Русская линия
Русская линия16.10.2009 

Михаил Хазин: Перед бизнесом стает проблема радикальной смены технологий
Известный экономист считает, что наши кризисные явления связаны с тем, что менеджеры не умеют управлять, а люди не хотят работать

Михаил Леонидович Хазин «Социальная ответственность бизнеса — это нонсенс, потому что задача бизнеса — получать прибыль. Да, социальную ответственность можно возложить на бизнесмена, но как на члена общества, а возлагать ее на компанию — бред. И все эти заявления о долге бизнеса перед страной, о благотворительности и т. п., — сплошная демагогия. Просто чиновники говорят бизнесу: за вами социальная ответственность, поэтому вот вам фондик для поддержки больных детей, давайте вы туда приведете пару лимончиков, а мы из них обещаем тысяч 100 направить этим самым детям», — заявил в интервью газете «Аргументы и факты» известный экономист Михаил Хазин, отвечая на вопрос издания, должен ли бизнес брать на себя социальную ответственность, и кто в ответе за низкие зарплаты и высокие цены.

«Ещё больший нонсенс состоит в том, что наши люди считают, будто под этим лозунгом им все кругом должны и будут платить большие зарплаты. Это бред. Качество российских работников крайне низкое. Например, в нашей компании из 10 человек, приходящих на стажировку, остается 1−2 — из-за никудышной квалификации. То есть рост зарплат, которого ждёт наш народ, — это нонсенс, он не соответствует вкладу человека в дело. Да, у нас зарплаты ниже, чем в США, но вы бы видели, как люди там работают! Там и дисциплина на высоте, и потрясающе разработан бизнес-процесс. Каждый американец точно знает, что он должен делать и какой объем работ должен исполнять. А у нас так называемый офисный планктон живёт какой-то своей жизнью: человек по два часа в день курит, а потом ещё час пьет кофе. Для США такая ситуация невозможна», — считает эксперт.

«Отсюда вытекает другая проблема — низкое качество менеджмента, — продолжил Хазин. — Во-первых, у нас трудно найти менеджера, который бы не воровал — это стало тотальной практикой. Во-вторых, менеджер — это же практически инженер. Он управляет бизнес-процессом по определённой схеме, разработанной для данного бизнеса. Инженер на заводе занимается тем же самым. И если происходит радикальное изменение технологии на заводе, тогда простого рабочего, нажимающего на кнопку или вкручивающего лампочку, можно не менять, а легко переучить; а вот инженера надо переучивать радикально».

«Сейчас проблема радикальной смены технологий начнёт возникать у всего бизнеса. За последние 30 лет все бизнес-процессы в России были выстроены в ситуации постоянного роста спроса и избытка ликвидности, но сегодня мы оказались в ситуации, когда и спрос, и ликвидность падают. И так будет продолжаться на протяжении многих лет — поэтому, чтобы выжить, бизнесу потребуется радикально менять саму структуру построения бизнес-процессов, а вслед за ней и психологию менеджмента. Это станет самой главной проблемой для любой коммерческой структуры — не изменение среды, а необходимость радикального изменения методик у менеджмента, перестройки всей системы управления. Много банкротств и потерь будет из-за этого в ближайшие годы», — заключил Михаил Хазин.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика