Русская линия
Русская линияИгумен Серапион (Митько)12.10.2009 

Игумен Серапион (Митько): «Православные стали полноправными участниками миссии в Африке»
Известный миссионер прокомментировал озабоченность католиков распространением Православия на континенте

Иеромонах Серапион (Митько)«Африка является наиболее перспективным миссионерским пространством, на котором Католическая церковь присутствует уже несколько столетий. За это время католики достигли очень больших успехов. При этом прежнее соперничество с протестантскими деноминациями, которые также активно занимаются миссионерством на африканском континенте, замещается стремлением к сотрудничеству. С другой стороны перед католиками стоит несколько сложных проблем. Первая — это экспансия ислама, который всё более и более развивается к югу от традиционно исламских регионов в Африке и становится важнейшим конкурентом христианских миссионеров на африканском континенте. И это побуждает Католическую церковь строить более близкие и более глубокие отношения с другими христианами», — отметил в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько), комментируя решение римо-католиков расширить «экуменическое видение» миссионерской работы в Африке.

«Синод бросает Церкви в Африке вызов расширить свое экуменическое видение», — считает кардинал Вальтер Каспер, президент Папского совета по содействию христианскому единству, сообщает католическая информационная служба Agnuz. До сих пор «Католическая церковь в Африке — пояснил прелат — поддерживала постоянный диалог не только с историческими протестантскими традициями, но и с новыми деноминациями». Распространение Православия на этом континенте «требует установления положительных отношений и с нашими православными братьями и сестрами». Для этого необходимы «как готовность ко встрече, так и способность вести диалог».

кардинал Вальтер КасперСледует также содействовать экуменическим отношениям с «евангелическими и харизматическими движениями», отметил он. «Корни отдельных деревьев, — говорит кардинал Каспер, — переплетаются, хотя они участвуют самостоятельно в борьбе за жизненные источники, какими являются почва и вода». Такое переплетение «эмблематично для экуменического сближения, связанного с вопросом инкультурации». «Следует поощрять Католическую церковь в Африке к созиданию мостов», ведь она призвана «предлагать народам континента путь единства — подлинного евангельского сокровища», — заключил он.

«Важнейшей проблемой миссии в Африке является проблема культурной адаптации, — отметил в своем комментарии игумен Серапион. — Католики и протестанты многое сделали для того, чтобы представить Христианство в категориях африканской национальной культуры. Однако возникает целый ряд проблем, которые католикам решать значительно труднее, чем протестантам. Проблемы эти фундаментальные, некоторые из них были озвучены более 10 лет назад. В частности восприятие Евхаристии со стороны коренных африканцев в корне отличается от того, которое имело место среди традиционно христианских народов. Хлеб и вино не являются основными продуктами питания для африканцев, как это было для людей христианских устоев. Хлеб и вино ими воспринимается как „пища белых“, поэтому им трудно понять универсальность Евхаристии и тот символизм, что Христос воплотился в самом доступном для человека. В 1990-е годы делались попытки обсуждать этот вопрос на конференции католических епископов, однако Ватикан заявил, что не может отказаться от того, что составляет основу Таинства. С другой стороны целибат также совершенно не вписывается в традиционную культуру Африки. Поэтому на этом Синоде епископов всё чаще и чаще говорится об отмене целибата для африканского духовенства и даже для епископата. Это ставит перед Католической церковью ещё одну, практически неразрешимую проблему. Конечно, целибат в Католической церкви никогда не воспринимался как устроение Божие, а лишь как устроение церковное. Однако равный универсальный характер католической организации не позволяет пойти на такие глобальные уступки в одном регионе и не пойти на них в другом регионе. Это ряд проблем, которые сейчас стоят перед Католической церковью, которые побуждают её сменить вектор дискуссии с проблемы модернизации на проблемы расширения межхристианских связей».

«Православная миссия в Африке имеет значительно более короткую историю, православная община в Африке в недавнее время была крайне немногочисленной, — отметил православный миссионер. — Католики и протестанты могли воспринимать православных как некое эпизодическое явление. Однако за последние несколько лет Александрийская Православная Церковь значительно расширила свою паству в Африке (лет 6−7 назад в Африке было 200 тысяч православных, из них значительная часть была представлена греками, сейчас же это число увеличилось в 10 раз, причем значительную часть православных верующих составляют уже африканцы). В некоторых африканских странах православных более миллиона. Таким образом, Александрийская Церковь перестает быть Церковью греческого Египта и греческой диаспоры, а становится автокефальной Церковью всей Африки. И сегодня мы можем говорить уже об африканской православной традиции, равноправной с другими традициями православных народов мира. И слова кардинала Каспера как раз показывают, что теперь для католиков православные являются полноправными участниками миссии в Африке, и католики не могут теперь этого игнорировать».

Более того, считает игумен Серапион, для католиков открывается очень широкая перспектива в плане миссионерского взаимодействия, «потому что Православная Церковь показывает уникальный опыт миссии в Африке». «Несмотря на наличие культурной адаптации, она сохраняет основные моменты Истины неповрежденными и показывает в этом пример католикам. Что касается собственно Русской Православной Церкви, то в Африке существует несколько приходов, которые находятся на канонической территории Александрийской Православной Церкви и осуществляют своё присутствие, свою миссию во взаимодействии с ней. Например, наш приход в Йоханнесбурге. Русские православные миссионеры также присутствовали и присутствуют в Африке, хотя это носит эпизодический характер. Однако тут показательно то, что на канонической территории Александрийского Патриархата у нас не возникает тех проблем, которые возникают с Константинопольской Патриархией. Это взаимодействие открывает большие перспективы для Русской Православной Церкви. Прежде всего, нам необходимо ответить на вопрос: если Александрийский Патриархат может за несколько лет миллионы африканцев обратить в Православную веру, то мы, являясь более крупной Церковью, сможем иметь такой же миссионерский успех, если будем развивать миссию столь же эффективно? В настоящее время наши миссионеры эффективно работают среди коренных народов Сибири и Крайнего Севера, количество которых очень незначительно. Миссионерское делание Московской Патриархии направляет значительные силы для того, чтобы обратить этих людей к вере Христовой. И здесь мы сталкиваемся с очень жесткой и недружелюбной деятельностью со стороны западных миссионеров, прежде всего, новых харизматов. Однако перспектива миссии для Русской Православной Церкви лежит не только в этой плоскости. Мы также можем принести Православную веру народам, которые никогда не соприкасались с русской цивилизацией. Несмотря на то, что Русское Православие укоренилось именно в русской христианской традиции, в нем заложен колоссальный миссионерский потенциал. Истинные ценности, которые хранит Православие, могут быть открыты народам всего мира. Русское Православие может стать подлинно мировой религией, через которую многие народы планеты Земля смогут прийти к неискаженной вере Христовой», — заключил игумен Серапион (Митько).
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=185381

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика