Русская линия | Протоиерей Андрей Ткачев | 02.09.2009 |
Напомним, что Дементьеву в августе сего года Псковским митрополитом была объявлена анафема за «гнусную клевету и сатанинскую ложь в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой)», которые журналист публиковал в своих статьях. Суд также признал опусы Дементьева бездоказательной клеветой на монахинь.
Между тем, в недавнем сюжете петербургского «Пятого канала», комментарии к этому справедливому решению церковноначалия были даны более чем странные. В развязном стиле в сюжете передавались все гнусные вымыслы Дементьева против монахинь и игриво сообщалось, что отлученного от Церкви журналиста анафема не беспокоит, поскольку он является убежденным атеистом. «Проклятый журналист продолжает возвращаться к монастырю. Чем сильнее резонанс — тем лучше для газеты», — резюмируется в телесюжете, где говорится о намерении Дементьева и далее «разоблачать» монахинь.
Кроме того, телеканал в пику решению псковского владыки решил привести комментарии по этому поводу заштатного священника Павла Адельгейма и протодиакона Андрея Кураева. Мол, вот и в Церкви осуждают решение митрополита Евсевия. «Здесь что-то происходит, совсем не вписывающееся в образ Христианской Церкви. Как будто архиерей со своим епархиальным советом забыл, что имеет отношение к Церкви и ко Христу», — заявил протоиерей Адельгейм. «Епархия на это не имела права. Согласно положению о церковном суде, решение об отлучении принимается высшей церковной властью — Патриархом и Синодом. Она могла продекламировать намерение», — заметил в свою очередь протодиакон Кураев. К сожалению, отец Андрей не удержался от совершенно неприличного намека: «Вместо этого митрополит Евсевий сделал вид, что Патриарха для него не существует».
«Церковь должна жестко реагировать на действия людей активно выступающих против нее, тем более, когда они крещены и при этом бахвалятся своим поведением, — отметил в своем комментарии РЛ протоиерей Андрей Ткачев. — Церковь должна жестко вести политику дисциплинарного прещения по отношению к соблазнительно ведущим себя чадам и одновременно применять власть к тем, кто раскрывает рот на Церковь. Нужно очищать ряды, сплачивая дисциплину внутри и вместе с тем, закрывать хульные рты тем, кто, используя своё профессиональное положение, порочит Церковь. Есть псалом 108, который читается нами в ряду всех остальных кафизм и там есть много серьезных, жестких выражений по поводу тех, кто является врагами Божиими. Так что Церковь имеет право заявить, что такой-то человек не наш, и падут на него плоды его деятельности, если он не вразумится».
«Можно сказать, что анафема является своего рода профилактической мерой. Тут нужно разбираться в ситуации, если действительно кто-то дал повод журналисту, то надо говорить об этом, потому что главный виновник тот, кто дал повод. Если же это клевета, то анафема справедлива. Если Дементьев не был крещен, то анафема не действует, ведь она только для своих. Если же он клевещет на Церковь, то он не наш. Ни причащать, ни исповедовать, ни соборовать, ни молиться за него, ни отпевать его священники не будут. Поэтому я считаю, что это очень правильная мера, если этот человек действительно клевещет на Церковь. Меры, принятые в случае доказанной клеветы, не являются чрезмерными, это совершенно адекватная мера. К тому же, епархия вправе сама объявлять анафему, так как по эклезиологии епархия — это поместная Церковь», — заключил отец Андрей.
В заключение заметим, что журналисты «Пятого канала» подготовили необъективный и однобокий репортаж, дав высказать мнение священнослужителям, придерживающимся определенной партийной линии. В итоге у телезрителей создается ложное впечатление, будто бы никто в Русской Православной Церкви не поддерживает решение Псковской епархии, которая, по мнению журналистов петербургского канала, занимает маргинальное положение в нашей Церкви. Примечателен и тот факт, что клирики Русской Церкви, протодиакон Андрей Кураев и заштатный священник протоиерей Павел Адельгейм, фактически встали на защиту отлученного от Церкви и анафематствованного журналиста-клеветника, работающего в коммунистической газете Псковской области. Не случайным кажется и то, что именно Спасо-Елеазаровский монастырь подвергается ополчению бесов и разного рода нападкам — ведь именно в этой святой обители подвизался в свое время старец Филофей, сформулировавший концепцию «Москва — Третий Рим». Да и настоятельница монастыря игумения Елисавета известна своими монархическими и консервативными взглядами. Поэтому очень печально, что священнослужители, вставшие на защиту анафематствованного журналиста, дискредитируют не только себя и оклеветанную святую обитель, но и Русскую Православную Церковь.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=184676
|