Русская линия
Русская неделя Василий Струков10.10.2006 

О московском братстве хоругвеносцев

Есть в Москве такая организация, которая не зарегистрирована нигде и не стремиться быть зарегистрированной, потому что люди, которые входят в нее они не выделяют себя как-то от Православной Церкви. Эти люди, живя в сердце России — Москве, ощущают себя не только православными, но и русскими, чтущими свои корни, и тонко чувствующими связь с предками и всем тысячелетним опытом Православия. В процессе воцерковления, любому человеку начинает не хватать только посещать службы, молиться… захотелось как-то еще послужить Церкви в миру.

— Ты хорошо сказал «в сердце Росcии», по Евангелию именно из сердца исходят злые помыслы и прелюбодеяния, Москва сегодня в этом смысле похожа на рассадник зла по стране.

— Перед одним крестным ходом один батюшка сказал, что сейчас мы пойдем с хоругвями по центру города и проведем нечто вроде дезинфекции, потому что здесь уже смердит.

— С чего началось братство?

— Началось это когда американцы бомбили Сербию, когда православные ощущали свою бессилие чем-то помочь сербам. И тогда собрались у американского посольства, хотя, конечно, это нельзя было назвать чисто религиозным собранием. Но потом эти митинги перешли в молитвенные стояния. Теперь это стало привычным и для прессы и для людей неверующих — эти молитвенные стояния.

В процессе стояний возникла идея делать хоругви с изображением Спаса, Богородицы, защитников русских — Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Николая Угодника. Люди обменивались опытом, встречались. Потом стали совершать крестные ходы. Ходы обязательно были 17 июля в день убийства царской семьи, 19 мая — в день рождения Государя-императора Николая II, 15 марта — в день Державной иконы Божьей Матери. Очень хороший ход был на годовщину подавления масонского декабристского восстания.

Постепенно выработался маршрут крестного хода в самом центре Москвы. Мы, честно сказать и не предполагали, что там где была самая муть и грязь зазвучат слова молитвы «Отче наш». В молитвах-то и была наша радость, идти и открыто читать их.

— Для проведения крестного хода необходимо зарегистрироваться?

— Да, за несколько недель до крестного хода в мэрию и в милицию подаются заявки, все это санкционируется, оговаривается маршрут. Выделяется милиция, которая охраняет и следит, чтобы не было нарушений, ограничивается время хода.

— Кто возглавляет ваше движение?

— Довольно известный среди русских патриотов человек — Леонид Донатович Симонович, по отцу он — серб, по матери — русский. Стоит вспомнить, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн благословил его писать историю русского православного патриотического движения. А также с нами — Владимир Николаевич Осипов, глава Союза Христианского Возрождения, человек легендарный. Этот человек сидел в тюрьме за Православие — 7 лет при Хрущеве, и 8 лет при Брежневе. Тогда посадили его и Леонида Бородина, они были единственными в своем роде, потому что все диссидентство было такое леворадикальное, прозападническое. Союз Христианского Возрождения существует уже десятилетия и делает большое дело.

— Кто из архиереев благословил движение хоругвеносцев?

— Братство благословлено епископом Истринским Арсением, викарием Московским епархии. В последнее время владыка Тихон, епископ Бронницкий, председатель издательского совета патриархии, часто обращается через Симоновича к хоругвеносцам, чтобы помочь провести крестный ход. Часто к нам приходят отец Олег Стеняев, отец Александр Шаргунов… Раньше иногда крестный ход проходит только силами мирян, сейчас батюшка обязательно есть. Но в любом случае в этих стояниях речей становится все меньше и меньше, а все больше и больше становится молитв. Ход начинается молебном, потом читается акафист, потом кратко говорится несколько слов о том, в честь чего свершается крестный ход, выстроившись колонной, шествуют. Ход обязательно кончается у храма. Обычно идут от памятника-часовни героям Плевны по Кремлевской набережной до храма Святителя Николая на Берсеневке, где отец Кирилл Сахаров.

— Почему выбрано это направление?

— Придается огромный и символический, и ритуальный смысл несения здесь хоругвей. Это молитвенное очищение, духовная дезинфекция. Сами хоругви — образ воздействует на человека сильнее, чем слово. Появление образов Христа, Богородицы, святых на улицах Москвы, это уже явление очень значительное, враг рода человеческого посрамляется и все ангелы его.

— Какова реакция окружающих?

— Знаешь, абсолютно все люди воспринимают крестный ход радостно.

— А негативная реакция бывает?

— Разве что пьянь какая-нибудь. Вон, мол, черносотенцы пошли.

А в основном, увидев, люди крестятся. Некоторые останавливаются и провожают взглядом почтительным. Нет совсем отрицательной реакции. Вот был такой случай, шли по Никольской, а там кафе какое-то частное проходили мимо, и было открыто окно летом в посудомоечную, а там — молодой парнишка посуду моет. Когда крестный ход поравнялся с кафе, парнишка этот оставил посуду, загляделся и вот так молитвенно совершенно и задумчиво перекрестился. Разные люди встречаются. Проходим мимо казино, где совершенно такие осовелые морды, выпавшие из реальности, они выходят закуривать сигарету и останавливаются остолбеневшие, и пока крестный ход не пройдет, они стоят недвижно. Милиция очень уважительно относится, они понимают, что здесь никакие не бунтари, что эти люди уважают порядок.

Еще стоит сказать, что большую роль в становлении крестных ходов сыграло радио «Радонеж», потому что они объявляли и комментировали события, по поводу которых совершались крестные ходы. Это радио стало любимым не только среди православных, но и среди всех, кто ищет правду и стремится к истине. Поэтому последнее время на крестных ходах участвует много людей, которых мы бы не назвали церковными.

Сайт Союза Православных Хоругвеносцев: www.istinnopycckie.narod.ru

Беседовал Богомяков В.Г.

Интернет-журнал «Русская неделя


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика