Русская линия | 23.09.2009 |
«Я не против новаторских или авангардных представлений об истории. В парадоксальном мышлении иногда есть смысл. Но эти исследования ни в коем случае не должны превращаться в учебные пособия», — заявил Д. Медведев на встрече с сотрудниками учреждений культуры Великого Новгорода 18 сентября. Он также отметил, что «для того, чтобы не ортодоксальные взгляды на историю стали признанными, требуется огромное время».
Один из участников встречи обратил внимание на то, что историей сегодня занимаются не только историки, и эти люди высказывают предположения, которые приводят научные круги в шок. В качестве примера была приведена теория академика-физика Менкля, согласно которой Александр Невский был татарским князем.
«У нас и шахматисты активно занимаются политикой. Это нормально, это свобода», — заметил в ответ Президент. Вместе с тем, по мнению главы государства, при всем уважении к новаторским идеям «должны быть вещи, которые необходимо воспринимать как каноны».
Медведев привел в пример события Второй мировой войны и назвал недопустимыми дискуссии о том, кто эту войну начал. «Мы не можем вскрывать такого рода догматы. Они являются общепризнанными в истории человечества», — сказал Медведев. «Некоторые вещи не должны являться предметом публичной дискуссии, тем более политической». «Именно это произошло с событиями Второй мировой войны, когда отдельные европейские страны начали говорить о том, что СССР и гитлеровская Германия должны нести равную ответственность за начало Второй мировой войны», — отметил Президент.
Кроме того, по его мнению, «всякие новые идеи допустимы в рамках научной дискуссии, но это не должно делаться на страницах учебников». «От этого засоряются мозги, и это прискорбно», — сказал президент.
Комментируя слова Президента, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак отметил, что задача школы состоит в том, чтобы формировать определенное мировоззрение молодого человека. «Соответственно, формировать это мировоззрение можно только вложив в этого человека какой-то определенный набор неизменных истин, потому что твердое мировоззрение основывается на незыблемых духовных основаниях. Когда детям говорят о правилах дорожного движения, то никто не заводит речь об „альтернативном переходе улицы“, а говорится, что на красный переходить дорогу нельзя, на зеленый — можно. О том же идет речь, когда говорится, что нельзя садиться на горячую плиту, нельзя дышать под водой. Есть какие-то физические законы мира и гражданского общества, с которыми мы абсолютно все согласны», — сказал он.
«То же должно касаться и духовной жизни человека. Странно, что это не совсем поняли представители СМИ и общественности. Чтобы дать ребенку возможность выбора, право выбирать какие-то альтернативы, сперва нужно сформировать у него определенное мировоззрение. Если мировоззрение не сформировано, то и права выбора у него быть не может», — считает священник.
«Что касается истории, то понятно, что история в первую очередь должна формировать уважение к собственным традициям, любовь к Родине, понимание значимости своего народа в мировой истории. Речь идет, конечно, не о шовинизме, не о преувеличении каких-то заслуг. У русского народа есть великая история, есть великие подвиги, есть великие люди, которыми мы вправе гордиться. Это совершенно очевидно и обо этом, конечно, должна свидетельствовать наша история в школьных учебниках, программах. Одна из задач преподавателя истории в школе — сформировать у молодых людей именно такое представление о своей собственной истории. Надо помнить вклад русского народа в победе над фашизмом, надо знать и о том, что мы спасли Европу от монголо-татарского нашествия. Русское самосознание и религиозный менталитет позволил выйти из эпохи смутного времени начала XVII века. Россия остановила и экспансию наполеоновских войн в начале XIX века. Это все действительно такие же непреложные истины для нас, как для американских школьников — ценности американской истории. Право любой страны — больше говорить о тех фактах в истории, на которых воспитывается гражданские добродетели, воспитывается любовь к Родине», — сказал священник.
«В истории не все однозначно, не все очевидно. Можно на многие темы дискутировать, — но потом. А если формировать представление молодых людей об истории только на негативных примерах, говорить только о репрессиях, да о том, что наша страна была „тюрьмой народов“, тогда вообще непонятно, кого мы воспитаем», — заключил отец Андрей.
Русская линия