Русская линия | Николай Симаков | 03.11.2009 |
Могилу митрополита Иоанна также посетил Николай Кузьмич Симаков, который был ответственным секретарем «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» с 1990 по 1995 год. В интервью «Русской линии» Николай Кузьмич рассказал о роле митрополита Иоанна в истории России.
«Когда Россия оказалась в состоянии кризиса, конечно, не финансового, а, прежде всего, духовного, нравственного и национального, светские власти оказались неспособны помочь разрешить этот кризис. На это способны оказались только Церковь и такие архипастыри, каким был митрополит Иоанн (Снычев). Во-первых, он был, как его потом стали назвать, народным архипастырем. Народ признал его за своего духовного пастыря, который говорил народу правду. Я у владыки встречал всех, от коммунистов до монархистов. Они все приходили и спрашивали: „Что дальше делать? Как спасти страну?“ И владыка отвечал на эти вопросы. Он всегда говорил, что русским людям необходимо вернуться к православной традиции. В этом наше спасение, не надо изобретать каких-то новых „идеологий спасения“ России. Нужно помнить, что нам Господь дал великую православную традицию духовно-нравственной жизни, от которой мы отказались в ХХ веке, сначала заменив ее марксизмом-ленинизмом, а потом идеологией западного либерализма, рыночных реформ и власти денег. Нам необходимо вернуться к традиции святоотеческого русского Православия, вернуться к Церкви, вернуться ко Христу. В этом заключается религиозное призвание России. Владыка призывал русский народ к покаянию и послушанию Промыслу Божиему и Церкви. Если не вернемся ко Христу и Церкви, то погибнем в условиях современного либерального общества, которое полностью утратило понятие греха и веру в бессмертие человеческой души», — отметил Николай Симаков.
«Владыка служил Господу Иисусу Христу, Церкви, России и русскому народу. Именно в годину смуты Господь и дал нам такого архипастыря, который прямо, открыто и искренне говорил полную правду. Как только появилась свобода, владыка говорил, может быть, от имени всей Русской Православной Церкви, и в этом смысле он был, конечно, исповедником и защитником Православия. Он говорил так, как говорил Патриарх Тихон, который анафематствовал большевиков. Патриарх Тихон тогда предупреждал, что спасение русского народа — это путь покаяния, смирения, терпения, возращения ко Христу и Церкви, и что Господь попустил нам в XX веке пережить эпоху страданий на Голгофе», — сказал церковный историк.
«Владыка Иоанн, живущий в другую эпоху смуты, — продолжил он, — был послан нам, чтобы помочь русскому народу прозреть духовно, увидеть ложь и обман современного либерального общества. Владыка хорошо понимал и опасность нашествия сект и оккультизма в начале 90-х годов. Владыка встал на защиту Православия и русского народа от агрессии лжеучений. Он видел выход из этого для русского народа только в одном: в покаянии и возвращении ко Христу, подчеркивал необходимость вновь нести крест служения Богу. Ведь главная задача русского народа — это служение Богу и Церкви. В этом будущее России. Он прямо говорил и писал об этом. Он писал и говорил о том, что значит быть русским, что значит спасти Россию. Какая бы ни была интеллигенция, она может о себе думать все, что угодно, но спасти Россию она не способна. Митрополит Иоанн писал: чтобы спасти русский народ, необходима вера, покаяние, терпение, смирение — все, что мы потеряли в ХХ веке. Только в лоне Православной Церкви можно вновь обрести эти качества, и владыка за это ратовал. Он волновался за молодежь, любил ее, часто выступал перед нею. Он выступал среди разных слоев общества, перед учеными, писателями, военными. Его не смущали даже коммунисты, он готов был выступать перед ними. Он говорил, что кто любит Россию, тот и наш. Кто не против нас, тот с нами. В этом смысле он стал проповедником для всех. Простой народ его очень любил. Он был народным пастырем. Люди видели, что митрополит Иоанн любит Россию и русский народ. Владыка был очень скромен, даже застенчив, и народ это тоже оценил, у него не было дистанции с народом. Он говорил с людьми так, как будто вел беседу в кругу своей семьи, он умел объединять народ. Владыка Иоанн, несомненно, был миротворец, примечательно, что он преставился в день кончины Императора Александра III — Царя миротворца. Символично, что он в начале 90-х годов служил панихиду на могиле Императора Александра III. Наверное, он был первым из архиереев после 1917 года, кто служил панихиду в Императорской усыпальнице».
«Владыка считал, что должна быть восстановлена симфония Церкви и государства. В этом тоже есть возвращение к традиции, какой жила Россия. Известно, что Церковь создала во многом русскую государственность, русскую монархию, воспитала русский народ в послушании и служении Богу и Царю. Владыка выражал идею православного служения Богу и Отечеству. Он положил свою душу за веру и Церковь. Всю свою жизнь он отдал на служение Господу Иисусу Христу, Церкви и русскому народу», — считает Николай Кузьмич.
«Владыка был правдолюбец. Он не боялся говорить правду. Если он не мог сказать правду, то он просто молчал, не отвечал. Он пережил эпоху хрущевских гонений. В провинции они были довольно жестокими, а владыка сумел в своей епархии не только отстоять храмы, но даже открыть новые приходы, что было в те годы чрезвычайным событием. Владыка прошел гонения, он был исповедником Православия. Его первые статьи в начале 90-х годов производили ошеломляющее впечатление. Правду давно никто не говорил. Русский народ истосковался по правде. В эпоху лжи, когда наш народ заманивали соблазнами либерального общества, в котором нет никакого спасения, владыка говорил правду, он хотел спасти русский народ от этого и спасал, насколько это было в его силах. Он был совестью Русской Православной Церкви в эпоху нового этапа смуты. В свое время Ивана Ильина называли совестью русской интеллигенции. Так вот: владыка был совестью нашей Церкви в 90-е годы. У владыки не было двойной морали, он как говорил, так и делал. За декларативными правильными словами следовали правильные дела. Это многих удивляло, кого-то восхищало, а некоторых повергало в шок», — вспоминает сподвижник митрополита Иоанна.
«Владыка Иоанн не был политиком, он был пастырем, — продолжил церковный историк. — Он исходил из своего пастырского долга, он воздействовал своим примером. Он был бессребреником, молитвенником и печальником Земли Русской. Каждый мог к нему подойти, он любил каждого человека, и ему было не важно, кто перед ним — политик или простой человек, бабушка или ребенок. Он любил всех. Любой мог прийти к нему на прием. Он общался со всеми, другое дело, что он всегда говорил правду».
«В то время, когда народ склоняли к поклонению золотому тельцу, вседозволенности и аморализму, владыка выражал христианскую свободу и правду. Русское слово „правда“ очень объемное. Конечно, я имею в виду евангельскую правду, правду Христову, в этом смысле он был служителем Божьим, архиереем Божьей милостью. Так о нем говорил и старец Иоанн (Крестьянкин), который писал: „У вас архиерей Божьей милостью, вы его слушайте, но сладости на земле не ждите. Нам Христос здесь Царство Божие не обещал“. Многие люди были деморализованы страшными рыночными реформами начала 90-х годов, разрушением страны. Многие считали, что после 1991 года страны уже нет; вначале, правда, считали, что страны нет после 1917 года, так как петербургская Россия сгорела в годы Гражданской войны. Но Россия сохранилась, Господь дал нам многострадальную историю спасения в XX веке. Владыка говорил: если Церковь жива, то жива и Россия, ибо Церковь — это ковчег спасения нашего народа. Он часто говорил, что Святая Русь неодолима. Сам он был живым подтверждением этого. В 90-х годах митрополит Иоанн, несомненно, был духовным вождем нашего народа и проповедником православного и национального возрождения России», — заключил Николай Симаков.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=185716
|