Русская линия | Юрий Косов | 26.09.2009 |
«В середине 90-х годов появилась работа по так называемому глобальному управлению под названием „Наше глобальное соседство“, которую подготовила группа международных экспертов. В то время была создана независимая комиссия по глобальному развитию, в которой работали представители более двух десятков стран. Этой комиссией была выдвинута идея глобального управления миром. Эта идея не имеет ничего общего с разговорами о мировом правительстве и с концепцией мондиализма. Комиссия пришла к выводу, что в мире возникают такие процессы, прежде всего, в сфере экономики, экологии, демографии, миграции, которые требуют согласования, координации. До начала 90-х годов такое согласование было невозможно, поскольку до этого мир был разделен на три части: группа западных стран во главе с США, группа стран во главе с СССР и группа развивающихся стран, объединенные в движение неприсоединения, эта группа стран не присоединялась ни к западному, ни к восточному блоку. Когда мир был разделен, такое понятие, как глобальное управление, было просто невозможно. Когда раздел мира прекратился с окончанием „холодной войны“, такие идеи стали выдвигаться. Тогда эти идеи казались революционными. Сейчас, по всей видимости, наступило время, когда эти идеи надо реализовывать на практике», — считает Юрий Косов.
«Есть ООН, — продолжил он, — но не надо забывать, что эту организацию, появившуюся перед самым началом „холодной войны“, создавало 51 государство, сейчас же в ООН входят 192 государства. ООН во многом закладывала механизмы, которые предполагали наличие разделения мира. В Совете Безопасности ООН великие державы получили право вето, которое они достаточно часто используют. Сейчас в развитии мира наступил качественно иной этап, — началась интеграция, которая, правда, идет медленно и достаточно болезненно. Интеграция начала происходить, прежде всего, в сфере экологии и культуры. Эта интеграция происходит не без проблем, например, США до сих пор не присоединились к Киотскому протоколу и не взяли на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Но интеграция главным образом происходит в сфере экономики и безопасности. Тем не менее, хотя мир и объединялся, но в сфере экономики сформировались институты, формально носящие международный характер, которые находятся под контролем Запада, поскольку их формировали западные страны. Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые должны заниматься экономическими вопросами, сформировались еще в конфронтационный период. В этих организациях создана такая система принятия решений, при которой голоса распределяются не по принципу „одна страна — один голос“, а в зависимости от взносов, которые делаются участниками. Западные страны все сделали для того, чтобы иметь большинство голосов в этих организациях».
«Говоря о „Большой восьмерке“, стоит отметить, что, хотя Россия и принята в эту организацию, но эта структура сделала хитрый ход, выделив из себя „Группу семи“, так называемую „Финансовую семерку“, в которую Россию в качестве полноправного члена не допускают. Поэтому и возникла потребность в глобальном управлении мира. Основные финансовые организации и организации в сфере безопасности вроде бы являются международными, но реально находятся под контролем западных стран. Россию до сих пор не приняли в ВТО, в которой тоже доминируют западные страны. США ранее всячески противодействовали принятию России в эту организацию. Россию не принимают в ВТО по политическим мотивам», — утверждает эксперт.
«Когда разразился мировой экономический кризис, выяснилось, что мировая экономика настолько сильно глобализирована, что требует глобального управления и совместных действий. Сложилась парадоксальная ситуация, когда развивающиеся страны были не готовы обсуждать возникшие проблемы в рамках МВФ и других финансовых институтов, поскольку они не имели в этих организациях права голоса. Поэтому и возник такой институт, как „Большая двадцатка“, где основные участники мировой экономики уравновешены, они могут принимать согласованные решения и брать на себя обязательства, поскольку они имеют равные права при принятии решений. Конечно, механизмы принятия решений „Большой двадцаткой“ еще не отработаны, они находятся в стадии формирования, может, поэтому „Большая двадцатка“ так часто и собирается. Так что вопрос о перестройке мировых финансовых институтов поднимается. „Большая двадцатка“ — это еще один шаг в этом направлении. Хотя никто не отменяет западные финансовые институты, которые, я уверен, не сразу отдадут свои позиции, поскольку они являются очень мощным рычагом Запада. Страны, которые в XX веке получили преимущество в мировой экономике, не хотят сдавать свои позиции, но вынуждены, их к этому принуждает жизнь. Поднимающиеся страны требуют для себя право участвовать в регулировании мировой экономикой. Если им не будет предоставлено это право, они могут создать собственные международные институты, что практически и началось, возникли такие влиятельные международные организации, как БРИК и ШОС, в которых западные страны не принимают участие. США рвались в ШОС, но их туда не приняли», — отметил политолог.
«В условиях мирового кризиса интеграционные тенденции усилились, началось формирование подлинных всемирных институтов, участники которых получают равные права. Однако до сих пор сохраняются международные институты с преобладающим влиянием западных стран. Хотя в сфере экономики намечаются интеграционные тенденции, но не факт, что они постоянно будут преобладать. В этой связи наша страна последовательно выступает за создание всемирных экономических институтов с равноправным участием», — отмечает эксперт.
По мнению профессора Ю. Косова, происходящие в мире интеграционные процессы не приведут в ближайшем будущем к появлению мирового правительства. «В современных условиях появление мирового правительства невозможно. Всплеск идей мондиализма наблюдался в 80-е годы, когда мир был на грани войны, в то время считалось, что, создав мировое правительство, удастся избежать Третьей мировой войны. Эксперты утверждали, что мировое правительство позволит установить демократию во всем мире. Но нынешнее время показывает, что демократия бывает разной: американская демократия отличается от японской, японская демократия отличается от русской. Сейчас стало очевидным, что создание универсальной модели демократии невозможно. С помощью мирового правительства надеялись решить глобальные проблемы: экологические, экономические и т. д. Но в последнее время возросла роль национальных государств, поэтому в обозримом будущем мировое правительство, принимающее обязательные решения, невозможно. Мировое правительство сейчас — это утопия. Кроме того, сложившиеся нормы международного права и международные обычаи направлены на то, чтобы предотвратить создание всемирного государства. Для того, чтобы создать мировое правительство, надо полностью отменить действующее международное право и создать принципиально новое. В ближайшее время это сделать невозможно», — выразил уверенность Юрий Косов.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=185138
|