Русская линия | Протоиерей Сергий Рыбаков | 07.10.2009 |
Во-первых, надо разобраться в причинах того, почему вообще обозначается такая проблема. Дело ведь, фактически не в выставляемых оценках, а в том, что нет доверия самим оценкам. Нет заинтересованности в объективных оценках знаний. Этим страдают многие студенты, которые, уклоняясь от армии или тяжелого труда на производстве или в сельском хозяйстве, пошли учиться по неинтересной и трудной для них специальности. В этом не заинтересованы ученики школ, поскольку зачастую настроены не трудясь «взять от жизни всё». В этом не заинтересованы и преподаватели, поскольку отчислить практически ни из школы, ни из вуза никого не удается. В этом не заинтересованы родители, поскольку им приятнее находится в иллюзии, что с учебой у детей все нормально и дополнительной затраты сил и нервов не требуется. Поэтому весьма часто складывается система круговой поруки, которую не разрушить сменой шкалы выставляемых баллов.
Все проблемы сейчас в том, что честность перестала быть идеалом и ценностью! Перестала быть нормой жизни! Всем правит «его величество компромисс», «консенсус»! Нечестным путем добытые средства — неважно — деньги, имущество, вес и положение в обществе, полученные или поставленные оценки на уроках или экзаменах, — эти средства считаются законными, если нет доказательств обратного. Но Бог поругаем не бывает! Воровство от этого не перестало быть воровством, и все что нечестно получено, все это отразится в будущем многими проблемами.
Кажется, что если дать возможность ставить баллы в более широком спектре оценок, то нечестные ученики и учителя станут поступать более честно и справедливо. Но раньше и 4-балльной шкалы хватало для объективной оценки знаний. Главное этой шкале верили, её признавали обе стороны учебного процесса. Никто не претендовал на незаслуженные баллы, а те, кто их выставлял, старались, как можно объективнее судить о предъявленных учениками знаниях, умениях и о возможности их дальнейшего профессионального роста. Более широкий спектр баллов даст больше возможностей для нечестных и субъективных оценок тем, кто и сейчас неплохо справляется, действуя в узком диапазоне оценок. Широкая шкала — это возможность тонкой, ювелирной точности в оценке знаний. Многие ли могут похвалиться, что владеют мастерством ювелира?!
Рейтинговая система уже и сейчас внедряется в вузы, и оценивать успеваемость стало легче — с этим можно согласиться. Но увеличилось ли число отчислений из вузов неуспевающих студентов?! Оно вряд ли возрастет и в школах для неуспевающих учеников.
В старших классах идет профилизация. Разные предметы имеют разный вес для будущей профессиональной деятельности. Это потребует введения системы весовых коэффициентов. В целом, переход на новую шкалу потребует серьезной переработки многих документов. Весь набор мероприятий по переходу на многобалльную систему оценок представляется весьма обширным, громоздким и в конечном итоге малоэффективным. Но его разработка потребует множества средств, возбудит готовность заинтересованных структур получить эти средства, вызовет широкое обсуждение в обществе, журналистам даст возможность блеснуть познаниями и остроумием.
В общем, если даже предположить, что Министерство образования и науки совместно с Российской Академией образования блестяще справятся с разработкой всей необходимой учебно-методической и нормативной документации (в чем есть все основания усомниться, глядя каков результат разработки Государственных стандартов общего образования!), то и тогда кардинального изменения не произойдет. А с учетом реальной способности этих структур решать поставленные проблемы, школа ввергнется в такой хаос, что мало никому не покажется. Надо учесть и то, что сейчас учителя немало времени тратят на заполнение документации, отчетов, планов. Введение новой системы оценок потребует еще более скрупулезного отчета и обоснования действий педагога. Это будет отражаться в увеличении бумажного потока исходящих и входящих документов, и соответственно в уменьшении времени и возможностей для воспитательной работы с учениками и родителями.
Вообще сама постановка здесь означенной проблемы и поиск путей её решения указывают на глубокий системный кризис. Общество подошло к той черте, когда никакими средствами не удастся компенсировать утраченную нравственность. Духовно-нравственное воспитание на основе традиционных ценностей — это единственное средство, которое может спасти наш народ от разложения и гибели.
Протоиерей Сергий Рыбаков, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, доцент кафедры теологии Рязанского Госуниверситета, специально для «Русской линии»
http://rusk.ru/st.php?idar=185300
|