«Отец Андрей считает, что знает, о чем говорит? Он говорит, что монахам надо получить образование, а вот Иоанн Златоуст говорит, что хороший богослов — тот, кто хорошо молится. Поэтому в монашестве, прежде всего, надо взгревать дух молитвы и любви. Наблюдать за духом монашества, за тем, что происходит в монастырях — это прямая обязанность архиереев. Монахи не затем ушли в монастырь, чтобы заниматься там богословским образованием. Пусть больше молятся, для этого от мира и уходят, чтобы в молитве пребывать. А молитва дает духовные знания, ибо Господь просвещает разум человека. Монаху надо больше молиться и стяжать христианскую любовь. Это в монастыре самое главное. Призвание надо иметь к монашеству», — заявил в интервью «Русской линии» настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни
архимандрит Сергий (Булатников), комментируя заявление протодиакона Андрея Кураева о состоянии современного монашества в России.
«В период возрождения монашеской жизни, в 90-е годы, многие принимали монашеский постриг, будучи совершенно не готовыми к этому, не имея элементарного богословского образования. Складывается удивительная ситуация, когда в церковном народе авторитет монахов чрезвычайно высок, притом что это самая богословски невежественная группа церковных служителей. В силу этого они легко воспринимают и распространяют самые дикие суеверия, выдавая их за православие», — заявил известный миссионер в интервью Regions.ru, комментируя ситуацию вокруг Боголюбовского монастыря.
«Но, с другой стороны, это традиционная проблема Церкви. Важно понять, что монашество — не „церковная гвардия“, хотя многие монахи по своему высокому самомнению и уверены в этом. Это своего рода „казаки“ или „партизаны“ со своей вольницей, которые могут учинить бучу или вести войну, не спрашивая мнения царя. Да, монашество — очень яркая краска в палитре церковной жизни, это очень высокое служение, если оно удается. А если не удается, грозит опасностью подмен», — отметил протодиакон Андрей Кураев.
«Бороться с этим можно. Для этого необходимо развивать духовное образование на всех уровнях церковной жизни. И в первую очередь необходимо создать сеть миссионерских монашеских семинарий, в которых все монахи должны получить систематическое богословское образование. Такая практика принята, например, в Румынской Церкви», — рассказал отец Андрей.
Со своей стороны, архимандрит Сергий (Булатников) отметил, что «монастыри никогда и не были университетами». «Настоятели монастырей, конечно, должны иметь богословское образование, чтобы воспитывать простых монахов. Ведь большинство из тех, кто уходит в монастырь, — это простые, верующие и, как правило, хорошие люди. Правда, важно то, под какое руководство они попадают, придя в монастырь. Нельзя забывать, что лучший богослов — тот, кто хорошо молится. Миссионерские монашеские семинарии приведут к обмирщению монастырей. А зачем монахиням заканчивать семинарию? Неужели они собираются стать священниками? Они и так в монастыре могут получить необходимые знания. Почти в каждом монастыре есть библиотека, настоятель или настоятельница следят за тем, что читают обитатели монастыря, наставляют, какие книги им нужно читать. Таким образом, монахи получают самообразование», — подчеркнул настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни.
«В монастырь уходят не для того, чтобы получить богословское образование, а для того, чтобы молиться, вот этому, конечно, надо научиться. Идея создания сети миссионерских монашеских семинарий кажется мне неприемлемой. Если архиерей благословит послать кого-нибудь из монахов, которые способны к учению, в общую семинарию, то так и следует поступить. Обучение для такого монаха будет послушанием. Но большинство приходящих в монастырь — это простые люди, которые и не рвутся в семинарию за получением богословского образования, потому что они пришли в монастырь молиться, их тоже надо окормлять. Окормление таких монахов — это уже внутреннее дело монастыря. Поголовное получение всеми монахами богословского образования не решит проблемы монастырской жизни. Кстати, в Царской России монастыри в основном наполняло крестьянство, неученые простые люди, но они были молитвенниками. Напротив, настоятели монастырей обычно имели богословское образование для того, чтобы они могли научить монахов началам Православной веры. Настоятели для того и поставлены во главе монастыря, чтобы духовно руководить монахами, следить за внутренним климатом в монастыре, пресекать ереси и суеверия. Простые же монахи не для того от мира ушли, чтобы мотаться по семинариям. В монастырь уходят для того чтобы другим служить своей молитвой. Ведь главное делание монаха — это молитва», — подчеркнул отец Сергий.
Говоря о современном состоянии монашества, архимандрит Сергий (Булатников) отметил, что «архиереи должны обязывать настоятелей и настоятельниц следить внимательно за монастырской жизнью». «Нынешняя монастырская жизнь свидетельствует о том, что никто за ней не наблюдает, всё пущено на самотек, от этого и происходят самые дикие суеверия, безобразия, которые в монастырях случаются, и оттуда потом рождаются такие публикации и слухи. Надо просто обратить внимание священноначалия на монастыри, чтобы они, живя самостоятельно, все же находились под пристальным контролем. Это прямая обязанность любого архиерея», — отметил настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни.
«Конечно, монашество находится далеко не на высоте. Правда, отец Андрей очень круто сказал, но, тем не менее, теперешние монастыри далеко отстоят от монашеских идеалов. Все монастыри имеют общие проблемы, связанные с тем, что оказались вырубленными корни монашеские, да и старцев сейчас нет. Кто же теперь будет воспитывать монахов? Некому. Ныне воспитателями монахов являются книги духоносных отцов, да и то читать их надо под надлежащим духовным руководством. Поэтому священноначалие должно ставить в настоятели или настоятельницы монастыря образованного человека, который, имея богословское образование, будет воспитывать монахов», — считает архимандрит Сергий (Булатников).
Русская линия