Русская линия
Русская неделяМитрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов)22.09.2006 

Мы должны спасти наших детей

Православие требует от человека не только мужества дела, но и мужества мысли. Сегодня, когда мы обсуждаем вопросы духовного воспитания, мы должны честно и мужественно, не уклоняясь в сторону, ответить на вопрос — что ждет наших детей в обозримом будущем? А ответив на вопрос, мы сможем точно сказать, что ждет нашу страну и наш народ. Кто-то скажет — ну почему только от этого зависит будущее, в воспитании важно все. Да, безусловно, в воспитании важно все — и физическое воспитание, и умственное, и Церковь неустанно об этом напоминает. И лично я говорил и говорю — наши дети должны больше двигаться, больше играть. Не сможет ребенок часами сидеть за партой, а если и сможет, то из него просто вырастет больной человек. Я с горечью вижу, что у нас этому до сих пор не уделяется должное внимание. Вот напротив моих покоев находится 32-я школа, которую я регулярно посещаю. В Курске в каждую школу направлен священник, которую он не реже одного раза в неделю обязан посещать. Мне определена 32-я. И сколько раз я говорил — постройте вокруг школы спортивные площадки, пусть дети катаются на лыжах, коньках, играют в футбол, волейбол, другие подвижные игры. Построили… высотные дома.

Как будут расти дети среди этих домов, куда и солнце не всегда заглядывает? Поэтому я считаю, что мы обязаны всерьез подумать о том, как обеспечить физическое здоровье наших детей. Для этого ведь не надо каких-то дорогих спортзалов, бассейнов, достаточно оборудовать простые спортивные площадки. Но сегодня мы вправе задать и другой вопрос — а только ли спортом, правильным хорошим питанием обеспечивается детское здоровье? Не знаю, как вам, а мне всегда тяжело видеть, сколько девушек, девочек даже, сегодня курит. Это уже само по себе страшно. Разве было такое возможно в дни моей молодости? И виноваты в этом не только дети, но и мы, взрослые. Разве в наши дни можно было видеть, чтобы учитель с учеником раскуривал папироску или учительница отплясывала с учеником соблазнительный танец? Нет, разумеется. А значит в том, что происходит, больше нашей вины. Но зададим себе вопрос — девушка, которая курит, пьет, ведет аморальный образ жизни, сможет ли она родить в будущем нормального здорового ребенка? Ответьте на этот вопрос честно. И поможет ли этому ребенку физкультура и спорт вместе взятые и помогут ли этому ребенку самые изощренные методы? Разве современная педагогика нашла способы воспитания из идиота человека, способного обучаться в вузе? Да и не проще ли воспитывать нормальных от рождения детей? И давайте спросим себя — сегодня в нашей области делается все, чтобы распахать заросшие поля, заставить работать остановленные заводы, но кто продолжит наше дело, если на смену нам придет физически ущербное, умственно неполноценное и морально деградированное поколение? Кто? Не окажемся ли мы завтра в лучшем случае колонией — Японии, Китая, Турции, Германии, Америки, то есть любой страны, которая сохранит свой генофонд и достойно воспитает подрастающее поколение. Если мы честно ответим на эти вопросы, то признаем — колонизированы мы можем быть уже завтра и то, если наши дети смогут трудиться на уровне, приемлемом для новых хозяев. Тогда им будет позволено жить жизнью рабов, современных, разумеется. Ведь человека совсем необязательно заковывать в цепи, чтобы лишать свободы. А если нет, то наших детей просто уничтожат, освободив жизненное пространство для другой, более рентабельной рабочей силы. И если кто-то из уроков Великой Отечественной или современной чеченской войны не сделал никаких выводов и ничего не понял, то разве может быть такой человек хоть каким-нибудь руководителем? Конечно, приходится слышать — владыка, зачем вы сгущаете краски, кто нас завоюет. Ну, вспомним историю нашей страны, и станет очевидно, что неумеренная гордыня, как правило, проявлялась, причем, не только у нас, накануне величайших потрясений. Вспомним начало Великой Отечественной войны. Кто тогда не думал, что Красная армия будет воевать на чужой территории? И поэтому, чтобы предвидеть наше недалекое будущее, давайте просто зададим себе вопрос — сколько сегодня в нашей стране наркоманов? В лучшем случае, сотни тысяч, в худшем — миллионы. Скажем честно и мужественно — большинство из них уже не жильцы на этом свете. Говорить о катастрофической алкоголизации молодежи и спрашивать о количестве алкоголиков в стране даже неприлично. А ведь наркомания, алкоголизм — это не только гибель самых молодых людей, но это миллионы брошенных детей, престарелых родителей. По официальным данным, в нашей стране 240 тысяч ВИЧ-инфицированных, по неофициальным в 4 раза больше, а по некоторым сведениям, каждый 10-й молодой человек в нашей стране уже болен СПИДом. Это человек, приговоренный к смерти, вопрос лишь в сроках исполнения приговора в исполнение. Казалось бы, в этой ситуации надо принять жесточайшие меры, чтобы остановить невиданную, самую страшную в истории человечества болезнь, а мы делаем вид, что у нас такой проблемы нет. Даже для самых умеренных сект, коих в нашей стране сегодня сотни, если не тысячи, мы враги. Задайте вопрос человеку из секты свидетелей Иеговы — что такое праздник Победы? И вы услышите в ответ — праздник убийц. Это в лучшем случае. Ну, зачем кому-то вводить свои войска в Россию, когда их армия из множества сектантов уже находится в России? Отдай команду, и у них не будет разговоров и вопросов — что делать с убийцами. Можно продолжить список тех реальных, многомасштабных угроз, которые нависают над нашим народом, над каждым человеком, но прежде всего над каждым ребенком, над каждым нашим внуком. Я не думаю, что меньшую опасность представляют средства массовой информации или так называемая молодежная субкультура. А возьмите катастрофический распад молодых семей. Можно ли не замечать реальные угрозы? Увы, некоторые руководители не только умудряются не замечать, но и насмехаются. Хочется спросить у таких руководителей — будут ли они смеяться над своим ребенком-наркоманом, алкоголиком, ребенком, обреченным на смерть, ребенком, попавшим в секту? Я таковых еще не видел, хотя у меня просят помощи тысячи несчастных родителей.

