Русская линия
Русская неделяАрхимандрит Маркелл (Павук)25.08.2006 

Победи свой эгоизм

— Мы с мужем живем в юридически оформленном браке. Иногда ходим в церковь, хотим повенчаться. Расскажите подробнее о Таинстве Венчания. Разрешает ли церковь разводиться?

— Любовь между двумя супругами не может существовать сама по себе, но имеет своим источником Бога, Который есть Любовь и Первопричина всякой любви. Как полюбить, так и сохранить свою любовь без Бога невозможно. Когда любящие удаляются от Бога — Первоисточника любви, то рай их взаимной любви чаще всего превращается в ад взаимной ненависти. Те, которые еще недавно не видели смысла своего существования без своего возлюбленного, начинают ненавидеть друг друга больше всего в мире. Всякая любовь без Бога обречена на исчезновение. Поэтому любящие должны прийти в Церковь, чтобы через Таинство Венчания получить благословение на свою любовь, на рождение и воспитание детей.

Однако один раз прийти в Церковь, чтобы получить благословение на брак, недостаточно. Чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести духовную жизнь. Любовь усиливается по мере преуспевания супругов в добродетелях. За свою любовь нужно бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении эгоизма в самом себе, в том, чтобы научиться жертвовать собой в пользу любимого, перестать существовать только для самого себя. Нужно научиться не предъявлять друг другу своих прав и вообще не чувствовать себя полновластным обладателем своего возлюбленного. Если люди не достигнут этого, они потеряют свою любовь. Бороться со своим эгоизмом учит Церковь. Она за две тысячи лет своего существования разработала сложную науку о том, как побеждать свой эгоизм и учиться любить подлинной, жертвенной любовью. Поэтому всем, кто хочет сохранить свою любовь в браке, следует приходить и учиться этому в Православной Церкви. Одним из главных средств, которое Церковь предлагает к сохранению и умножению любви, является Таинство Евхаристии. Через нее человек воссоединяется с Богом — Источником любви, обретает благодатную силу жертвенности и избавляется от эгоизма.

Церковь разрешает разводиться, но только в исключительных случаях, по причине измены одного из супругов. Различие в характерах, бытовые ссоры, пьянство мужа не могут быть причиной для развода. Злая жена или злой пьяница муж, по мысли святого Иоанна Златоуста, даются Богом за наши нераскаянные грехи. Это могут быть не только наши личные грехи, но и грехи наших родителей, прадедушек и прабабушек. В наше время пьянство мужчин (по статистике в России крепко пьющих мужчин 30 миллионов) — это наказание Божие за 70-летний период советского богоборчества. Ныне мы пожинаем горькие плоды. Но тем, кто искренне обращается к Богу (а таких, как я знаю из своей пастырской практики, немало), Господь помогает наладить личную и семейную жизнь. В наше время такие случаи обращения бывших пьяниц и наркоманов к Богу воспринимаются верующими людьми как великое чудо милости Божией.

— К нам домой регулярно приходят представители Свидетелей Иеговы с миссионерской деятельностью. Почему православные священники не ведут миссионерскую деятельность таким образом? И еще: у нас в городе есть харизматы, баптисты, какие-то другие церкви. Какие из них секты, а какие нет? Как это распознать? У меня дочь дружит с девочкой из церкви, кажется, «Мост». Меня это беспокоит. И есть ли у нас какая-нибудь организация, помогающая людям, попавшим в секту?

— Секты — следствие образования духовного вакуума в синодальный и советский периоды истории Русской Православной Церкви. В синодальный период, в ХVIII- XIX веках, духовная жизнь большинства людей и в особенности интеллигенции ограничивалась формальным благочестием, причащением Христовых Таин 2 раза в год перед Рождеством и Пасхой. Так русские люди свидетельствовали о своей благонадежности перед властями. Ни о какой духовной жизни в этом случае речи быть не могло. Если духовная жизнь и велась в отдельных уцелевших монастырях и приходских общинах, то она была подобна прорастанию отдельных цветков через толщу асфальта. В советский период это формальное благочестие переросло в открытое богоборчество, массовое ожесточение сердец русских людей. Революция, массовые репрессии, террор — это не только следствие заговора кучки людей и международной масонской закулисы, как это ныне представляют историки, но результат секуляризации, обмирщения сознания русского народа, следствие оскудения любви. Все секты — это звенья той же цепи. Характерные признаки сектантов — всяческое восхваление своей веры, неприятие никакой критики в свой адрес, открытая или скрытая ненависть к Православной Церкви, непризнание её церковной иерархии, таинств, обрядов, отвержение креста, икон, святых мощей. Правда, в Тобольске баптисты установили на своем молитвенном здании кресты. Но это лишь новое либеральное веяние в баптизме, попытка через внешнее подражание православным традициям завлечь в свою секту большее число не сведущих в вопросах веры людей. Крепкого в вере и просвещенного светом Христовой правды человека трудно заразить сектантством. Болезнь сектантства зарождается в человеке сомневающемся, маловерном. Не случайно сектантское движение, проникнув с католического и протестантского Запада на территорию Российской империи, стало наиболее активно распространяться в XIX веке, когда Церковь была ослаблена секуляризацией и стала безгласной служанкой государства. Также сектантство стало сильно распространяться в 90-е годы ХХ века, когда пал старый тоталитарный режим, изжила себя коммунистическая идеология и появилось много несчастных, потерявших всякую веру и надежду людей. Но всякий организм обладает определенным иммунитетом, который помогает ему бороться с инфекцией. В России такой иммунитет вырабатывался на протяжении тысячи лет со времени Крещения Руси в 988 году. Надеемся, что русский народ скоро переболеет и не будет прельщаться проповедью нынешних самозваных сектантских учителей. И такая тенденция наметилась. Сектанты уже потеряли ту уверенность, с какой они проповедовали в начале так называемой перестройки в 90-ых годах. Сейчас бывает трудно отличить их проповедь от выступления артистов-юмористов. Шутки, гримасничанье, громкое музыкальное сопровождение, показушное, явно корыстное милосердие и благотворительность, запугивание людей близким концом мира — это те средства, при помощи которых им пока удается удерживать немногих простодушных людей. Поэтому есть большие возможности для миссионерского служения Русской Православной Церкви. Православные священники ныне идут с проповедью в школы, вузы, больницы, воинские части, исправительные учреждения. Проблема может быть только в том, что в некоторых местах до сих пор сохраняются старые советские стереотипы и туда священников не пускают. А другая проблема — это недостаточная подготовка священников к проповеди вне стен храма. Но постепенно эти проблемы решаются. В некоторых областях России довольно успешно работают православные телеканалы, священники регулярно выступают с проповедью на радио и телевидении. Многие епархии и приходы выпускают газеты, открывают православные рубрики в светских газетах. Почти каждый православный приход ныне старается открыть свою страничку в интернете. Так что поводов для уныния нет. Христос и Его святая непорочная Церковь всегда побеждают. Только бы мы, русские люди, вспомнили о своих православных корнях и чрезмерно не увлекались жизнью по страстям этого мира.

