Русская линия | Юрий Косов | 26.08.2009 |
В ходе борьбы за раздел Кавказа, натиска Османской империи, где многие народы просто ассимилировались, православные народы тянулись к России, которая никогда не была плавильным котлом, в котором исчезали национальности. В России и сейчас более ста национальностей. В советский период в результате перераспределения, часто волюнтаристического, которое производил Сталин, Абхазия и Южная Осетия оказались в составе Грузии. Таких примеров много, мы знаем, что ученик Сталина — маршал Тито прирезал сербские земли к своей родине Хорватии. Он был по национальности хорват, и при нем Хорватия увеличилась в размерах во много раз.
После распада Советского Союза Абхазия и Южная Осетия отказались остаться в составе Грузии, для этого были основания: закон СССР о выходе союзных республик, по которому все автономии, входившие в республику, должны были провести референдум, в отношении них не был применен. Поэтому фактически с момента развала СССР они объявили себя независимыми. Так что мы можем сказать, что как самостоятельные государства они существуют уже около 20 лет, а принадлежность их к Грузии была чисто формальной. Но Россия признавала их в составе Грузии, руководство нашей страны закрывало глаза на то, что было нарушено законодательство при выходе Грузии из Советского Союза. Если бы оно было тогда выполнено, то Абхазия и Южная Осетия официально получили бы юридическую независимость. Однако те агрессивные действия, которые предприняла Грузия в прошлом году, когда она откровенно вышла из правового поля, применив силу против российских миротворцев, мирных жителей, показали, что даже формальное нахождение в правовом поле с грузинским режимом никаких результатов не дает. Поэтому Россия для того, чтобы спасти эти народы, обеспечить их государственность (после случившегося стало ясно, что в составе Грузии они не могут существовать), пошла на признание этих республик. Это было очень важным актом, потому что предоставило возможность Абхазии и Южной Осетии развиваться в новом качестве. Так что в этом плане, как независимые государства, за прошедший год они просто подтвердили свою государственность, которая формировалась веками, а де-факто существовала с 1992 года.
Однако есть второй аспект проблемы — международный, касающийся признания этих двух республик. Ситуация такова, что признали эти государства лишь Россия и Никарагуа. Согласно международному праву, и на это ссылался Президент, признание этих стран только со стороны России уже делает их субъектами международного права. Потому что договоры, которые заключила с ними Россия, носят характер международных правовых актов, и эти страны уже участники международно-правовых процессов, хотя и в очень ограниченном порядке. Такие страны, не признанные мировым сообществом, встречаются в мировой практике. Это, конечно, исключение, результаты каких-то серьёзных конфликтов, потрясений, но, тем не менее, они существуют. Была провозглашена независимость края Косово, против чего выступает Россия. США бросили всё своё влияние, весь свой авторитет на то, чтобы обеспечить это признание, и как мы знаем, Косово признали более 40 стран. А чтобы признание страны было полноценным, традиционно считается, что его должны признать более 120 государств, так как после этого такая страна может подавать заявку на вступление в ООН. Поэтому тому же Косову далеко до признания мировым сообществом, оно тоже является полупризнанным государством. С 1974 года также существует республика Северного Кипра, которую фактически признала одна страна — Турция, и, тем не менее, она существует, участвует в переговорных процессах, в том числе и с ЕС.
В случае же с Южной Осетией и Абхазией ситуация несколько иная. Значительная группа стран готова признать эти республики, (это многие страны СНГ, дружественно настроенные к России и к этим народам), но они испытывают огромнейшее давление, которое оказывают на них США. В прошлом году, когда Россия признала независимость этих республик, американские дипломаты, если верить СМИ, объезжали столицы всех государств, которые могут признать новые образования, и настоятельно рекомендовали им не признавать их независимости, предлагали всякие бонусы, улучшения в отношениях с США. Наиболее характерный пример — это Белоруссия. Еще несколько лет назад Белоруссию называли последней диктатурой в Европе, а Лукашенко — диктатором. Он был немало изумлен, когда к нему приехали высокопоставленные представители США и настоятельно советовали ему не признавать Южной Осетии и Абхазии, пообещав, что это найдет понимание в США. И мы видим, что тональность отношения к Лукашенко уже изменилась, он уже не диктатор, он — партнер, его готовы привлечь в Восточно-европейское партнерство, в различные инициативы, которые выдвигают Штаты. Есть даже такие сведения в дипломатической прессе, что на заседании Шанхайской группы, которое проходило в 2008 году, сразу после кавказского кризиса, Россия надеялась на поддержку своих партнеров, но государства приняли очень расплывчатую формулировку, тоже не без давления, и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на банкете по окончании конференции в дипломатичной форме извинился перед Президентом России за то, что государства ШОС и ЕврАзЭС не смогли в полной мере откликнуться на очевидную необходимость поддержать Россию в этом деле.
Возможны три варианта развития ситуации. Первый, наиболее вероятный, это укрепление позиций России в мире, на Кавказе. Силовой потенциал России приведет к невозможности изолировать эти государства, постепенно они будут входить в международное сообщество. В ближайшее время они могут войти в региональные сообщества, в СНГ, в ЕврАзЭс, ведь уже сейчас Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Карабах называют СНГ-2.
Второй вариант — это ослабление США и Западной Европы, потому что это главное препятствие на пути признания этих государств определенной группой стран. Это менее вероятный сценарий, но возможный. Конечно, западные страны вряд ли изменят свое отношение к этой проблеме, но могут произойти определенные дипломатические размены. Например, Западу может понадобиться помощь России в каком-либо серьезном регионе мира, примеры такие уже были. Запад был в свое время против нахождения российских миротворцев в Южной Осетии, хотя они там находились по мандату ООН, и когда США не хотели продлевать этот мандат, очередной ядерный фокус выкинула Северная Корея, и Россия притормозила резолюцию в Совбезе по Северной Корее, которую выдвинули американцы. Четыре часа шли переговоры нашего министра Сергея Лаврова с госсекретарем США Кондолизой Райс, в итоге был достигнут компромисс: Россия поддержала резолюцию по Северной Корее, а США поддержали продление мандата российских миротворцев.
Третий сценарий развития предполагает, что эти государства опять объединятся с Грузией, создадут какую-то федерацию. Но этот сценарий в ближайшие десятилетия маловероятен, потому что с 1992 года было несколько очень кровопролитных войн, в Южной Осетии и Абхазии практически в каждой семье есть погибшие, и должно вырасти поколение, которое забудет горечь потерь, голод в грузинской блокаде. Кроме того, пока грузинская политическая элита не может сформировать твердое руководство. Пока все руководители в Грузии приходили к власти путем государственных переворотов. И сейчас мы видим достаточно много желающих свергнуть Саакашвили. Грузинская элита даже при формировании собственной политической власти применяет силовые методы, свергая тех, кто совсем недавно с триумфом избирался, так что в политическом сознании Грузии пока преобладает разрешение политических споров силовыми путями. Естественно, что такая элита и во внешней политике будет прибегать к подобным методам решения международных конфликтов. Но если со временем в Грузии произойдут серьезные изменения, то где-то в далекой перспективе можно рассматривать этот вариант как потенциально возможный, хотя на сегодня и маловероятный.
Юрий Косов, заведующий кафедрой международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор, специально для «Русской линии»
http://rusk.ru/st.php?idar=184570
|