Каков же выход из этой ситуации? Он один — полноценное, систематическое и целенаправленное духовно-нравственное воспитание. Мы должны сформировать молодое поколение, способное жить в соответствии с высшими ценностями, поколение, невосприимчивое к любому злу. А для этого мы должны создать целостную систему духовно-нравственного воспитания, начиная с дошкольных учреждений, и особую роль при этом должны отвести школе. Эта система должна включать в себя как минимум три компонента: уроки православной культуры, перестройку других школьных предметов с учетом духовно-нравственных констант и доминант России и полноценную воспитательную работу, выстроенную на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.

Можем ли мы сегодня это сделать? Да, можем, как это мы сделали в Курской области. Незадолго до Рождественских чтений мы провели семинар директоров школ и преподавателей православной культуры во всех районах и городах области и могу свидетельствовать, что во многих районах нет ни одного противника этого предмета, а в районах, где они есть, это в буквальном смысле 1−2 человека, по крайней мере, трех противников мы не встретили ни в одном районе. Напротив, все директора говорили об одном — надо официально ввести этот предмет с 1 по 11 класс, иначе никогда не кончится текучка. В этом году в одном классе преподаем, на следующий год — в другом. В результате нет системы. А если официально будет введен этот предмет во всех классах, то все будут работать над совершенствованием системы и уже не будут думать — нужен или не нужен этот предмет, отменять или не отменять его.

Почему произошла такая кардинальная смена настроений у управленческого корпуса образовательных учреждений Курской области? Я думаю, что это совсем не случайно. С одной стороны, любой честный человек видит, что сегодня идет тотальная война по уничтожению нашей молодежи. С другой стороны, школы, в которых хорошо поставлено изучение православной культуры, уже имеют положительные результаты. Буквально во всех районах нам говорили об этом. Это десятки и десятки свидетельств. Я приведу только слова директора средней Максимовской школы Солнцевского района Кравченко: «Вы понимаете, в нашей деревне все пьют — и отцы, и матери, и дедушки, и бабушки, а между тем, наши дети не попадают в милицию. Я объясняю это только тем, что в нашей школе с 1997 года преподается православная культура». И в самом деле, у нас в области в прошлом году по официальным данным на 26% сократилась детская преступность. Даже в таком неблагополучном районе, как Солнцевский, процент сокращения равен 14. Не замечать этого может, простите меня за грубость, только враг своих детей.

Однако, обсуждая эту тему, мы должны, конечно же, услышать и голоса противников изучения этого предмета в школе, их доводы, аргументы против православной культуры. Первое возражение — да, у нас есть свободные часы в региональном компоненте учебного плана, но ведь у нас есть и другие предметы — и экономика, и логика, и право, и мировая художественная культура, и риторика. К тому же Министерство образования даже в начальную школу вводит все новые и новые предметы. Где взять время на православную культуру? Думаю, однако, дело не во времени. Нет понимания необходимости спасения наших детей. К сожалению, сегодня такие руководители образовательных учреждений не просто смирились с нравственной гибелью подростков, но любая попытка спасти их вызывает у них озлобление. При этом свое нежелание они прикрывают ссылками на время. Да, конечно, мы должны уметь танцевать, говорить по-английски, но представим себе отнюдь не выдуманную, реальную картину — молодые, хорошо танцующие на дискотеке, знающие английский язык — ВИЧ-инфицированные наркоманы. Эта жуткая картина — уже повседневная реальность наших дней. Что же ждет нас завтра?

Второе из возражений — у нас светская школа и изучать этот предмет нельзя. Зададим встречный вопрос. В Европе почти во всех странах изучается Закон Божий. Разве там не светская школа? Так почему в Европе можно, а у нас нельзя? Нельзя изучать даже православную культуру, а не Закон Божий.

Третье. Я озвучу возражение одного из районных директоров, которое он высказал на семинаре директоров школ и преподавателей православной культуры: «У нас нет православной культуры в школе, потому что мы страна конфессиональная. Да, у нас в школе нет учеников-мусульман, но в другом районе в одной деревне живет несколько семей турок-месхетинцев. Разве мы не должны учитывать это?». Невольно хочется спросить — если вам ваши собственные дети не нужны, неужели вас волнуют дети турок-месхетинцев, которые, я уверен, посещают этот урок, если он преподается в школе, где живут эти семьи?

Встречаются подчас просто курьезные случаи. В Октябрьском районе выступает директор школы Алиев, мусульманин, честно, откровенно исповедующий ислам и доказывает, что православная культура нужна для каждого ребенка, для его нормального духовного и нравственного развития, и поэтому в его школе во всех классах она преподается. Выходит, в роли защитника Православия выступают мусульмане. А русский, потенциально православный, директор доказывает, что Православие — это мракобесие. Ну что тут скажешь? Разве что руками разведешь.

Четвертое возражение — почему вы навязываете этот предмет школе, детям, родителям, какое вы имеете право и кто вы такие, чтобы навязывать школе свои взгляды? Отвечаю — мы абсолютное большинство русского народа и его руководителей. Результаты анкетирования родителей 2003 года следующие. Опрошено 3212 человек по всей области. 93% родителей выступают за то, чтобы этот предмет изучался в школе, только 5 — против. Обратите внимание и на то, что почти 80% родителей выступают за то, чтобы этот курс велся постоянно. Возникает закономерный вопрос — чье мнение должно быть определяющим: 93-х или 5-ти процентов? 20−30 директоров школ района или только одного? И вообще что это за демократия, при которой 5% людей, которые не понимают, что творят, навязывают свою волю 93-м процентам? Я думаю, что это не демократия, а самое настоящее безволие, ведущее наш народ к погибели, или, в лучшем случае, к рабству. Нет, воля состоит в том, чтобы делать то, что нужно для спасения народа, и делать то, о чем просит нас народ, а его воля здесь вполне очевидна.

Сегодня речь идет о том, сохранит ли русский народ свое присутствие на этом свете, и в этой связи хочу сказать следующее. Все мы знаем, по крайней мере, из известного стихотворения Лермонтова, что есть Божий суд. Но есть и другой суд — суд истории. О нем другой наш гениальный поэт сказал: «Пусть ведают потомки православных». Да, каждое новое поколение вершит суд над своими предками. Мы по праву гордимся трудолюбием, мужеством, мудростью, добротой наших предков, но мы до сих пор осуждаем князей, по вине которых на 250 лет установилось иноземное иго, бояр, устроивших Смутное время, мы презираем предателей Отечества. Так вот если потеряем наше подрастающее поколение, то судить нашу историю, наш народ будет уже некому. Нас будут судить другие, как судят другие народы исчезнувшие этносы. Как, скажем, Римскую или Византийскую империю судим мы. До сих пор одна из них служит назиданием того, как величайший народ и величайшая цивилизация исчезли в силу нравственной деградации, а другая — и нравственной деградации, и вероотступничества. И если нам суждено будет исчезнуть из жизни, но не из истории (из истории такие великие народы не исчезают), то мы станем примером того невиданного случая в истории, когда несколько сот человек навязали целому народу, десяткам миллионов людей, программу уничтожения их собственных детей. И эти миллионы не нашли в себе ни воли, ни мужества, чтобы их спасти. Такого безумия история еще до сих пор не знала. Так неужели мы явим собой этот пример? Не хочется даже об этом думать. Вот почему мы должны по-настоящему заняться воспитанием наших детей, вот почему мы должны и обязаны спасти наших детей. Да поможет нам в этом Бог!

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru