Православие и Мир | Протоиерей Анатолий Малинин | 09.10.2006 |
«Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела
и прославили Отца вашего Небесного»
от Матфея 5. 16
«Хочешь увидеть луч света? Сделай глаза свои чистыми, здоровыми и зоркими. Господь показал тебе Свет истинный, но если ты, избегая света, устремляешься во тьму какое ты найдешь оправдание, какое прощение?» говорит святитель Иоанн Златоуст.
Бог есть Истина, Свет, Любовь. Это троическое определение Бога сливается воедино. Оно открылось вновь в лице Иисуса Христа, Который засвидетельствовал это в Своей жизни и в учении. И все истинные последователи Христа, подобно апостолу Павлу, который говорил: «Не я живу, но живет во мне Христос"(Гал.2.20), истинствуя свидетельствовали о Божественном Свете и о неизреченной Божественной Любви. Особенно это можно видеть на примере преподобных отцов, которые проводили свою жизнь в отдаленности от людей, а затем делались духоносными отцами, и свет их жизни и учения просвещал многих людей при их жизни и после их блаженной кончины. Они, познав истину человеческой жизни по учению Священного Писания и посредством духовных подвигов, стяжали Дух Святой, Который просветил их и прославил здесь, на земле, потому что они прославляли Бога, Отца Небесного.
На примере жития преподобный Сергия Радонежского можно проследить, как он возрастал в совершенного духовного мужа и как его святость просвещала и по сей день просвещает множество людей, приходящих к нему. До монашества у преподобный Сергия было имя Варфоломей, он с детских лет своим поведением и образом жизни отличался от своих братьев и товарищей: любил молиться и строго постился в среду и в пятницу он ничего не вкушал, а в остальные дни питался только хлебом и водой. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями, которые учились успешно, а Варфоломей отставал в учении.
Он очень переживал об этом и горячо молился, чтобы Господь помог ему в учебе. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. Тот по дороге встретил посланного Богом ангела в иноческом образе: старец стоял под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, поклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте. Отче святый, помолись за меня Богу, чтобы он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частичку просфоры: «Возьми, чадо, съешь, сказал он, это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одно Богослужение.
Благочестивые родители отрока Варфоломея воспитали своего сына в страхе Божием и смиренномудрии, и Господь сподобил его явления ангела… После этого Варфоломей получил просвещение ума и сердца своего так, что он без труда стал читать и понимать Священное Писание, стал больше вникать в молитвы, Богослужение, занимаясь чтением святых отцов. Этим трудом он просвещал свою душу и укреплял ее в духовном делании. В то же время Варфоломей вел аскетический образ жизни, все время пребывая в посте и физическом труде. Так что еще до принятия монашества Варфоломей своею жизнью показал образец монашеской жизни.
С юных лет Варфоломей горел желанием уйти в монастырь, но родители просили его послужить им в старости их. И благодатный сын повиновался воле родительской. Он прилагал все свое старание, чтобы угодить святым родителям и упокоить их старость, чтобы заслужить их благословение и молитвы. Не связанный семейными заботами, он всего себя посвятил упокоению родителей и по своему кроткому, любящему характеру был как нельзя более способен к этому.
Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям Варфоломея Кириллу и Марии. Они при конце своей многоскорбной жизни пожелали по благочестивому обычаю древности воспринять ангельский образ. Но они не долго потрудились в своем новом звании и с миром отошли ко Господу на вечный покой.
Похоронив родителей, Варфоломей вместе со своим братом Стефаном удалились для пустынножительства в лес около Радонежа. Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во имя Пресвятой Троицы.
Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей после ухода брата решил принять иночество.
7 октября 1337 года он принял монашеский постриг от игумена Митрофана с именем Сергия в честь святого мученика Сергия. Пострижением Сергий положил начало своей обители. Преподобный, претерпевая различные искушения и бесовские страхования, духовно совершенствовался, восходя от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим себе духовного руководителя. Приходящие иноки, видя духовное преуспевание преподобного Сергия, становились его учениками. Всех приходящих к нему он принимал с любовью. Таким образом, стала созидаться обитель в честь Святой Троицы.
