Русская линия
Русская линия Николай Симаков26.10.2009 

Николай Симаков: ХХ век — это эпоха спасения русского народа
Известный церковный историк рассказал о цикле документальных фильмов «История России ХХ века»

Фильм *История России ХХ века*15 октября в Санкт-Петербурге состоялась встреча с авторами цикла документальных фильмов «История России ХХ века». В документальных фильмах известных православных историков и журналистов Николая Смирнова и Михаила Ширяева правдиво, интересно и точно повествуется о наиболее важных событиях российской истории ХХ века. На сегодняшний день авторами выпущено 50 серий — от начала правления Государя Императора Николая II до революции 1917 года и Гражданской войны. В данное время идет работа над последующими этапами русской (советской) истории ХХ века.

Авторы сериала собрали воедино как известные широкой общественности, так и замалчивавшиеся ранее факты, архивные материалы, лозунги официальной пропаганды, письменные свидетельства очевидцев и современников. Из этой пестрой и разнородной, на первый взгляд, мозаики сложилось цельное историческое полотно, в котором прослеживаются четкая взаимосвязь между отдельными событиями, личностями и распространенными историческими мифами. В уже выпущенных сериях зритель увидит уникальные кадры видеохроник и раритетные фотографии начала ХХ века, а также услышит подробный рассказ о причинах русских «революций», геноциде 1917−1924 гг., страшной правды о гибели Св. Царственных Мучеников и многое другое. В создании документального сериала принимали участие известные историки, журналисты, писатели, аналитики и военные эксперты (среди них постоянные авторы и участники форумов «Русской линии», такие, как Николай Симаков, Андрей Вассоевич и др.).

В связи с презентацией цикла документальных фильмов «История России ХХ века» мы попросили известного церковного историка Николая Симакова, принимающего участие в создании фильма в качестве консультанта, рассказать подробнее о картине.

Н.К.Симаков«Цикл документальных фильмов „История России ХХ века“ стали снимать несколько лет назад. Инициатором был Михаил Ширяев. Он собрал группу экспертов по истории России ХХ века. Я, в частности, выступаю как церковный историк. Для нас сегодня история ХХ века является актуальной и даже спорной по многим вопросам. В этом смысле век ещё не закончился, мы живем ещё в нем. В числовом смысле, конечно, мы живем в ХХI веке, а вот с точки зрения содержания и духа, наше время — это, несомненно, продолжение ХХ века. Началом ХХ века считается Первая Мировая война — 1914 год. Что касается конца XX века, то пока такого радикального события, которое бы отделило ХХ век от ХХI ещё, не произошло. Мы поставили своей целью снять фильм о ХХ веке, потому что сегодня он для многих представляет не просто научный интерес. Дело в том, что проблемы, которые существуют сегодня в мире в целом, и тем более, в России, в жизни русского народа, — это проблемы ХХ века. Люди задают массу вопросов и, прежде всего, вопрос: в чем спасение России. Потому что с нами случилась катастрофа. Мы попали в период истории, который напоминает ХIII век, когда Россия также проходила страшные испытания», — отметил Николай Симаков.

«ХХ век — это период, когда Россия потеряла две Империи: Российскую в 1917 году и Советскую в 1991 году. Это само по себе уже вызывает вопрос: в чем же причина тех катастроф, которые постигли русский народ в ХХ веке? Эти фильмы пытаются дать ответы на некоторые вопросы, вновь прочитать историю ХХ века не так как её давали в советское время как историю ВКП (б) или КПСС, историю СССР с позиций марксизма-ленинизма и, конечно, не с позиций современного либерального общества, не с позиций монетаризма и вообще не глазами западного колонизатора, который историю России подгоняет её под западные стандарты, под западное миропонимание. И тот и другой подход, конечно, являются не историческим, а идеологическим, чуждым смыслу российской истории, чуждый пониманию её религиозного и национального смысла. Наши фильмы призваны дать ответы на эти вопросы. Историю России невозможно отделить от истории Русской Церкви, когда её искусственно отделяли, расчленяли, то ничего хорошего из этого и не выходило. Русскую историю не понять без веры, которую русский народ на протяжении столетий исповедовал, потому что Русская катастрофа ХХ века, прежде всего, в том, что наступила эпоха богоборчества, эпоха вытеснения Христианства, Православия из жизни русского народа. Здесь кроется один из самых важных, ключевых моментов русской трагедии. Люди оставили Бога, причин тому было достаточно много, попытка заменить Православие различными идеологиями, в начале марксизма в разных вариантах — большевистского, ленинского, троцкистского, сталинского — а затем, в более поздние времена, идеологией современного западного либерализма. Попытка вытеснить православную и национальную культурную традицию жизни народа закончилась крахом идеологии, что привело Россию к духовно-религиозному кризису, от которого уже проистекает кризис и культурный, и социальный, и политический и, конечно, национальный», — считает церковный историк.

«В нашем фильме мы привлекаем много новых, малоизвестных широкому кругу читателей источников. Пытаемся с помощью этих новых источников и книг, написанных в ХХ веке, создать картину трагической русской истории ХХ века. С другой стороны, это история святых новомучеников и исповедников российских, русских героев. Мы стремимся показать, что история России XX века — это не сплошной негативизм, ведь многим казалось, что Россия после 1917 года погибла. Но история России продолжалась, это была многострадальная история. В своё время святой Иоанн Кронштадтский говорил: „Беды куют Россию не для погибели, а для спасения“. Господь послал нам много испытаний в ХХ веке, которых другие народы, скорее всего, не перенесли бы, рассыпавшись, ушли бы из истории. А русский народ остался в мировой истории, он имеет особое религиозное призвание. Обо всем этом рассказывают наши фильмы. Конечно, многое не вошло в этот цикл, наверное, и невозможно всё вместить, но мы постарались представить целостную картину истории XX века. У разных консультантов фильма подчас разные оценки одних и тех же событий, но в целом, посмотрев фильмы, можно увидеть некую панораму русской истории», — подчеркнул Николай Симаков.

«Сложно рассказывать об истории ХХ века, — продолжил он, — она кровоточит, вызывает большие споры. История — это не физика или математика, её нельзя научно измерить. Мы знаем, что в христианском смысле история есть история спасения. И, наверное, христианский провиденциальный взгляд на историю является наиболее верным. Существует в наше время конспирология, которая легко подменяет историю. Сегодня многое вызывает споры, например, проблема отречения Государя, проблема „белых“ и „красных“, проблема причин русской революции 1917 года, отношение к Сталину — все эти эпизоды истории XX века вызывают определенного рода дискуссии. В последнее время много споров вокруг Великой Отечественной войны. Мы знаем, что на Западе хотят приравнять Отечественную войну и освобождение народов Европы к гитлеровской агрессии, оккупации Европы. Это попытка сделана для того, чтобы в будущем пересмотреть итоги Второй Мировой войны. А пересмотр итогов войны может привести к так называемому „разделу русского наследства“, к требованиям отдать наши территории. В связи с этим пересматривается и „власовская тема“. Сама по себе она никого не интересует, эта страница истории никому не интересна, нынешняя дискуссия вокруг личности Власова была искусственно раздута, вброшена в СМИ и, к сожалению, действительно нашлись люди, которые решили сделать себе карьеру на этой теме, на героизации нацистских пособников, коллаборационистов, тех, кто перешел на сторону врага во время Великой Отечественной войны. В любой стране мира такие люди воспринимаются как предатели. Тут даже нечего обсуждать, это совершенно очевидно. В Германии, когда Паулюс сдался, его объявили предателем. Власов не просто сдался, а перешел на сторону врага, надел немецкую форму и путем обмана, лукавства и шантажа сколотил несколько дивизий, которые стреляли в своих же людей. То есть русских он фактически направил против русских. Власовские солдаты не стреляли же в Сталина и в лидеров партии, они стреляли в простых русских солдат, а это явное преступление, которое двух смыслов не имеет. Например, во Франции маршала Петена, героя Первой Мировой войны, героя Вердена, который в 1940 году пошел на союз с Гитлером, причем создал часть Франции, хотя и с марионеточной, но независимостью, судили и приговорили к расстрелу в 1945 году, хотя он не воевал против своих. Генерал де Голль его помиловал, но все равно Петен получил пожизненный срок и умер в тюрьме. Никто никогда во Франции не пересматривал его дело. Петен — классический коллаборационист, который сотрудничал с Гитлером. Для французов он предатель. У нас героизация Власова инспирирована, несомненно, Западом, которому нужно внести раскол в Русскую Православную Церковь, которая объединилась с РПЦЗ. Их главная стратегическая цель — посеять смуту любой ценой. Недавно был экуменизм, „сергианство“, а теперь новая песня о Власове. Главное для Запада — раскол Церкви любой ценой. Предпринимается попытка разделить наше общество на „сталинистов“ — героев войны и тех, кто якобы сражался за мифическую независимость. Мы осуждаем пособников нацистов в Прибалтике, на Западной Украине, а тем временем в России появился „герой“ — Власов. Происходит героизация преступников-предателей Родины. Русские солдаты сражались за Родину. И мы, победив в этой войне, положили на алтарь Отечества более 25 миллионов человек. Люди, которые героизируют предателей, по словам нашего Патриарха, потеряли понимание того, что такое грех. Они перестали понимать, что такое предательство и что такое Родина. Русский народ показал себя во время Великой Отечественной войны как народ-герой. Нельзя умалять жертвенный подвиг русского народа».

«Сегодня мы должны снова переосмысливать историю, понимая её как Русскую Голгофу. Господь дал нам возможность пострадать за веру и Родину в XX веке. В самом конце многострадальнего XX века наступило новая эпоха православного и национального возрождения России. Этот процесс постепенно происходит в душах и сердцах русских людей», — отметил Н.Симаков.

«Конечно, фильмы содержат толкование истории, отражают определенную мировоззренческую позицию. Основная идея наших фильмов заключается в том, что история XX века — это Русский Крест, Русская Голгофа. Мы стремимся показать христианский смысл русской истории ХХ века. Мы хотели показать борьбу Запада против России. Утверждение о том, что Россия погибла после революции — это эмигрантский миф. Можно понять потомков участников Белого движения, отстаивающих этот миф. Но невозможно понять ныне живущих русских людей, тех, кто пытается сейчас с пеной у рта утверждать этот миф. Такие люди идут по второму кругу диссидентства. Всегда остаются те, кто предает Россию. ХХ век — это урок того, что земные царства могут пасть, множество империй ушло, а Церковь есть и будет всегда. Не осталось Петербургской и Советской империй, а Церковь жива, ибо она неодолима. Русский народ, его ядро, лучшие представители русского народа остались в Церкви. Церковь — это Ковчег нашего спасения, спасения православной России. Это главный смысл русской истории ХХ века. Советский период — это особый период в истории России. В это время появились многочисленные святые мученики и исповедники российские, кровью которых и была спасена наша Родина. Жертвенным подвигом русского солдата во Второй мировой войне была спасена и Европа. В этом и состоит содержание и смысл русской истории XX века», — подчеркнул церковный историк.

«Работа над циклом продолжается, сейчас мы занимаемся ещё только 20-ми годами, мы сняли около 50 передач по 20 минут. Наши фильмы уже есть в продаже в видеомагазинах, в книжных магазинах „Буквоед“. На сегодняшний день сделана только четверть цикла, впереди ещё много работы. Хотелось бы, чтобы современный русский человек увидел живую историю, которая помогла бы ему понять, куда идет Россия, имеет ли она будущее, и какую великую трагедию она пережила, и несмотря ни на что сохранилась и, более того, вышла из неё. В фильмах идет текст, видеоряд, цитирование работ, документов. В фильме задействовано множество экспертов в различных областях знания, аналитиков. Мы не делаем голословных утверждений, в фильме приводятся ссылки на проведенные исследования», — отмечает он.

«Хочу пожелать нашим потенциальным зрителям, чтобы наш фильм заинтересовал их историей XX века, чтобы люди обратились к первоисточникам, к тем, кто серьезно занимался русской историей, к той литературе, которая написана свидетелями нашей трагической, героической истории. В нашей истории было всё, и не только плохое, было и великое и святое. Множество святых новомучеников и исповедников появилось в истории ХХ века, такого количества святых Россия никогда не имела. Сколько героев, мыслителей, о них мы тоже скоро будем снимать фильм. Хотелось бы, чтобы зрители через наши фильмы открыли для себя подлинную историю России и полюбили её, потому что она поможет нам сегодня и в будущем. Я надеюсь, что фильмы будут интересны и знающим историю людям, так как в картине представлено много нового фактологического материала», — заключил Николай Симаков.
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=185600

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

Со всеми поломками ноутбука обращаюсь в Ноутбук Центр. Находится в Киеве,