Русская неделя | Дмитрий Дурыгин | 05.09.2006 |
— Но ведь занимая ребят спортом, тем самым планируется отвлечь их от вредных привычек?
— Вот-вот, именно отвлечь. Потому что современная система физического воспитания не столько прививает навык физической культуры движений, сколько является пусковой ступенькой в систему большого спорта. Подчеркну — большого спорта как профессиональной отрасли общественной деятельности. Существует расхожее мнение, что спортсмен — это здоровый человек. Эталон здоровья — мускулистое тело атлета. Но почему-то сейчас не вдаются в подробности, что значит сформировать и воспитать спортсмена-атлета. Развитие мускулатуры или иных профессиональных качеств всегда идет в ущерб других показателей физического или психического здоровья. Использование анаболиков и иных стимуляторов приводит к тяжелым нарушениям в эндокринной, нервно-вегетативной и пищевой системе, нарушению зрения.
Современными исследованиями доказано, что высокие спортивные нагрузки значительно повышают внутричерепное давление и обедняют кровоснабжение головного мозга. С чем связана знаменитая, ставшая притчей во языцех, интеллектуальная и духовная незрелость спортсменов?
Спортивные тренировки, занимая большую часть свободного времени и нацеливая человека на достижение тщеславных побуждений, т. е. высоких спортивных результатов, отвлекают от насущных проблем его собственной души и жизни. Практическая, житейская никчемность высоких спортивных достижений делает искусственными те отношения, которые складываются в спортивной среде. Подростки, школьники, учащиеся ПТУ, стремясь в спорт, невольно окунаются в существующую систему ценностей и отношений.
— А есть ли православная альтернатива большому спорту? То же бытовое мнение представляет православного человека как хилого, унылого, сутулого и рахитичного молитвенника с шишкой на лбу и мозолях на коленях. Считается, что Православие и физическая активность, кроме поклонов, не совместимы.
— Это так и не так. Не совместимы Православие и большой спорт, играющий на гамме человеческих страстей и пороков. Но в систему православного воспитания органично вписывается естественная активность, необходимая для труда и обороны Отечества, если мы говорим о мальчиках. Православное воспитание всегда приближает людей к естественным формам жизни и личностных отношений. Очень сложно увидеть эти отношения в искусственных социумах городов и современных учебных заведений. Для нас был показателен тот опыт, который мы получили прошлым летом в туристических походах по р. Тавде и р. Песчанке на Алтае.
— В чем он заключался?
— Оказываясь один на один с суровой природой, люди вначале тяжело теряют внешнюю шелуху и грязь искусственной жизни. А затем представляют собой именно то, чем являются на самом деле. Вот здесь и начинаются естественные отношения в естественных условиях.
Это суровая картина и суровая школа. Далеко не всегда приятная, потому что резко высвечивает как положительные, так и отрицательные качества человеческой личности, возможности его душевных и физических сил. В условиях суровой природы очень легко проступает приоритетность душевных сил над физическими. Постепенно природа начинает успокаивать и изменять человека. Отношения в группе становятся более естественными.
— В чем это проявляется?
— Единоначалие. Личная ответственность за порученное дело. Взаимопомощь. Терпение чужих недостатков. Сострадание. Жертвенность.
Во время похода естественным образом развиваются и физические качества его участников: сила, выносливость, находчивость, смелость, разумная осторожность.
Этим летом от Тюменского благочиния планируются водные туристические маршруты по р. Тобол. Сейчас идет подготовительный этап, согласовывается маршрут. Желающие могут подавать свои заявки в Тюменское благочиние, которое находится в г. Тюмени, при Знаменском кафедральном соборе.
— В достаточно полной мере задачи православного воспитания, отдыха и физического развития решаются в программах православного туризма движения скаутов…
— Скауты в интересной для молодежи, игровой форме изучают Православие, культурное и историческое наследие наших предков. Активно отдыхают на природе, физически развиваются, изучая основы выживания в экстремальных ситуациях. Моделируют правильные общественные отношения. Учатся будущему управлению страной.