Преподобный Сергий отличался редким трудолюбием. Он своими руками построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии, смиренно выполнял другие работы и в то же время непрестанно творил молитву, совершал богослужение, бодрствование и пост. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось.
В 1354 году преподобный Сергий принял посвящение во иеромонахи, а затем был возведен в сан игумена, но он по-прежнему так же много трудился, показывая пример своей братии.
Таким образом, преподобный Сергий занимался просвещением своей души не усвоением различных учений, не примером мудрецов мира сего, а вниманием к своей жизни и своей душе и постоянной молитвой.
Преподобный Сергий, находясь в постоянном бодрствовании, в физическом труде, в духовном трезвении и молитве, познал великое таинство то духовное рождение, которое святые отцы называли «наукой из наук, искусством из искусств и художеством из художеств». О таком рождении говорил Христос в беседе с Никодимом: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родиться свыше, не может увидеть Царствия Божия. Рожденное по плоти есть плоть. А рожденное от духа есть дух» (Ин. 3, 3−6). В этих словах Господних указывается на Таинство, вводящее нас в трезвенную, умную Божественную жизнь. Таинство это есть возрождение души от Духа Божия. Рожденный по плоти живет жизнью плотской, вещественной, плотолюбной. Рожденный от Духа Святого живет духовной, небесной, Божественной жизнью.
Рождение свыше, о котором говорит Христос, есть рождение от Духа Святого. О таком рождении рассуждает преподобный Симеон Новый Богослов: «Не прельщайтесь, Бог есть Огонь, и когда он пришел на землю и сделался человеком, вверг Огнь на землю, как Сам говорит (Лк. 12, 9). Огнь сей всюду обходит, ища себе вещества, то есть доброго сердца и произволения, чтобы пасть внутрь его и возжечься. В ком возжигается он, в том происходит и пламя великое, достигающее до небес, и не дает ему уже быть в бездействии и предаваться покою.
Он не опаляет души, в которых возгорается, хотя возгорание сие бывает не без восчувствования его душою, как думают некоторые из мертвых душою. Душа не есть бесчувственное вещество, но есть существо чувствующее и разумное. Посему она в самом начале чувствует, сознает возгорание Огня этого, и сие тем паче, что оно сопровождается чрезмерным и нетерпимым болезнованием сердечным. Потом, когда Огнь сей очистит нас совершенно от всякой скверны страстей, тогда навсегда уже делается внутрь нас и Пищею, и Питием, и Светом, и Радостью, и нас самих сделает светом по причастию в той мере, в какой делаемся мы причастниками Света Его».
Бог есть Любовь, и тот, кто пребывает в Боге, пребывает и в любви. Преподобный Сергий, всегда пребывающий в молитвенном общении с Богом, был исполнен любовью ко всем приходящим и живущим с ним. Несмотря на скудость монастырской жизни, преподобный Сергий старался всячески помочь своей братии. Если у него ничего не было, то он своим физическим трудом облегчал их подвижническую жизнь. Так, он как-то одному иноку из братии его обители построил сени к келлии, где тот жил, за гнилые куски хлеба, которого не было у игумена. Иноки испытывали трудности с водой, так как нужно было за ней ходить довольно далеко. Тогда преподобный Сергий своей молитвой, подобно Моисею, изведшему воду в пустыне из камня израильтянам, извел воду из земли. Обильный источник холодной ключевой воды потек быстрым ручьем по долине, и с той поры обитель преподобного Сергия не имела недостатка в воде.
Души святых, просвещенные Божественной благодатью, делаются и сами светом. Но такой свет не всякий человек видит, он невидим для простого глаза. Такой свет может видеть только тот, кто сам его имеет. Лишь в исключительных случаях такой свет бывает видим простому, неодухотворенному человеку. В смиренном сердце преподобный Сергия тихо сиял неизреченный свет благодати Божией, согревая его духовное существо. Для его духовного взора как бы не существовало преград вещественных, ни расстояния, ни самого времени: он видит «далече отстоящее, яко близ сущее и зрит будущее, как бы настоящее».
Перед Куликовской битвой преподобный Сергий предсказал великому князю Димитрию Донскому его победу над Мамаем, и в самый час битвы созерцал он духовными очами то, что совершалось на поле сражения.
Вот еще случай этой дивной прозорливости. Святитель Стефан, просветитель Перми, ехал в Москву. Путь его лежал мимо обители Сергиевой, всего в десяти верстах от нее, и святому Стефану очень захотелось видеться со святым ее игуменом. Но обстоятельства требовали спешить в столицу, и он решил посетить преподобного на обратном пути. И вот, поравнявшись с обителью, святитель Стефан прочитал молитву «Достойно есть яко воистину…» и, издали поклонившись в ту сторону, где находилась обитель Сергиева, проговорил: «Мир тебе, духовный брат мой!» В это время преподобный Сергий сидел за трапезою с братией. Вдруг он встает из-за стола и, после краткой молитвы, делает поклон к западу и тихо молвит: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой».
На примере жития преподобного Сергия можно видеть, как он просвещал свою душу посредством аскетической жизни, смирения, трудолюбия и непрестанной молитвы. Он достиг чистоты сердца. А Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мтф. 5, 8). Преподобный Сергий с юных лет познал Истину в лице Иисуса Христа, он стремился облечься во Христа. Христос есть Свет, мы слышим во время богослужения: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный». Тот, кто познал Христа как основу человеческой жизни и положил, подобно камню, в основу своего бытия эту Истину, тот сподобляется духовного просвещения и озарения, у того открываются очи духовные. «Бог есть любовь"-, как говорит апостол любви Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 8). Признак истинного христианина пребывать в любви. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13, 35).
Истинное просвещение состоит в том, чтобы принять Христа как основу жизни эту Божественную Истину, которая разрешит все вопросы человеческого бытия и, как Свет, будет проявляться по отношению к человечеству и всему сотворенному в самозабвенной любви ко всему.
Платон, митрополит Московский, пишет: «Надежнее дело, чем слово. Вредно просвещение, когда им не руководит благоразумие и честность, полезнее посредственное знание, утвержденное опытом, нежели одна высокопарная мысль. Опыт действительнее многословной науки, которая на словах представляет многое, на деле ничего. Что пользы уметь распутывать хитросплетенные слова и не уметь развязывать узлы сомневающейся совести? Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36) тщетны тогда науки и бесполезны. Да что говорю бесполезны! Не может быть вреднее того человека, который бы имел науки, но не имел праведной совести. И потому несомненно, что самая лучшая наука бывает делом, а не одним словом. Это наука Евангельская; ибо христианской мудрости свойственно философствовать не словами, но делами. Евангелие учит, что «Царствие Божие не в слове, но в силе» (1 Кор.4.20).
Господь наш желает, чтобы Его последователь был как светило в мире. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного» (Мтф. 5.16; Филп.2.13−16;Мтф.13.43).
Но кто об этом не радеет, тот помрачает внутреннее зрение и ослепляет око своей души. А не радеет тот, кто так живет, будто он состоит только из одного тела, из одной плоти и крови, будто он затем создан, чтобы служить одному телу, угождать чувствам, думать об одном внешнем. Такой ничем себя не отличает от бессловесных животных и не только не просвещает свое душевное зрение, но едва ли не погашает в себе и естественный свет, возжженный Богом при его рождении.
Нет, этот свет разума, с которым ты рожден, есть только семя, которое, если падает на тучную землю и удобряется трудом, прорастает и приносит плод. Но если брошено на каменистую землю и никакой заботы о нем приложено не будет, оно останется бесплодным и сгниет.
При этом нам не служит к извинению то, что мы свободны, однако драгоценный дар свободы получили не для того, чтобы обращать его на зло, но на добро. И доброе действие для нас тем славнее, что оно не является необходимым следствием естества, но плодом наших свободных усилий.
Бог свободен, но Он Добро, а мы призваны направлять свои действия по Его образу.