Русская линия | 25.11.2009 |
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, не видит никакого конфликта между религией и наукой. «Этот конфликт выдуман недалекими людьми, для которых конфликт важен сам по себе. Им также нужно найти оправдание для своих грехов и страстей. Поэтому для разжигания конфликта ценен любой предлог, особенно, если он имеет хоть какую-то наукообразную оболочку», — сказал он.
«Церковь не должна вмешиваться в научные споры. Это не ее поле деятельности. Церковь вводит человека в жизнь вечную, учит любить Бога. А наука не может научить человека любви и не объяснит, что это такое, — как не объяснит, Кто есть Бог», — добавил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также считает, что между верой и наукой не может быть никакой розни, потому что обе они обращены к Единому Творцу мира и человека.
«Действительно и книга Дарвина, и он сам помимо его воли стали орудием антицерковной пропаганды, для которой в западном обществе уже несколько веков готовилась почва, на которой и явились антихристианские движения, старающиеся оторвать человека от Христа и подчинить его лукавому духу века сего», — согласился он.
«Что касается собственно происхождения видов, то эта проблема так до сих пор и не нашла убедительного научного решения. Современная наука предлагает несколько взаимоисключающих гипотез. Но, по крайней мере, данные генетики уже не позволяют удовольствоваться формулой о происхождении человека от обезьяны. Процесс эволюции, подтверждается наукой в отношении простейших организмов, но не человека как вида. И это не противоречит учению Церкви. Человек же может эволюционировать нравственно, интеллектуально, культурно. И такую эволюцию отрицать бессмысленно», — добавил протоиерей.
«Теория Дарвина, на мой взгляд, не подкреплена никакой серьезной базой фактов и данных, но идеологически полезна тем, кто пытается оправдать свой скотский образ жизни. Поэтому те, для кого человек — животное, и цепляются за эту теорию Дарвина», — сказал в свою очередь Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина.
«А те, кто верит в нравственный закон, данный человеку, выступают с позиций креационизма. Я не на стороне обезьян, а на стороне ангелов», — добавил отец игумен. «Четкая позиция у Церкви на этот счет давно сформировалась, а если кто и считает иначе, то это не сказывается на мнении православного сообщества в целом», — сказал отец Лука.
Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений, отметил, что знаменем атеизма Дарвин стал не по своей воле. «Не сам Дарвин, а те люди, которые боролись с Церковью, взяли его труд как знамя борьбы с религией. Под этим знаменем эта борьба ведется и сейчас», — сказал он.
«Здесь надо различать два аспекта: научная истина и некая идеологическая платформа борьбы с Церковью. К сожалению, доминирует именно вторая составляющая. Дарвинизм рассматривается, прежде всего, как попытка поставить под сомнение основные положения церковного учения о Боге как о Творце мира. И эта точка зрения не имеет ничего общего с поиском истины. Сама же наука не стоит на месте. Одни научные концепции сменяются другими», — подчеркнул священник.
«У верующего человека не должно быть противоречия между убежденностью в том, что мир сотворен Богом и уважением к науке, исследующей окружающий нас мир. Но главное заключается в том, что тайна творения не может быть раскрыта до конца. Она открывается Богом только в той степени, которая требуется для духовного развития и становления человека — в конце концов, для его спасения», — отметил отец Димитрий. «Мы не можем отрицать попытки науки проникнуть в тайну творения, но не можем и приветствовать попытки построить на достижениях науки атеистическое мировоззрение», — заключил он.
Русская линия