Русская линия
Русская линияСвященник Александр Шумский14.11.2009 

Иерей Александр Шумский: «Для протестантов переход в лоно Католической церкви — это шаг вперед»
Священник о причинах и последствиях массового перехода протестантов в лоно Католической церкви

Иерей Александр Шумский «Очевидно, что сейчас Католическая церковь переживает духовный кризис. Католическая церковь теряет паству, потому что Европа все больше и больше отходит от церкви и от Христа. Поэтому перед Католической церковью встал вопрос, откуда брать паству. В Италии количество католических верующих пока большое, а уже во Франции, в Германии и в других европейских странах мало людей ходят в католическую церковь. Поэтому католики и ищут возможности увеличения своей паствы. Но, если духовно рассудить, то упадок протестантизма больший, чем кризис католицизма. В протестантизме дело дошло и до разрешения однополых браков, там появились женщины-священнослужители вплоть до „архиереев“. Духовно-нравственное падение в протестантских странах и, в частности, в Англиканской церкви, беспрецедентное, поэтому, возможно, для протестантов переход в лоно Католической церкви — это шаг вперед. Для них это лучше, чем оставаться в прежнем положении», — заявил в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский, анализируя причины и последствия массового перехода протестантов в лоно Католической церкви.

Тем временем, как сообщает Благовест-инфо, группа консервативных англиканских примасов GAFCON опубликовала ответ на предложение папы Римского Бенедикта XVI перейти в католицизм. Согласно «Anglicanorum Coetibus» — новой апостольской конституции понтифика, недовольные либеральными изменениями англиканские общины смогут переходить в лоно Католической церкви, при этом сохраняя относительную автономию и англиканские литургические традиции. Лидеры англиканских провинций Африки, Азии и Латинской Америки, входящие в объединения GAFCON (Global Anglican Future Conference — Конференция за глобальное англиканское будущее) и FCA (Fellowship of Confessing Anglicans — Братство исповедующих англикан) заявили о своем намерении сохранять независимость и верность протестантизму.

«Любезным» названо предложение папы в официальном заявлении лидера Церкви Нигерии архиепископа Питера Акинолы. «Оно отражает, — пишет африканский прелат, — ту же преданность исторической апостольской вере, нравственному учению и глобальной миссии», которого придерживаются консервативные англикане. «Мы глубоко признательны, но скорбим о том, что кризис в Англиканском сообществе сделал такое беспрецедентное предложение необходимым», — пишет Акинола. Сообщество, объединяющее более 70 млн верующих, оказалось на грани раскола после того, как в Епископальной церкви США был рукоположен епископ-гомосексуалист , а в Церкви Канады начали благословлять однополые союзы.

Несмотря на это, Акинола и его соратники убеждены, что «у англиканства — светлое будущее, если мы укоренены в Святом Писании и послушны Господу», а в Сообществе есть место тем, кто придерживается консервативных ценностей. «Сейчас не время покидать Англиканское сообщество. Англиканская идентичность — реформированный католицизм, который считает высшим авторитетом Писание, а признает нашим единственным представителем и защитником перед Богом Господа Иисуса Христа», — подчеркнул архиепископ Акинола.

«Чем более консервативной будет Католическая церковь, тем лучше это будет для нас, — отметил в комментарии РЛ иерей Александр Шумский. — Потому что та либерализация, которая происходила при прежнем понтификате, представляла для нас большую опасность. Напротив, консервативные тенденции при нынешнем Римском папе для нас, как мне кажется, более выгодны, потому в этом случае в их позиции больше определенности».

«Некоторые однозначно считают католиков еретиками. Но определение того, что католики — это еретики, не существует. Есть мнение, что их можно считать еретиками, но наша Православная Церковь не давала такого определения им. Поэтому я воздержался бы от определения, что Католическая церковь — есть церковь еретическая. При этом, конечно, у Католической церкви есть определенные положения, с которыми мы не можем согласиться. У католиков есть догматические и канонические положения, которые мы не принимаем и принять не можем. Мы критично относимся к папизму. Мы знаем, что католицизм претендует на исключительность в христианском мире. И нынешний Римский папа не только ни исключение, а он лишь подчеркивает исключительность римского престола. Но также есть простые верующие католики, которые ходят в храм, которые молятся, и мы не можем сказать, что они не спасаются, что они находятся вне Христа. Допустим, в наш храм приезжает всемирно известная певица Мирей Матье. Она католичка, очень благочестивая женщина. Она очень почитает наш храм Святителя Николая Чудотворца. Я с ней неоднократно беседовал. Она однажды присутствовала в нашем храме на таинстве венчания. Потом на трапезе она рассказала нам о себе, о том, что она из многодетной семьи, что очень любит Православие, что ей очень нравится бывать в наших храмах, попросила у меня благословения. Вот такой она человек, неужели мы будет отказывать ей в возможности спасения? Надо различать простых верующих католиков и руководство Католической церкви. К простым верующим католикам надо относиться по-братски. Что же касается искажения христианских принципов и догматов, которое ведет руководство Католической церкви, то это уже другой вопрос. Поэтому я подходил бы к этому более аккуратно», — заявил отец Александр.