— Недавно на канале ВВС демонстрировался фильм о якобы расшифрованном «коде Библии» и называлась дата конца света — 2006 год. Вообще много подобных полунаучных изысканий. Как к этому относиться?

— Так называемый «код Библии» могут расшифровать только те, кто подходит к изучению этой святой книги со смирением. Её не могут понимать люди гордые, самонадеянные и небеспристрастные, которые не умеют смирять свой разум. Гипотезы о якобы расшифрованном коде Библии — плод суемудрия подобных людей. Конечно, в Библии есть много мест, в которых говорится о кончине мира, но конкретной даты не называется, чтобы люди из-за страха перед грядущими бедствиями не впали в уныние и не прекратили необходимый ежедневный труд. В Библии только указывается на некоторые признаки приближающегося конца света — это оскудение веры и любви между людьми, умножение беззакония и возникновение ненависти даже между родными по крови: братьями и сестрами, родителями и детьми, внешнее формальное объединение всех государств и религий под властью одного человека — антихриста, который вначале войдет в доверие к людям через творение ложных знамений и чудес, широкую благотворительность, а затем воздвигнет жестокие гонения на тех благочестивых добрых людей, кто не признает его всемирной власти и не примет его печати на правую руку и чело. Многие христиане видят подготовку к принятию печати антихриста в нынешней повсеместной кодификации всех людей через присваивание ИНН, введение подкожных чипов, якобы, с целью удобства учета и хранения денег и как антитеррористическая мера. Возможно, что опасения христиан оправданы. Вместо того, чтобы большее внимание обратить на духовно-нравственное религиозное просвещение людей, власти пытаются бороться с терроризмом и преступностью такими очень сомнительными методами. Но человека путем тотальной слежки и контроля не исправишь в лучшую сторону. Он легко может затаить свою злобу и ненависть и станет творить свои беззаконные дела тайно, более хитрыми и изощренными методами. Кто может дать гарантию, что такой злой человек не сможет получить доступ к самой секретной информации?

— Очень мало знаю об Иоанне Тобольском. Он считается чудотворцем или святым? За какие деяния?

— Святитель имел великую веру в Промысл Божий. Он сравнивал волю человека с цветком подсолнуха. Подобно чашечке этого растения, воля человека постоянно должна быть обращена к Солнцу Правды — Богу. Пока человек держит свою волю в согласии с волей Божией, он духовно цветет и приносит плоды (елей) добрых дел, когда же он под напором ветра искушений отворачивается от всеблагой воли Божией, он духовно увядает и остается бесплодным. Истину этих слов Святитель засвидетельствовал всей своей жизнью.

После многолетнего доброго архипастырского служения на благодатной Черниговской земле, назначение в 1712 году святителя Иоанна на Тобольскую митрополичью кафедру всеми воспринималось как суровая ссылка. Назначение было неожиданным и по человеческой правде очень суровым. Тем более, что тогда Святителю исполнилось 60 лет. В то время Сибири люди очень боялись из-за холодного климата, бездорожья и удаленности от Москвы и Петербурга. Но святитель Иоанн не возроптал, не воспротивился определению Синода, хотя и мог, сославшись на старость лет и слабость здоровья, уйти на покой, а воспринял назначение как указание Божие. За твердую веру в Промысл Божий Господь даровал Своему угоднику особый дар любви ко всем людям, особенно страждущим от нищеты и разных несчастий. Благодаря жертвенной любви, за краткое время (три года) своего служения в Тобольске он успел сделать людям столько добра, сколько нам, грешным, не удается сделать и на протяжении всей своей жизни. Вот за что сибиряки любят святителя Иоанна и почитают его своим небесным покровителем.

23 июня и 29 октября каждый год в Тобольск на торжественное празднование дней памяти святителя Иоанна приезжает множество паломников из всех городов и весей Тюменской области, из соседних областей. Приглашаем и вас принять участие в этом торжестве.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика