Русская линия | Михаил Ямбаев | 17.11.2009 |
«На данный момент трудно говорить каким методом будет избран новый Патриарх. Устав СПЦ нельзя изменить в отсутствие Патриарха, но нельзя исключать возможность, что архиереи все же решат иначе, так как Собор это наивысшая церковная законодательная власть», — сказал источник в СПЦ, пожелавший остаться анонимным.
Выборный Собор должен быть назначен Священным Архиерейским Синодом, который возглавляет Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. Судя по некоторым признакам, маловероятно, что выборы нового Патриарха состояться до Рождества 7 января следующего года. В СПЦ есть и те, кто считает, что Собор мог бы состояться на днях, близких к празднику Святого Саввы 27 января.
Член Священного Синода Епископ Нишский Ириней считает, что не следует торопиться, и что выборы нового Главы СПЦ могли бы пройти на весеннем Соборе в мае 2010 года.
После восстановления Сербской Патриархии в 1920 году и до 1958 года пять Глав СПЦ Димитрий, Варнава, Гаврило, Викентий и Герман избирались на выборных соборах большинством голосов. После Второй мировой войны коммунисты стали все больше вмешиваться в дела СПЦ. Чтобы выбор его наследника на Святосавском троне был лишен влияния со стороны, Патриарх Герман на внеочередном соборе, состоявшемся 14−15 сентября 1967 года, предложил изменить процедуру выборов главы СПЦ, и владыки приняли это предложение. Тогда были изменены статьи 42 и 43 Устава СПЦ и введен апостольский метод выборов. Согласно этой процедуре и был выбран Патриарх Павел 1 декабря 1990 года.
Такая процедура выборов предусматривает, что Собор, на котором присутствует не менее двух третей епископов, выбирает тайным голосованием абсолютным большинством трех кандидатов. Бумажки с именами трех кандидатов запечатываются в конверт. После молитвы в часовне Святого Симеона Мироточивого обычно один из старейших и влиятельных игуменов (в случае Патриарха Павла это был архимандрит Антоний) перемешивает бумажки в конверте и достает одну, передавая ее председательствующему на Соборе владыке, который разворачивает ее и зачитывает имя нового Патриарха.
Между тем, такая процедура выборов многим пришлась не по нраву… Тогда на весеннем Соборе 17 мая 2000 года были приняты новые положения о выборах Патриарха. Хотя изменения статей 42 и 43 никогда публично не были обнародованы, было известно, что апостольский жребий был отменен. Но уже на весеннем заседании Святого Архиерейского Собора 2005 года это решение было отменено и были возвращены положения 15 сентября 1967 года, предусматривающие процедуру апостольского жребия.
Епископ Сремский Василий в одном из своих авторских текстов пишет по поводу изменения процедуры выборов Главы СПЦ в 2005 году: «Это было сделано для того, чтобы, вернувшись к старой евангельской процедуре выборов Патриарха, Церковь и ее достоинство были ограждены от возможных внешних влияний. А именно, выбор жребием — это библейский новозаветный способ, которым Господь Бог, зная сердце каждого кандидата, его духовную и моральную величину, указывает на того, кто достоин этого великого Служения».
Миленко Пешич
«Политика», 17 ноября 2009 года
http://www.politika.rs/rubrike/Drustvo/Kako-ce-se-birati-novi-patrijarh.sr.html
Перевод с сербского Михаила Ямбаева
http://rusk.ru/st.php?idar=185911
|