Русская линия | Игумен Серапион (Митько) | 20.10.2009 |
«Что касается практики движения „Наши“, то блаженный Августин сказал в свое время замечательную фразу: „В главном единство. Во второстепенном свобода. Во всем любовь“. Для того, чтобы оценить этот неоднозначный опыт, нужно отдавать себе отчет в том, что прибивание записок с грехами к столбу не является таинством. Даже следуя принципу „единство в главном“, мы должны четко отделять таинство от тех практик кающегося, которые он использует в своей частной жизни. Современная цивилизация, которая пребывает во грехе и во многом осознает пагубность греха через страдания, которые он несет, выражает свое переживание в очень своеобразных формах. Но это не таинство. Скорее эта некая психологическая подготовка к таинству. Хорошо бы, если организаторы этой акции это осознавали. Я не знаю, насколько уместно участие священнослужителей в такого рода мероприятиях, но в любом случае они нуждаются в духовном сопровождении. Люди, которые проходят через такие мероприятия, должны быть направляемы в конкретный храм, клирики которого осведомлены о том, что к ним могут прийти люди, взыскующие покаяния таким своеобразным путем», — отметил отец Серапион.
«Второй принцип гласит, что „во второстепенном свобода“. Инициатива „Наших“ вызвала бурную реакцию очень многих людей, для которых верность традиции является главным в жизни. Однако необходимо понимать, что в данном случае речь не идет о сакраментологии. Это психологическая акция. Сейчас появилось много инициатив миссионерского плана. И эти инициативы вызывают разные мнения в Церкви. Некоторые поддерживают их полностью. Другие их полностью отвергают, считая их не соответствующими православной духовности и церковности. Необходимо осознавать, что на фоне отсутствия какого-то опыта в данной сфере, все совершаемые сейчас опыты по определению не могут быть совершенными. Мы, православные, хранящие то, что складывалось веками, должны понимать, что для окончательного оформления таких опытов как церковных практик должно пройти длительное время, потому что многое в Церкви возникало и исчезало. Многое также возникало и оставалось, пройдя через рецепцию церковного народа. Поэтому я полагаю, что этот опыт необходимо внимательно изучать. Хорошо было бы, если бы этот опыт находился под наблюдением священноначалия. В любом случае нельзя подходить к такого рода технологиям как к чем-то состоявшему, окончательному, завершенному и совершенному и, следовательно, подлежащему нашей окончательной оценке», — продолжил игумен Серапион (Митько).
«Согласно третьему принципу, „во всем любовь“. Исходя из того, что сейчас миссионерство находится на этапе становления, нам необходимо стараться хранить мир в тех дискуссиях, которые по этому поводу ведутся с обеих сторон. Потому что в конечном итоге эти люди в своих действиях руководствуются благими намерениями — желанием привлечь людей современной культуры в Церковь. Но каждый человек вправе ошибаться. И поэтому дискуссии по данному вопросу должны проходить в духе христианской любви и в духе понимания того, что новоначальные опыты нуждаются во внимании со стороны Церкви, в наполнении их благодатной силой и в поддержке», — отметил он.
«Многое зависит от организаторов этих мероприятий. Если они будут четко осознавать границы своего миссионерского действия как некоего акта, приводящего людей к покаянию, пусть и таким своеобразным путем, это явление имеет возможность послужить на благо Церкви. Если же организаторы будут воспринимать это как некую замену таинству покаяния, это может послужить Церкви во вред. Важно и то, чтобы участники такой акции, то есть молодые люди, „прибивающие грех“, понимали: для того, чтобы очистить свою душу, недостаточно просто прибить к столбу гвоздем записку с названием греха, следует прийти в храм и получить отпущение грехов после исповеди у священника», — подчеркнул игумен Серапион (Митько).
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=185513
|