«Для протестантов Запада переход в Католическую церковь — это шаг вперед, — продолжил он. — В свою очередь, к переходу православного человека в католицизм нельзя относиться положительно. Напротив, переход протестанта-англиканина в католицизм — это шаг вперед. Англикане ищут выход из духовного и нравственного кризиса, в котором оказались. Они пытаются найти точку опоры. Для них такой точкой опоры является католицизм. Конечно, было бы желательно, если бы они переходили в Православие, мы бы их приняли. Мы знаем, что был удачный опыт в этом направлении у владыки Антония Сурожского в Англии. Этот замечательный митрополит сделал много для обращения англичан в Православие. И были случаи, когда англикане переходили в православную веру в то время, когда он там был владыкой. Мы приветствовали бы переход англикан в Православие, но многие из них видят выход из кризиса в переходе в католичество».

«Нежелание англикан Африки, Азии и Латинской Америки переходить в католичество, вероятно, связано с тем, что у них нет такого глубокого нравственного и духовного падения, которое наблюдается в Европе. Я полагаю, что в этих странах более здоровая ситуация. Напротив, Европа сейчас переживает страшный небывалый нравственный кризис. Она находится на дне ямы. Поэтому неудивительно, что протестанты, которые что-то понимают, лихорадочно ищут выхода из этой ямы. Католичество в нравственном отношении для Запада предпочтительнее, чем англиканство. В католицизме есть отдельные нарушения, но там грех пока не возведен в норме, как в некоторых протестантских деноминациях», — отмечает священник.

«Католики активно стремятся пополнить свои ряды, — продолжил он. — Владыка Антоний Сурожский в этой связи говорил, что нельзя себя навязывать. Люди должны сами захотеть войти в лоно Церкви, тогда мы сможем им это предложить. Наше предложение войти в лоно Церкви должно быть ответом на желание людей. Активность Православия, в отличие от католичества, не внешняя, а внутренняя. Католики внешне активные. А Православие всегда действовало по-другому. Человек должен сам захотеть прийти в Церковь, и тогда мы готовы его принять. Это наш принцип. Хотя, конечно, мы тоже должны свою активность усиливать. Но мы в данном случае не можем подражать Католической церкви. Наш стиль другой, внутренний».

«Похоже, что протестанты дошли до той стадии, когда возврат к нормальной духовной жизни почти невозможен. Наблюдаются признаки почти полного упадка и деградации. Такое впечатление, что их может спасти только чудо. Но, с другой стороны, мы видим, что отдельные представители протестантизма и Англиканской церкви ищут выход, что само по себе хорошо. Они ищут лучшего, чем-то, что у них есть. На их пути есть католицизм, другого они не знают. С Православием они знакомы хуже. Каждого человека мы рассматриваем как потенциально православного. Но не будет резко ставить вопрос о переходе англикан в Православие. Будем считать, что для них переход в католичество — это шаг вперед, и будем надеяться, что они потом увидят, что Православие еще лучше. Я за более гибкий подход, надо избегать резких определений, потому что наша задача привлечь их к себе, а не отпугнуть. Нельзя говорить о снижения уровня критичности к католичеству, просто это вопрос тактики. Надо помнить, что как в протестантизме, как и в католицизме среди простых верующих есть достойные люди. Мы не может жестко от них дистанцироваться. От ложных принципов, ложных догматов, ошибок протестантского и католического церковного руководства мы дистанцироваться должны, но от людей нет. Это принципиальная позиция Православия, потому что для нас каждый человек потенциально православный. Мы, если хотим быть настоящими миссионерами, должны это учитывать», — считает отец Александр.

«Европа тоже борется за духовное выживание, там тоже есть люди, которые хотят духовно выздороветь. Это есть искреннее желание выздороветь. Само по себе это желание позитивное, а уже результаты, посмотрим, какие они будут. Европейская интеграция сейчас нас все больше соединяет, и поэтому я надеюсь, что они будут более открыты и для нас. Я думаю, что в дальнейшем они обретут возможность получше нас рассмотреть. Они о Православии на самом деле очень мало знают, они до сих пор находятся в плену у идеологем времен холодной войны, в том числе и в отношении православной веры. Поэтому мы должны делать все, чтобы протестанты и англикане о нас лучше узнали, чтобы они увидели, что лучше к нам перешли, чем под римский омофор. Если мы будем вести себя правильно, с любовью подойдем к этим людям, то будет больше шансов, что они к нам перейдут. А если будем вести себя с ними жестко и высокомерно, то они к нам никогда не перейдут. Это большая и сложная работа», — заключил иерей Александр Шумский.
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=185876

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  М.Яблоков    14.11.2009 22:59
Шаг вперёд… – в бездну погибели. Диавол вчера и днесь – один и тот же…

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика