Русская неделя | Дмитрий Майоров | 03.10.2006 |
Современные ученые выделяют несколько направлений модернизации образовательно-воспитательной деятельности в средней и высшей школе, и не только в сфере гуманитарной, но, прежде всего, в сфере естественнонаучной, с целью воспитания у школьников и студентов бережного отношения к природе и обществу. Например, Т.Я. Дубнищева полагает, что «экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, а напротив — недостаточным распространением в обществе научных знаний, принятием безответственных решений, бесконтрольным развитием человеческих потребностей далеко не высшего порядка в ущерб окружающей природе…. Поэтому в обучении важны и современные знания, и соответствующие им ответственность и мораль. Гуманизация общества и образования стала насущной потребностью времени» [1]. Другое направление преобразований предлагает И.М. Швец. Речь идет об экологизации школьной системы образования. По ее мнению, «среди школьных дисциплин в развитии тенденции экологизации особое место принадлежит естественнонаучным дисциплинам, формирующим естественнонаучное мировоззрение, стиль и способ мышления, на основе которых выстраиваются взаимоотношения человека с окружающим его миром и формируется соответствующее общественное сознание, управляющее этим процессом…Существенные изменения в связи с экологизацией претерпевают методы преподавания естественнонаучных дисциплин. В них предусматривается не только передача экологических знаний, но и выработка к ним соответствующего отношения от озабоченности до ответственности, что возможно только с помощью личностно-ориентированных методов обучения». [2] С этим утверждением перекликается позиция Е.А.Паладянц: «Переход от знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной влечет пересмотр основных педагогических установок, в том числе и в формировании мировоззрения школьников. Наиболее остро этот процесс проявляется в дефиците теоретических и практических оснований воспитательной работы, восполняющийся притягательными в своей доступности примитивными ценностями, ориентированными, прежде всего, на эмоциональные переживания, не развивающие высокие нравственные идеалы молодежи». [3] Улучшение содержания образования путем интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе — исследование Ю.В.Шибановой: «Приоритетное направление современного образования на развитие личности требует новых подходов к построению содержания образования. В настоящее время идет интенсивный поиск его новой парадигмы, основные черты которой — фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. В этих условиях необходима определённая корректировка содержания естественнонаучного образования и способов его развертывания в обучении». [4]
Как мы видим, экологизация, гуманизация, лично-ориентированный подход, фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности и т. д. — средства, направленные на улучшение качества естественнонаучного школьного образования. В результате внедрения таких инновационных образовательных технологий следовало бы ожидать увидеть в школьниках и студентах формирование зрелой гражданской позиции и ответственного бережного отношения к природе и обществу. Доброе, нравственное отношение к людям и окружающему миру хотел бы видеть в своих учениках каждый педагог. Но на наш взгляд, невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным религиозно-этическим ценностям.
Для России такими аксиологическими ориентирами уже более тысячелетия являются идеалы Святой Руси — вечные истины православного христианства. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в гл. XIV «Светские наука, культура, образование» говорится следующее: «Научно-технологический уровень цивилизации ныне таков, что преступные действия небольшой группы людей в принципе могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут все высшие формы жизни. С христианской точки зрения, такие последствия возникли в силу ложного принципа, лежащего в основе современного научно-технического развития. Он заключается в априорной установке, что это развитие не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими или религиозными требованиями. Однако при подобной „свободе“ научно-техническое развитие оказывается во власти человеческих страстей, прежде всего тщеславия, гордости, жажды наибольшего комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни, со всеми вытекающими отсюда негативными явлениями. Поэтому ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями». [5]
После 1988 года, когда Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси, стали появляться православные гимназии, открываться кафедры теологии и религиоведения, новые Духовные училища и семинарии. Наряду с церковными дисциплинами в этих учебных заведениях необходимо преподаются и светские предметы. Накоплен немалый дидактический опыт изложения не только гуманитарных, но и естественнонаучных дисциплин с позиций формирования у учащихся бережного отношения к человеку, нравственной ответственности ученого за результаты своего труда, ибо христиане веруют, что мир — дело рук Божиих, и мы ответим перед Богом, как мы жили в Его мире и делали. К сожалению, о широком сотрудничестве светского и религиозного образования в России говорить пока рано. Атеистически воспитанным педагогам крайне тяжело слышать о библейской картине мироздания, хотя она нисколько не противоречит современной космогонии. [6]
И все же, плодотворный диалог научного и религиозного мировоззрений и возможен, и неизбежно необходим в деле воспитания в детях лучших качеств человеческой души — любви к Богу, людям и окружающей природе. М.В.Ломоносов справедливо писал: наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет». Эту же мысль выразил святитель Московский Филарет: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством» [7].
[2] Швец И.М. Теория и методика экологизации естественнонаучного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург 2001, http://www.w3.org/TR/REC-html40
[3] Паладянц Е. А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ставрополь, 1999.
[4] Шибанова Ю. В. Дидактические основы интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Улан-Удэ. 1999.
[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. XIV. «Светские наука, культура, образование"/ Официальный сайт Русской Православной Церкви: http://www.russian-orthodox-church.org.ru
[6] Сборник «Той повеле и создашася. Современные ученые о сотворении мира». — Клин, Фонд «Христианская жизнь», 1999 г.
[7] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. XIV.
Интернет-журнал «Русская неделя»