Русская линия | Валерий Расторгуев | 16.09.2009 |
В связи с пятилетием Общественной палаты России, Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные о том, насколько хорошо россияне информированы об этом органе и его целях. Как выяснилось, об Общественной палате знают 42% россиян (5% о ней хорошо известно, 37% - кое-что слышали). При этом осведомленность, как правило, демонстрируют высокообразованные сограждане (58%). В то же время, более половины опрошенных ничего не знают об Общественной палате (57%), прежде всего это респонденты с низким уровнем образования (78%). Наибольшую информированность об этом органе демонстрируют жители крупных и средних городов (46−47%) и 35−59-летние респонденты (45−46%), а неосведомленными оказываются, как правило, селяне (63%) и 18−24-летние россияне (64%).
Общественная палата, по мнению россиян, была создана для посредничества между населением и властью, продвижения гражданских инициатив (17%). Еще 12% наших сограждан считают ее функцией независимый гражданский контроль над деятельностью властей. Респонденты также полагают, что этот орган занимается обсуждением важнейших государственных проблем (9%), проведением экспертизы законопроектов и социальных программ, защитой граждан от произвола властей (по 7%). Реже всего наши сограждане приписывают Общественной палате деятельность по борьбе с коррупцией, повышению уровня жизни населения, построению гражданского общества (по 1%). Впрочем, 46% россиян сложно назвать цель создания этого органа, сообщает сайт ВЦИОМ.
Что же касается состава Общественной палаты, то самым известным ее членом оказалась Алла Пугачева (ее называют 9%). Респонденты также назвали А. Кучерену (6%), Л. Рошаля (3%), И. Кобзона (2%), Е. Велихова, А. Кабаеву, Н. Михалкова, И. Роднину, Ф. Бондарчука, В. Лукина, Е. Плющенко (по 1%). Еще по 1% наших сограждан утверждают, что в заседаниях органа участвуют также Д. Медведев и В.Путин.
«Люди формируют свое представление о властных структурах и институтах гражданского общества в значительной степени, опираясь на материалы СМИ, и прежде всего, электронных СМИ, — отметил в своем комментарии Валерий Расторгуев. — Если потоки информации, идущие о деятельности правительства, плохо известны населению, то о деятельности Общественной палаты информация и вовсе дается крайне сжатая и малоубедительная. Я могу об этом судить, потому что сам постоянно участвую в работе как минимум двух комиссий Общественной палаты и иногда большие заседания, которые проводят эти комиссии, представляют собой чрезвычайно интересные и важные для населения форумы, но по газетным страницам, по телеэкранам об этом ничего не говорится, ни малейшего отзвука эта работа не получает. И тот факт, что Общественная палата находится в зоне умолчания, в значительной степени создает массу иллюзий. Поэтому те результаты, которые показывает опрос ВЦИОМ, говорят о том, что несмотря и вопреки существующей модели распространения и тиражирования информации, Общественная палата все-таки достаточно известна населению, а это большой результат, если учесть, что она существует как важный социальный институт всего лишь пять лет».
«Второй аспект связан с технологией опросов. Когда человеку предложено выбирать между различными функциями, то это заведомо порочная установка, поскольку эффективность деятельности Общественной палаты как раз и заключается в том, что все перечисленные функции работают синхронно», — добавил политолог.
«Если говорить конкретно о работе Общественной палаты, то я бы отметил, что некоторые сферы общественной и политической жизни страны обсуждаются там чрезвычайно интенсивно и остро. К примеру, так называемая концепция-2020 по долгосрочному стратегическому развитию России действительно критически и всесторонне обсуждалась только в двух структурах: на координационном совете по социальной стратегии при председателе Совета Федерации и на развернутом заседании в Общественной палате. И я должен сказать, что оценки были предельно нелицеприятными для власти и максимально полезными с этой точки зрения. То же я могу сказать и об экологической политике. Если в этой области государственная власть ничего не делает, то Общественная палата чрезвычайно активно работает в этом направлении — ведь это очень важно хотя бы с точки зрения международного престижа России. Поэтому Общественная палата в этом отношении заслуживает достаточно высокой оценки. Кроме того, на уровне власти чрезвычайно слабо обсуждаются вопросы, связанные с культурным наследием страны. Работа ведется из рук вон плохо, на этом фоне выделяется достаточно активная деятельность комиссии Общественной палаты по духовному и культурному наследию, председателем которой является митрополит Климент, соединяющий в одном лице и общественного деятеля и иерарха Церкви. В Общественной палате проводятся честные, конструктивные и открытые дискуссии, которые дают фору уровню и качеству обсуждений во властных структурах», — отметил Валерий Расторгуев.
«Хотя, конечно, если говорить о том, чего Общественная палата не смогла сделать, то это будет огромный, длинный, почти бесконечный список. Начиная с того, что Общественная палата не стала трибуной для действительно конструктивного обсуждения этнокультурных проблем страны, хотя у нас сегодня национальная политика находится в загоне, не существует даже министерства по делам национальностей. То же самое можно сказать и о многих других направлениях, которые в России не подняты и не осмысленны, хотя во всем мире эти направления занимают первые строчки в рейтингах актуальности политических тем», — признал аналитик.
Отвечая на вопрос, не говорит ли опыт Общественной палаты о том, что гражданское общество невозможно построить сверху, В. Расторгуев сказал: «Это неверное суждение. У каждой страны есть своя специфика, и когда говорят о том, что нельзя построить гражданское общество сверху, то имеется в виду, что вообще строительство сверху достаточно абсурдно, если пользоваться традиционными технологиями. Но, с другой стороны, Россия всегда пользовалась нетрадиционными технологиями в сфере государственного и социального строительства. Многие институты, практически все социальные и политические институты в России, не будем об этом забывать, в том числе и земство, были построены именно сверху. Наш опыт серьезно отличается от опыта западных стран. Это связано также и с тем, что Россия в значительной степени перенимала на свой лад, переосмысливала западные версии развития социальных институций, уж такова наша судьба. Кроме того не следует забывать, что русские — это-народ-государственник, для которого заинтересованная позиция государства — открытая, обращенная к народу — намного важнее, чем все остальное. Наши люди готовы поддержать любую инициативу сверху, которую они понимают. Поэтому если бы наше государство проявило действительно серьезное отношение к восстановлению системы самоуправления и поддержке не фиктивных, а реальных институтов гражданского общества, то, конечно, успех был бы очень большой».
«Напомню, что основным институтом гражданского общества все-таки являются церковные общины. И говорить о том, что в современной России гражданское общество отсутствует и не развивается, по меньшей мере, наивно, если учесть, что на наших глазах из полного небытия повсеместно воскресают религиозные структуры, расширяется и углубляется деятельность церковных общин. Все это похоже на чудо, если учесть, что государство в этом отношении явно не проявляет достаточной активности. Хотя во всех странах, которые мы называем развитыми, структуры гражданского общества, которые берут на себя основную ношу в сфере социальной политики, в значительной степени поддерживаются и оплачиваются государством. Иногда в большей, как во Франции, иногда в меньшей, как в США, степени, но, тем не менее, участие государства, в том числе и материальное, в этом плане чрезвычайно велико. В России же никакого аналога такой деятельности пока нет, поэтому Общественная палата смотрится на этом фоне довольно блекло. Но мы только начинаем восстанавливать полностью разрушенную негосударственную социальную инфраструктуру», — заключил Валерий Расторгуев.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=184961
|