Русская линия
Русская неделяИгумен Маркелл (Павук)24.10.2006 

Главное — быть с Богом
На вопросы читателей отвечает преподаватель Тобольской семинарии игумен маркелл (Павук)

— Каким святым молиться в разных случаях и как выглядят их иконы? В каких храмах они есть? (Наталья Беляева)

— В каждом православном храме находятся иконы Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, Святых Ангелов, святителя Николая Чудотворца, святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Иоанна Тобольского и др. Все православные иконы имеют на себе надписи, поэтому их трудно спутать с другими иконами. Все иконы, если мы с верою и благоговением перед ними молимся, возносят наше сердце в горний духовный мир к Богу и святым, которые ходатайствуют за нас перед Богом в наших нуждах и скорбях. Разделить святых по их «специализации» в той или иной помощи можно лишь условно. Святая Троица помогает преодолеть разделения, несогласия, которые бывают в обществе людей, в семьях. Спаситель помогает нам преодолевать свой эгоизм, корыстолюбие и учит жертвенной любви, которая не ищет своей выгоды. Божия Матерь научает нас смирению, чтобы мы уступали друг другу в спорах и несогласиях, не отчаивались в трудных обстоятельствах жизни. Святитель Николай учит нас ревности в вере и милосердию к несчастным, нуждающимся в помощи людям, а также помогает в различных бедствиях. К святому великомученику и целителю Пантелеимону обращаются за помощью в тяжёлых болезнях. Преподобный Сергий Радонежский помогает в учёбе. Преподобный Серафим Саровский помогает приобрести мир и спокойствие в сердце. Святитель Иоанн Тобольский учит нас всегда твердо надеяться на Промысл Божий и жить по воле Божией. Также и другие менее известные святые в зависимости от того, в какой добродетели они подвизались и прославились, помогают и нам приобрести такую же добродетель.

— В каких храмах Тобольска или всей Тюменской области есть чудотворные иконы? В чем проявлялась их чудесная сила? (С. Лебедев)

— Наиболее почитаемой в Сибири является икона Божией Матери, которая именуется Абалакской, по месту своего нахождения в Абалкском мужском монастыре. Эта икона Богородицы явилась в 1637 году благочестивой вдове Марии. Вдова не один раз видела во сне образ Пресвятой Богородицы «Знамение» с изображениями святителя Николая и преподобной Марии Египетской по сторонам, и при этом слышала голос: «Мария, объяви видение народу и скажи, чтобы построили в селе Абалаке новую церковь во имя „Знамения“ с приделами святителя Николая и Марии Египетской». Мария рассказала о видении народу и Тобольскому архиерею, и церковь была заложена. Когда же строилась церковь, то к одному больному крестьянину Евфимию пришел некий богобоязненный нищий Павел и сказал, чтобы он заказал храмовый образ для строящейся церкви, и если он будет усердно молиться перед иконой, то выздоровеет. Икона была написана, и Евфимий по молитве перед ней получил исцеление от своего недуга. В 1783 г. в с. Абалаке был открыт монастырь.

Абалакскую икону особенно почитают в Сибири. Ежегодно, в июне, на две недели икону приносят из Абалака в Тобольск. Икона эта отличается от других икон типа «Знамение» тем, что на ней изображены с правой стороны от Богоматери святитель Николай, а с левой — преподобная Мария Египетская. Среди всех святых святитель Николай отличается твердым исповеданием православной веры и великим милосердием к несчастным, находящимся в различных бедах, скорбях и напастях людям, а преподобная Мария до своего обращения к вере 17 лет предавалась страшному разврату, но омыла свои грехи слезами покаяния, всю оставшуюся жизнь проведя в знойной египетской пустыне. За это она сподобилась особого дерзновения в ходатайстве перед Матерью Божией за всех молодых людей, находящихся в подобном злом искушении, и помогает избавиться от него. Кроме Абалакской иконы, в Тобольске почитается один из списков Почаевской иконы Божией Матери. Два года тому назад Почаевская икона, которая находится в храме Семи отроков Ефесских, что на Завальном кладбище, чудесным образом отразилась на стекле. Это было воспринято как знак милости Божией к нам, грешным, чтобы мы укрепили свою веру и не поддавались греховным соблазнам. Как список Почаевской иконы оказался в Сибири? По всей видимости, его привезли сюда выходцы с Украины, которых в Сибири в XVIII — ХIX веках было немало. И ныне Почаевская икона также является немалым утешением для украинцев, которые трудятся во многих городах и поселках Сибири. В городе Нефтеюганске построен храм в честь Почаевской иконы Божией Матери.

— Знаю, что Семистрельная икона помогает умягчить злые сердца. В Софийском соборе она есть, но рядом нет подставки для свечей. Возможно ли как-то исправить положение? (Наталья Беляева)

— Не только Семистрельная икона, но всякая икона в храме, если мы перед ней усердно с сокрушением молимся, способствует умягчению злых сердец. Не существует такого прибора, который бы измерил, от какой иконы благодати исходит больше, а от какой меньше. Правда, есть наиболее почитаемые иконы, по молитве перед которыми происходило спасение городов и стран от нашествия врагов, моровой язвы, исцеление отдельных людей от неизлечимых ран и болезней. Таковы иконы Владимирская, Казанская, Почаевская, Донская, Иверская, наша Абалакская и другие. Икона — это окно в духовный мир и одновременно знамя победы над кознями лукавых злых духов. Поэтому в особые знаменательные дни, связанные с тем или иным чудесным событием, иконы выносят из храма на Крестный ход, молятся и преклоняются перед ними в минуты искушения и скорби, благодарят за успехи. Семь стрел на Семистрельной иконе — это семь страстей, которые ранят сердце всякого человека. Если человек не противоборствует страстям чревоугодия, блуда, гнева, сребролюбия, уныния, тщеславия, гордыни, то его сердце делается холодным, равнодушным и жестоким. Угождая своим страстям, человек не только наносит рану себе, но и другим людям. Но Матерь Божия, по усердной молитве к Ней, готова принять все удары на себя и тем самым умягчить злое и холодное сердце человека.

То, что перед Семистрельной иконой в Софийском соборе не было подсвечника, легко можно исправить, для этого надо просто подойти к настоятелю собора и попросить, чтобы перед иконой поставили подсвечник. Если подсвечник в этом месте будет удобно установить, то вашу просьбу быстро исполнят. Но бывает так, что подсвечники не ставят, чтобы не создавать излишнюю тесноту в храме. Невозможно перед каждой храмовой иконой (а их бывает более сотни) установить подсвечники.

— Можно ли покрестить ребенка тайно от мужа (он против) и не будет ли это грехом? Муж мусульманин.

— Муж — глава семьи и вправе настаивать на таком воспитании ребенка, какое считает лучшим. Жене надо любить и слушаться своего мужа, не давать повода для разногласий, даже в таком тонком и сложном вопросе, как различие вероучений. Сейчас почти все люди признают себя верующими в Бога, но немногие живут по вере. Если жена — христианка не только по имени, но и по жизни, то, по слову Апостола, неверующий муж освящается женою верующею. То есть подобно тому, как лед тает под лучами солнца, рано или поздно сердце мужа растает от самоотверженной любви жены-христианки, и он признает Христа за единого истинного Бога. Любовь побеждает всё. А пока, нисколько не провоцируя мужа на конфликт, жена, если действительно верует во Христа, должна молиться за мужа и ребенка. По мере взросления ребенка, его можно научить основным молитвам: «Отче наш», «Богородице Дево». Так постепенно будет приготовлено сердце мужа и ребенка к принятию благодати святого Таинства Крещения. Православные христиане с целью обращения в свою веру никогда не должны применять хитрость, обман и насилие. Если в истории и были такие попытки, то они были позорными и неудачными. Православие покоряло и покоряет мир только любовью. Когда среди христиан оскудевает любовь, их покоряют другие нехристианские народы. Так, например, в 1453 г. из-за оскудения любви среди греков-христиан, турки покорили некогда славную Византийскую империю, захватили её столицу Константинополь и переименовали в г. Стамбул. Из-за оскудения любви у нас в России в 1917 году произошёл страшный революционный переворот. И не случайно во всем мире, по мере обмирщения (секуляризации) всех сторон жизни христианских народов, ныне победно распространяются нехристианские религии, растет злоба и ненависть между людьми. Господь сказал, что когда Он придет на Страшный суд, то найдет ли веру на земле. Но христиане при виде нарастающего зла не должны отчаиваться, а должны твёрдо держаться благочестия и спасительной веры, чтобы в момент испытания веры устоять, не поддаться всеобщему безумию.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru