середине 1695 г. наместника вызывает архиепископ Феодосий Углицкий, тоже будущий святой, и делает своим ближайшим помощником. После кончины архиепископа Феодосия архимандрита Иоанна посвящают в епископа Черниговского. В марте 1701 г. игуменом Свенского монастыря был избран Филофей Лещинский, а 4 апреля 1702 г. посвящен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. В 1711 г. Петр I назначает святителя Иоанна митрополитом всей Сибири на Тобольскую кафедру. Здесь он подвизался в деле христианизации сибирских народов, устроил первую в Сибири славяно-латинскую школу. Умер святитель Иоанн (Максимович) 23 (10) июня 1715 года.
Святитель Иоанн является автором ряда богословских сочинений: «Феатрон нравоучительный» (1703г.), «Алфавит, сложенный от писаний» (1705г.) — это жития святых и пустынников, написанные силлабическими стихами. «Царский путь Креста Господня» (Чернигов, 1709 г.), «Илиотропион, или сообразование воли человека с волею Божией» (Чернигов, 1714 г.).
Что же касается свенских монахов, то они, наверное, были рады избавиться от такого строгого руководителя. Где им было ведать, что у них в монастыре подвизался святой: ведь святых один Бог знает. Канонизирован святитель Иоанн (Максимович) был 10 июня 1916 года, благодаря хлопотам Григория Ефимовича Распутина и Тобольского епископа Варнавы. 29 июня Распутин присутствовал в Тобольске на торжествах, посвященных канонизации. Все свершилось по благословению Божию и по молитвенному предстательству новоявленного святителя и чудотворца Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, во славу Божию, в прославление угодника Христова и в душевную пользу верующих чад Святой Православной Церкви.
Прожив несколько дней в обители в молитвах и трудах с благоговением памяти о святителе Иоанне, я рано утром после молебна, приложившись к иконам Свенской Божией Матери и святителя Иоанна, с чувством большой радости, что прикоснулся к святому месту, камням, земле, по которой ходил и на которой подвизался святитель Иоанн, поехал домой.
Святителю Отче наш Иоанне, моли Бога о нас!