Русская линия | Архимандрит Сергий (Булатников), Протоиерей Андрей Ткачев | 15.09.2009 |
В свою очередь, тезка главы церковного внешнеполитического ведомства Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) в интервью «Русской линии» отметил, что с членами других христианских конфессий можно сотрудничать только в делах благотворительности и социального попечения, но в молитвенных и богослужебных делах никакого сотрудничества быть не может. «Вероучение Католической церкви совершенно для нас неприемлемо, особенно в части догматического учения о месте римского епископа в Церкви. Есть и другие отступления. А вот в общественных делах, ради народа, мы можем и должны трудиться совместно», — считает митрополит Иларион.
Такого же мнения придерживается и другой влиятельный архиерей — епископ Рашко-Призренский и Косовский Артемий (Радосавльевич), который в интервью «Русской линии» заявил еще более определенно: «К сожалению, многие православные утеряли чувство меры в вопросе о сотрудничестве с Ватиканом. Нам необходимо помнить границы в отношениях с католической церковью. Они ведь установлены Святыми Отцами. Сотрудничество возможно только по частным вопросам. В противном случае возникает опасность признания католической церкви. Посмотрите, сначала католики выдвинули тезис о церквях-сестрах. А сейчас уже речь идет о Православной церкви как о дочери церкви католической. Мы должны помнить, что Римский Папа находится вне Церкви. Нельзя говорить о его главенстве, ибо это равносильно предательству Православия».
В связи с возобновлением дискуссии о необходимости или возможности встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с папой Римским мы попросили авторитетных пастырей Русской Православной Церкви — настоятеля Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрита Сергия (Булатникова) и сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерея Андрея Ткачева — ответить на вопросы: Необходима ли для Церкви такая встреча? Какова могла быть ее повестка дня?
«На данный момент встреча Патриарха и папы Римского преждевременна», — считает архимандрит Сергий (Булатников). «Это вопрос дальнейшего времени. Сейчас нет вопросов, которые нельзя решить вне рамок этой встречи. Нашей Церкви нужна стабильность, потому что приход нового Патриарха, как известно, вызвал разные мнения и течения. Поэтому в данный момент не нужно обострять ситуацию в Церкви. Такая встреча может только усилить напряжение внутри нашей Церкви, поэтому нужно повременить с этой встречей», — полагает отец Сергий.
Со своей стороны, протоиерей Андрей Ткачев отметил, что «Патриарх представляет Церковь, возглавляя ее иерархически и молитвенно, поэтому он может встретиться с папой Римским только тогда, когда церковное сознание потребует этого от него. Поскольку в нашей Церкви в церковном сознании этот вопрос не решен, то стоит ли им встречаться?»
«Но все же я думаю, что им есть о чем говорить. У западных христиан и у православных есть общие враги, и поскольку Патриарх Кирилл больше других обеспокоен новейшим врагом Христианства — неолиберализмом со всеми его размывающимися границами, то им, безусловно, есть о чем поговорить. Бывают, конечно, и частные встречи двух иерархов, хотя трудно представить частную встречу между Патриархом и папой Римским, которые, являясь публичными фигурами, не могут тайком встречаться. Прежде чем встречаться, Патриарх и папа Римский должны определить взаимный статус, кем они являются друг для друга. Сначала надо определить, чья это встреча: Патриархов, возглавляющих Церкви-сестры, или людей, которые считают друг друга еретиками. А эти вопросы требуют церковного обсуждения. Например, для меня этот вопрос неясен. Поэтому я не знаю, надо ли встречаться Патриарху с папой Римским. Но если эта встреча будет, то она может быть разной — может быть ненужная встреча, а может состояться и конструктивный разговор, в зависимости от того, как они себя поведут. Мне неизвестно, как будет истолкована эта встреча, если она все-таки совершится. Но Патриарх и папа Римский могут найти темы для серьезного разговора, например, Христианство в III тысячелетии, моральные, литургические и канонические вопросы, вопросы взаимоуважения и невторжения в чужие пределы, вопросы взаимного совместного осуждения антихристианских тенденций в жизни человечества, опасности, связанные с медицинскими технологиями, и т. д.», — считает отец Андрей.
По его словам, «если раньше советское руководство заставляло наше духовенство встречаться с католиками, в частности, по поводу борьбы за мир, по поводу нераспространения ядерного оружия, то сегодня мы можем добровольно встречаться на тему „женщина в мире“, по поводу вопросов пола, в связи с осуждением содомских явлений в современной культуре, по поводу медицинских технологий и т. д.» «Эти вопросы имеют моральный корень. В принципе такая встреча возможна, но нужно сознательное одобрение церковной полнот, т. е. церковный народ должен понимать, зачем Патриарх встречается с папой Римским, с кем он встречается — с еретиком или с папой ветхого Рима. Это вопросы не праздные, потому что если Патриарх встречается с еретиком и с ним о чем-то договаривается, то это странно. Если же это истолковать как встречу Патриарха самой большой Поместной Православной Церкви в мире с патриархом ветхого Рима для обсуждения насущных вопросов христианской жизни в XXI столетии, то это уже совершенно другой ракурс встречи, которая получит иное толкование. Но на эту встречу нужен ответ церковного сознания, этот вопрос нужно обсуждать. Если вдруг церковный народ выступит против встречи, то Патриарх должен послушаться народа. Я думаю, что вся полнота Русской Православной Церкви не готова к встрече Патриарха и папы Римского, многие считают, что такая встреча не нужна. В этой позиции есть плюс и минус», — подчеркнул пастырь.
«Православие в максимальной степени осознает в себе охранительную функцию, оно ощущает себя хранительницей апостольского преемства, предания благодатной жизни Церкви. Распространяющей, миссионерствующей и воинствующей Православная Церковь считает себя в меньшей степени, нежели хранительницей. Она выполняет функцию стража апостольского преемства. Для православного церковного сознания характерно негативное отношение к католицизму, этому есть серьезные, так сказать „железобетонные“ объяснения. Так сложилось исторически. Это не случайное мнение, это выношенное, выстраданное мнение. Но времена меняются, и все равно рано или поздно разговаривать придется. На уровне священников, приходов, епархий, богословов или в других формах общение проходит и сейчас. Но ясно, что вопрос о встрече Патриарха с папой Римским непростой. Я думаю, что мы пока не готовы одобрить эту встречу. Если Патриарх изъявит желание встретиться с папой Римским, церковный народ начнет шуметь и возмущаться, не понимая, зачем нужна эта встреча, начнет обвинять Патриарха в филокатолических тенденциях, в либерализме или отступлении от чистоты веры. Поэтому необходимо понимать, что мы хотим от этой встречи. Сейчас мы встречаемся с людьми разной культуры, веры и цвета кожи, и сама жизнь требует от нас большей степени понимания других людей, непохожих на нас», — сказал он.
«Конечно, в окружающем мире для Православной Церкви ближе всего христиане западного исповедования, все остальные дальше от нас отстоят. Больше всего точек соприкосновения у православных с католиками, хотя и у них есть свои либералы, но все равно у нас с католиками гораздо больше общего, чем со всеми остальными, — с протестантами, мусульманами и т. д. У нас, разумеется, со всеми верующими людьми есть что-то общее. Многие думают, что одной из современных задач Церкви является выстраивание правильного отношения со всеми крупными культурами и цивилизациями, выстраивание правильного отношения к тому духовному стержню, который составляет основу, хребет всех мощных цивилизаций и культур. Нам нужно четко понимать, что такое ислам, что в нем плохого и хорошего, что такое иудаизм, в чем он несет на себе тяжесть богоубийства, а в чем он может представлять для нас интерес. Любое явление неоднородно: и иудаизм, и мусульманство, и католицизм. Нам надо пробираться сквозь стереотипное понимание этих явлений. За словом „католицизм“ стоит огромный мир, так же, как за словом „ислам“ стоит огромный мир. И мы, хотим того или не хотим, должны понимать неоднородность, глубину и сложность этого мира, мы должны правильно сформулировать свое отношение к тому идеологическому, религиозному хребту, на котором держится то или иное культурное здание. Мы обязаны это сделать. Если мы уйдем в скит, замкнемся всей церковной полнотой в себе, закроем все переборки для внешнего мира, то я не думаю, что это будет очень хорошо. Нужно хранить себя, но нужно и адекватно жить в окружающем мире. Поэтому мне кажется, что все эти вопросы будут еще долго обсуждаться, и только потом, когда у церковного народа будет более-менее ясное понимание того, зачем нужна эта встреча, тогда она будет встречена народом безболезненно. Сегодня мы нужны католицизму в гораздо большей степени, чем он нам. Все проблемы, которые есть у них и пока отсутствуют у нас, хотя завтра у нас будут тоже. Поэтому к возможности такой встречи надо серьезно относиться», — полагает священник.
«Я не сторонник всяких совместных форумов и собраний, — признался священник. — Прекрасно известно, что встречи католических и православных иерархов были, но они не принесли никакой пользы. Патриарх Афинагор встречался с тогдашним папой Римским, они взаимно сняли анафемы. Эти заявления оказались декларативными, они не проникли в толщу церковной среды, а, может, и никогда не проникнут. Иерарх может принять участие в совместном соборе, от лица Церкви подписать какой-нибудь документ собора, а народ все это может отвергнуть, и дело не свершится. Поэтому, чтобы не было таких случаев, нужно, чтобы поступки и действия высших иерархов были согласованы, конгениальны интуиции народа, рождались этой интуицией. Народ должен решать эти проблемы, думать над ними. Это всецерковная задача. Но представлять себе мир, будто мы — воплощенная истина, а все остальные — слуги сатаны, неправильно, это — нехорошая картина мира, которую я отвергаю. Я бы хотел, чтобы мы соответствовали высокому определению хранителей истины. Дай Бог, чтобы мы ими были. Но за пределами нашей общины и области нашей жизни сразу не начинается ад, там тоже живут люди, которые молятся, скорбят и радуются, плачут, рожают детей, в конце концов, умирают, и мы не знаем, что они совершили в свой последний час. Надо к этому относиться внимательнее и умнее», — призвал протоиерей Андрей Ткачев.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=184938
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |