Русская линия
<< Полная сводка новостей от 26 августа 2009 >>

Патриарх Кирилл: Для некоторых предательство — это «альтернативное поведение»
Предстоятель Русской Церкви отметил, что в основе апологетики власовщины лежит неспособность отличить добро от зла

Встреча Предстоятеля Русской Церкви с представителями общественности Архангельска23 августа, в рамках Первосвятительского визита в Архангельск, в помещении Архангельского драматического театра имени М.В.Ломоносова состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с общественностью города и области. Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с обращением к собравшимся, сообщает Патриархия.ru. В своем выступлении Патриарх Кирилл дал жесткую оценку апологетам власовского движения.

«Мы называем эпоху, в которой мы живем, эпохой постмодерна — такое вот слово выдумали, — отметил Предстоятель Русской Церкви. — И наибольшим достижением этой эпохи считается свобода человека, которая ориентирована на свободный выбор. Человек сам является автономным носителем окончательных решений, что есть добро, а что — зло. Время от времени у нас вспыхивают общественные дебаты по поводу значения Великой Отечественной войны, и некоторые утверждают, что выбор тех людей, которые стали сотрудничать с немцами, которые пошли во власовскую армию, вполне правомерен: «Это был их выбор, они свободны. Человек свободен определять, с кем он. Вот и выбрали эти люди не защиту Родины, а борьбу со своей Родиной вместе с оккупантами». Наивные люди, воспитанные в традиции, говорят: «Да как же так можно! Да постыдитесь вы греха, да ведь они же предатели!» А им отвечают: «А что такое предатели? Это свободный выбор человека. Сегодня у нас разные точки зрения, сегодня у нас плюрализм мнений, и свободный, самодостаточный человек и определяет, что такое добро, а что такое зло».

«Так постепенно размываются границы между добром и злом, — убежден Патриарх Кирилл. — А почему это происходит? А потому, что человечество утрачивает понятие греха. В культуру нашу, в том числе и в нашу литературу, в изобразительное искусство, в музыку, вошло ясное различение добра и зла. Грех — это зло, а добродетель — это добро. И когда было это различение добра и зла, то было ясно: если человек даже и падает и совершает грехи (а люди всегда грешили, грешат и будут грешить), то сознание греха приводит человека в раскаяние или, по крайней мере, должно приводить в раскаяние, даже если сил нет изменить что-то, даже если притяжение греха такое сильное, что невозможно вырваться из его оков. Само сознание, понимание того, что ты согрешаешь, было для человека спасительным. И приходил такой человек в храм, и каялся, и говорил священнику: «Грешен я, сил нет оставить этот грех». И чаще всего священник говорил ему: «А ты молись, ты попроси у Господа выхода из этого положения». И в какой-то момент всегда находился такой выход».

«Сегодня, — продолжил он, — отталкиваясь от идеи человеческой свободы и альтернативного поведения, поддержанного современной псевдокультурой, мы укореняемся в сознании того, что любой человеческий выбор правомерен. Понятие нравственности исчезает: я сам себе голова, я сам определяю, что нравственно, а что безнравственно. Вот почему такое странное впечатление производят иногда беседы с преступниками. Мне приходилось много и часто встречаться с людьми в колониях. Некоторые люди сознают свою неправду, свой грех и раскаиваются, а другие глубоко убеждены в том, что поступили правильно, и, выйдя, будут поступать так же, ссылаясь на свое право жить по собственному разумению. Это главная духовная трагедия переживаемого нами с вами исторического момента — утрачивается понятие нормы, нравственной нормы человеческого бытия, утрачивается понятие греха».

Очевидно, что после того как на государственном уровне в ночном эфире телепрограммы «Вести+» федерального государственного телеканала «Россия», подконтрольного правительству, и на уровне церковном, устами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дана жесткая оценка апологетике генерала-предателя Власова, всякая реабилитация предательства должна быть прекращена. Решение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об исключении апологета генерала Власова протоиерея Георгия Митрофанова из состава Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии также является характерным сигналом. Остается надеяться, что Первосветительская оценка попыток обелить власовское движение наконец-то вразумит апологетов предательства.
Русская линия


Каким быть преподавателю «Основ православной культуры»?
Православные священнослужители прокомментировали позицию протодиакона Андрея Кураева

Учебник А.Бородиной *Основы православной культуры*Протодиакон Андрей Кураев, являющийся руководителем редакционной комиссии по подготовке учебника «Основы православной культуры», полагает, что за подготовку преподавателей будущего предмета должно отвечать Министерство образования, и у Церкви может быть лишь совещательный голос во всех вопросах, касающихся методики преподавания и личности учителя, сообщает Regions.ru.

«Как быть, если преподаватель демонстрирует прекрасное профессиональное владение материалом, в том числе и богословским, но по ходу дела выясняется, что для него это просто вопрос честного отношения к профессиональному долгу, и не более того? Он не воинствующий атеист и не сектант. Скажем так — ему нравятся культура и этика Православия, но он не может принять церковной догматики. Хотя и имеет о ней определенное представление. Итак, имеет ли право представитель Церкви в этой комиссии сказать ему: „Пока не принесете справку о том, что Вы были на Причастии и исповеди, мы не можем доверить Вам преподавание ОПК“? У нас в Церкви есть люди, которые считают, что только глубоко церковный человек может вести эти уроки. Я же считаю, что это декларация такой позиции ошибочна и с правовой точки зрения и с точки зрения интересов Церкви», — в частности заявил протодиакон Андрей Кураев.

Отметив, что «Основы православной культуры» — это светский предмет, отец Андрей заявил, что «если Церковь придет в школу в качестве цензора, решающего, кому из педагогов дать дополнительные подработку и заработок, а кому — нет, есть риск тихого бунта учителей против нас». «Поэтому Церковь должна пойти на серьезные уступки. Она не должна рассматривать этот проект, как свою собственность». «Мы должны научиться сами, а также позволить другим, говорить о нашей святыне светским языком. Мне хотелось бы, чтобы учебник у нас получился настолько „вкусным“, чтобы даже преподаватель, считающий себя атеистом, прочитав его, загорелся бы желанием вести уроки ОПК, увидев в этом как возможность для собственного профессионального роста, так и сюжеты, интересные и полезные для детей. Так что не столько школа получит импульс „клерикализации“, сколько церковной интеллигенции предстоит пройти путем „профанации“ — научиться говорить о своей святыне на отстраненном языке, как бы отчуждая ее от себя. Без такой жертвы мы не получаем ни этического, ни юридического права на вход в общеобразовательную школу», — считает руководитель редакционной комиссии по подготовке учебника по ОПК.

Свое несогласие со взглядом миссионера выказал ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. Он убежден, что готовить преподавателей ОПК для общеобразовательной школы должна Церковь. «Светские педагоги, если они имеют талант и надлежащую подготовку, могут преподавать не хуже, а лучше, чем неподготовленные и педагогически неспособные клирики, но кадры для преподавания Основ православной культуры должна готовить прежде всего Церковь».

Протоиерей Александр КузинКомментируя в интервью Regions.ru полемику по этому вопросу, клирик храма Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин заметил: «Как человек, который следил за происходящим в области ОПК и религиозного образования, скажу, что многие занимающиеся проблемой сегодня почему-то забывают, что уже несколько лет этот предмет преподают, что люди над этим работают. Мало кому приходит в голову спросить, как она велась эти годы. Многие, в том числе и отец Андрей, считают, что работа и не велась, а был только закамуфлированный Закон Божий», — сказал он.

«Следует учитывать опыт преподавания ОПК которое осуществлялось практически во всех епархиях РПЦ в течение уже нескольких лет. Наработан большой потенциал и опыт. Перечеркивать его и начинать с нуля — значит опять все «разрушить до основанья, а затем..» — добавил священник. «Фактически все эти годы в основном преподавание вели педагоги, которые являлись прихожанами РПЦ, воцерковленные профессиональные педагоги. Этот опыт накоплен в епархиях, и они могут им поделиться. Но я не уверен, что к нему сейчас всерьез прислушаются», — заключил священник.

По мнению же протоиерея Александра Пелина, кандидата богословия, ректора Саранского духовного училища, «важно, что этот процесс начался». «А говорить, что у государства или Церкви нет кадров, чтобы вести данный предмет, конечно, можно, — и точно так же можно говорить, что нет кадров, чтобы вести основы информатики. Система информатизации обновляется каждый год не менее чем на 70 процентов, и те преподаватели, которые вели курс в 90-е, совершенно с других позиций преподавали, нежели сегодняшние», — отметил священник.

«Полагаю, ПСТГУ, один из лучших университетов соответствующего профиля, в свете концепции, предложенной Дмитрием Медведевым, может поучаствовать в тендере по подготовке таких учителей. Естественно, предложив соответствующие программы переподготовки. Если этого сделано не будет, вполне возможно придется обходиться существующими центрами переподготовки в регионах», — добавил он.

«Надо также понимать, что учитель, имеющий нагрузку, семью, вряд ли сможет достаточное время уделять переподготовке — разве что он молод и только что закончил педагогический ВУЗ. В таком случае, дополнительное образование в ПСТГУ действительно будет актуально. Но и здесь важнее все же личный фактор — педагогические наклонности, харизма, духовная составляющая и многое другое. Роль учителя в российской школе — ещё один вопрос, который здесь нельзя обойти. Важно, чтобы в учителя пошли мужчины, чтобы учителями становились искренние патриоты», — отметил пастырь.

«Я склоняюсь к тому, что преподаватель все же должен быть носителем православной культуры. Не оспаривая противоположного утверждения, позволю себе задуматься об эффективности такого преподавания. Если человек не горит или недостаточно глубоко относится к тому, чем он занимается, это сразу ощущается. Успех педагогического воздействия в таком случае ослабевает», — добавил священник.

«И при советской власти школа хранила основы гуманитарного знания, заложенного в царской России, сохраняла и передавала народу духовное наследие. Каждый урок литературы был возвращением к основам нормальной нравственности — и в человеческой жизни, и в государственной политике. Даже Жданов, идеолог партии, не посмел разрушить эту преемственность. Сегодняшние попытки внедрить нестандартные образовательные системы по западному образцу суть разрушение классической науки и школы. А введение «Духовно-нравственного воспитания» — позитивное усиление этой преемственности, возвращение современному человеку знания о себе самом», — заключил отец Александр.

Прот. Максим КозловПротоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что «разумнее всего в данной ситуации учесть опыт тех стран, где преподавание религиозных дисциплин в высшей или средней школе существует». «Как правило, там, где в европейской традиции есть теологический факультет, или где есть религиозное образование в школах, по отношению к ведущим эти предметы лицам применяется двойное лицензирование. Преподаватель должен, с одной стороны, удовлетворять требованиям образовательного органа (в нашей ситуации это Минобрнауки или департамент образования) с точки зрения профессионализма, наличия соответствующих дипломов и так далее. С другой стороны, человек должен отвечать требованиям той конфессии, которую он будет представлять», — сказал он. «Заострим ситуацию. Допустим, преподавать Основы православной или исламской культуры возьмется гомосексуалист: пусть даже прекрасный профессионал, но человек, нравственно совершенно не подходящий. Можно ли счесть это приемлемым? Поэтому, мне кажется, от ситуации двойного лицензирования нам не уйти», — сказал он.

«Что касается подготовки кадров, то на данный момент я не вижу в Церкви такого количества институций, которые во всероссийском масштабе могли бы решить эту проблему. При всем уважении к деятельности ПСТГУ, я не думаю, что его выпускников хватит на все российские школы. Поэтому, безусловно, нужно продумывать систему подготовки таких преподавателей в государственных учебных заведениях», — заключил он.

Иеромонах Лука (Степанов)Игумен Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, считает, что будущее сегодня за кафедрами теологии светских университетов. «Сокровищницей православной культуры является Матерь-Церковь, а за образование у нас в стране отвечает соответствующее министерство. Разумеется, только взаимное уважение и учет сильных сторон друг друга дадут добрый результат. Разумеется, Церковь не вправе что-то диктовать», — сказал он.

В то же время он заметил, что «сложно приобщать культуре, если сам ты не приобщен». «При этом нужно знание педагогики, методики, современных средств коммуникации, чтобы на высоком педагогическом уровне преподавать эти важнейшие дисциплины. Поэтому мне кажется, что для подготовки учителей по этому предмету нужно развивать факультеты теологии в светских вузах. Это даст возможность сохраняя, приумножая, но никому не навязывая православную культуру, вооружаться всеми необходимыми технологиями современного образования, чтобы преподавать этот предмет, как и любой другой, на высоком духовном и педагогическом уровне», — заключил отец Лука.

Священник Димитрий Карпенко, преподаватель Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), отметил, что главное в преподавании — уметь передать любовь к предмету. «Несомненно, что урокам православной культуры в школах быть. Столь же несомненно, что эти уроки должны вестись людьми образованными, профессионально знающими свое дело. Должен ли быть преподаватель ОПК верующим человеком или нет? Это вопрос сложный и здесь я скорее соглашусь с отцом Андреем Кураевым: главное в преподавателе — это его профессионализм и умение передать любовь к преподаваемому им предмету. Даже если учитель не является «практикующим» христианином, но любит и знает свой предмет, умеет передавать эти любовь и знания своим ученикам, то несомненно, что этот преподаватель должен цениться больше того, кто внешне, может, и похож на православного, однако необходимые профессиональные качества у него отсутствуют», — сказал он.

«Какую позицию должна занять Церковь? Конечно, мы не можем вмешиваться в образовательный процесс и менять в нем что бы то ни было: у нас нет таких полномочий. Однако это не означает, что мы никак не можем влиять на ситуацию. В тех регионах, где взаимоотношения с отделами образования складываются конструктивно, есть и положительный опыт сотрудничества, в котором преодолеваются многие трудности и проблемы. Там, где такого конструктивного опыта нет, гораздо сложнее и даже подчас невозможно что-либо изменить, выпуская какие-либо инструкции и разъяснительные письма. Если мы будем идти этим путем созидания и соработничества уважая друг друга, то будет и результат, если же мы вокруг себя не будем видеть никого кроме самих себя, то тогда, боюсь, это та ситуация, когда благие намерения в будущем обернутся нам чем-то противоположным», — заключил священник.
Русская линия


Архиепископ Георгий: Православие — это государствообразующая и культурообразующая религия России
Нижегородский владыка обратился к учителям с архипастырским словом

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский ГеоргийВ преддверии нового учебного года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к нижегородским учителям с архипастырским словом, сообщает сайт Нижегородской епархии.

«Нынешний год в Российской Федерации объявлен Годом молодежи. Это означает, что государство считает решение проблем подрастающего поколения приоритетной задачей своей внутренней политики. Молодежь — это будущее нашей страны, которое созидается сегодня. А то, какой она будет, и то, каким станет наше будущее, зависит, прежде всего, от образования, то есть от воспитания и обучения, которые неразрывно связаны между собой. Необходимо понимать, что система знаний, которую призвано дать образование, есть лишь надстройка над системой ценностей, которая складывается в процессе воспитания личности. Это педагогическая аксиома, которая никогда прежде не подвергалась сомнению. И лишь в современной России, начиная с реформ 90-х годов XX века, мы видим последовательное отрицание этого принципа», — сказал владыка.

Архипастырь отметил, что «духовно-нравственный кризис, переживаемый российским обществом в последние годы, наиболее отчетливо проявляется в молодежной среде». «Для многих молодых людей просто не существует никаких положительных ценностных ориентиров и идеалов», — сказал он. «Человек, не получивший достойного воспитания, пусть даже образованный в современном, светском понимании, по определению не свободен. Он всегда является удобным объектом для манипулирования», — добавил владыка.

Архиепископ Георгий напомнил позицию Церкви по этому вопросу: «То или иное мировоззрение, та или иная система ценностей в российской системе образования никому не должна навязываться. Светская школа, в соответствии с декларируемым принципом свободы совести, обязана учитывать мировоззренческий выбор семьи и ребенка. Ведь именно на родителях лежит главная ответственность и право определять основы жизни своих детей, в том числе и мировоззренческие». Важнейшей задачей школьного образования «является создание такой образовательной модели, которая органично учитывала бы позицию семьи и ребенка», — заявил архиерей. При этом «Федеральный закон „О свободе совести и религиозных объединениях“ подчеркивает, что „Российская Федерация, являясь светским государством, признает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры“, тем самым, признавая Православие государствообразующей и культурообразующей религией России. Отсюда следует закономерный вывод: гражданин России не может не знать и не сознавать того, что Православие является фундаментом российской государственности и культуры. Понимание этого — необходимый элемент правильного гражданского самосознания. Следовательно, не говорить об этом в школе нельзя, ибо для общества это равносильно самозабвению, самоотрицанию», — подчеркнул владыка.

Архипастырь напомнил о достигнутых успехах в этом направлении: «С 2006 года при Нижегородском институте развития образования успешно действует Лаборатория гражданского становления личности, созданная при участии епархиального отдела образования. Среди результатов ее деятельности — разработанный региональный историко-краеведческий культурологический курс „Нижегородский край“ для учащихся седьмых классов общеобразовательных школ, учебные модули и курсы по духовно-нравственной культуре для педагогов, около десяти экспериментальных площадок по духовно-нравственному воспитанию в школах области, регулярные консультации для учителей по вопросам православной культуры и гражданско-патриотического воспитания и многое другое». Также владыка сообщил о регулярных педагогических конкурсах, проводимых при поддержке Русской Православной Церкви — всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя», «Серафимовский учитель» и «Православная инициатива», организованных Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского.

«В Нижнем Новгороде и области ежегодно увеличивается количество школ, в которых на факультативной основе преподаются православно ориентированные предметы („Основы православия“, „Основы православной культуры“, „Истоки“ и другие). Особое внимание уделяется подготовке квалифицированных специалистов. В Нижегородском педагогическом университете, Арзамасском педагогическом институте на протяжении нескольких лет ведется подготовка и переподготовка педагогов по специальности „Православная теология“. Полученное здесь педагогическое образование дает выпускникам право преподавать как православно ориентированные, так и религиоведческие дисциплины в общеобразовательной школе. Для повышения квалификации педагогов действуют также выездные обучающие семинары, проводимые в благочиниях епархиальным отделом образования совместно с преподавателями Духовной семинарии, нижегородских вузов. Кроме того, педагоги проходят обучение на курсах по основам православной культуры в Свято-Троицкой Сергиевой лавре», — рассказал владыка.

«В настоящее время создается и система православно ориентированных муниципальных образовательных учреждений. С этой целью в декабре 2007 года при поддержке Общественного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе была создана окружная Ассоциация православно ориентированных образовательных учреждений. В то же время при НГЛУ им. Н.А.Добролюбова начал работу Славяно-греко-латинский кабинет, ставший научно-методическим центром для всех подобных образовательных школ и гимназий. При этом такие образовательные учреждения, оставаясь, по сути, светскими, фактически являются экспериментальными площадками по созданию модели новой российской школы, где, как мы надеемся, будет успешно решена проблема воспитания целостной, гармонично развитой личности, ответственного гражданина и патриота своей страны. Да поможет нам в этом Всемогущий Господь!» — заключил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Русская линия


Иерей Алексий Успенский: Парламент Испании намерен превратить врачей в палачей
Петербургский священник прокомментировал стремление испанских властей запретить врачам отказывать от совершения абортов

Плакат против абортовИспанские парламентарии предлагают лишить врачей права на отказ прерывать по соображениям морали беременность пациенток. Кроме того, согласно внесенному в парламент страны проекту закона, девушки, начиная с 16 лет, могут совершать аборты без согласия родителей, а прерывать беременность можно вплоть до 14-й недели, сообщает Православие.Ru. Ранее министр юстиции Испании Франсиско Кааманьо Домингес, выступая по телевидению, заявил, что отказ совершать аборты отныне будет расцениваться как гражданское неповиновение и подразумевать уголовную ответственность.

В связи с этим испанские врачи добиваются законного права на отказ делать аборты. «Отказ по религиозным или другим убеждениям вряд ли может считаться гражданским неповиновением», — говорится в заявлении Генерального совета коллегии докторов страны по поводу нового законопроекта. Католические епископы страны уже назвали законопроект «серьезной угрозой общему благу» и заявили, что он компрометирует профессию врача, которая лишает себя высокого предназначения, «когда оказывается на службе у смерти». Как заявил епископ Жуан Антонио Мартинес Камино: «Церковное учение строго говорит о том, что аборт — не что иное, как убийство беззащитного живого существа». Епископ добавил, что никакой истинно верующий католик не может согласиться с этой идеей или как-либо поддержать ее, поэтому все, кто будут принимать участие в составлении закона, разрешающего аборты, а также сами совершители абортов, будут «немедленно отлучаться от церкви», пишет «Русская неделя».

иерей Алексий Успенский«Такое явление, как законопроект, предусматривающий уголовную ответственность врача за отказ от убийства детей во чреве, исходящий из высших правительственных сфер страны, которая так или иначе в течение столетий несла Благую весть о Христе по странам и континентам, на языке которой говорят сотни миллионов человек, культура которой питала и питает целые народы, преподносит нам сегодня некогда христианская Испания. Она была образцом, одним из центров цивилизации, для многих и многих поколений. И теперь из этого центра звучит: есть не просто право, но обязанность убивать. И, в общем-то, логично, если люди, отказываясь от заповеди „Не убий“, выбирают себе закон, дающий право убивать, они сознательно и открыто становятся в ряды Божьего противника, могут закономерно употребить власть и, таким образом, право превратить в обязанность. То, что глубоко противно и совести и природе человеческой, превращено ныне в обязанность. Это ли не рабство? И не просто рабство, а рабство духовного порядка. Где же тут демократия и, простите за выражение, права человека?» — сказал, комментируя «Русской линии» позицию испанских властей, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала иерей Алексий Успенский.

«Надо думать, что Испания — это первая ласточка, так сказать „пробный шар“, для того, что посмотреть, как он „прокатит“, а потом новый метод постараются внедрить и в других странах. И дело даже не в том, чтобы привести к вырождению коренное население Европы, а это именно упорная и злобная борьба с Богом везде и во всем. Ведь как оно происходит: аборт, как правило, является следствием блудного греха. Один грех, как это часто бывает, влечет за собой другой. И на этом пути от одного греха к другому, женщина может ещё остановиться, покаяться, понести естественные последствия блудодеяния, так сказать епитимью, как то: родовые муки и труды по воспитанию ребенка. Ведь ребенок, рожденный вне брака, может быть крещен, и может, получив дар жизни, прожить её достойно. Упомянутый же законопроект убирает все препятствия на этом пути от блуда до убийства. На этом пути теперь никто не может встать, ни родители бедной грешницы, ни врач, который по закону государства теперь обязан стать палачом. А вот зато однополые „браки“ легализуются и поощряются. От такого „брака“, как известно, кроме греха, ничего родиться не может. Грех воцаряется в мире, всё слышнее железная поступь антихриста», — заключил пастырь.
Русская линия


Дмитрий Медведев: Бандитов ловят, но отпускают
Президент России признал ухудшение ситуации на Северном Кавказе

Президент России Дмитрий Медведев (фото <a class="ablack" href="http://www.tass.ru/">ИТАР-ТАСС</a>)Президент России Дмитрий Медведев считает недостаточными меры безопасности на Кавказе, сообщает РБК. По словам главы государства, правоохранительным органам могут быть предоставлены дополнительные возможности. Как заявил Медведев, на Кавказе «к сожалению, происходит так: бандитов ловят, но после этого отпускают на свободу».

«Мы демократическое государство, поэтому такие процедуры у нас проходят так, как и везде, — отметил он. — Мы для этого должны будем поменять закон по ряду вопросов и, соответственно, дать дополнительные возможности и следствию, и суду по привлечению таких лиц к ответственности и к судебному возмездию».

«Хотя в ряде случаев реакция должна быть жесткой и неотвратимой, и правоохранительные органы такую работу ведут, — добавил Президент. — Конечно, я не считаю достаточными те меры, которые принимают. Но я не думаю, что ситуация требует принятия сверхъестественных, экстраординарных решений, но определенные нюансы будут расставлены».

«Если бы эти меры были достаточными, обстановка была бы спокойнее, а она там (на Кавказе. — РЛ) неспокойная. Более того, за последние месяцы она имела тенденцию к ухудшению», — признал Медведев. По его словам, «это результат как активизации действий боевиков, бандитского подполья, так и каких-то просчетов со стороны правоохранительных органов».

Президент также сообщил, что дал правоохранительным органам ряд поручений, направленных на борьбу с преступностью на Северном Кавказе. «Я дал такие поручения, и правоохранительные органы сейчас занимаются подготовкой новых организационных форм борьбы с преступностью на Северном Кавказе, в том числе с преступностью террористической направленности», — сказал Медведев. Также, по словам Медведева, правоохранительные органы «занимаются подготовкой нормативных актов, которые помогут судебно-следственным органам изобличать преступников и привлекать их к уголовной ответственности», пишет Newsru.com,

Как напоминает РБК, неделей ранее Дмитрий Медведев предложил изменить территориальную подсудность по делам об экстремизме и терроризме. По словам главы государства, для более эффективной борьбы с этими угрозами нужно подумать об изменении законов. Медведев отметил, что это необходимо сделать, чтобы бандиты и коррупционеры не могли оказывать давление на суды. «Если не удается качественно привлечь преступников к ответственности на Кавказе, то это нужно делать в Москве, Санкт-Петербурге, на Камчатке», — подчеркнул Президент России.

Напомним также, что сообщения о терактах из северокавказских республик поступают практически ежедневно. Наиболее громкие из них произошли за последние месяцы в Ингушетии, Дагестане и Чечне.
Русская линия


«Нельзя, чтобы попса правила миром»
Социолог Валентин Семенов убежден, что, несмотря на заверения прессы, большинство петербуржцев были против проведения на Дворцовой площади концерта «Мадонны»

Валентин Семенов2 августа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга прошел концерт певицы «Мадонны». Казалось бы, раз концерт прошел, значит петербуржцы поддержали его проведение на главной площади своего родного города, но социологические данные не позволяют сделать такой вывод.

У меня на руках имеются данные опроса научного сотрудника Института социологии Российской Академии наук Татьяны Протасенко, опубликованные в официальном издании правительства Санкт-Петербурга — газете «Петербургский дневник». Хотя эти данные однозначно свидетельствуют о неприятии петербуржцами концерта «Мадонны», поражает то, как некоторые исследователи и социологи интерпретируют данные. Некоторые социологи, анализируя эти данные, делают вывод, что большинство петербуржцев не против концерта «Мадонны» на Дворцовой площади. Но эти данные, если их интерпретировать непредвзято, позволяют сделать диаметрально противоположные выводы. 28% респондентов затруднились выказать свое отношение к концерту, их, видимо, эта проблема не интересует, или же, что, правдоподобнее, люди разуверились в полезность опросов, поэтому отказываются давать определенные ответы. 41% однозначно против концерта. За проведение концерта «Мадонны» высказались лишь 30% респондентов, большинство из которых не достигли 29 лет, то есть молодежь. Но даже среди молодежи только 47% поддержали проведение концерта «Мадонны», 32% – против концерта. То есть каждый третий представитель молодежи выступил против проведения этого концерта! И это несмотря на то, что молодежь, казалось бы, зомбирована попсой. Что же касается людей старше 39 лет, то в этой группе респондентов подавляющее большинство высказались против концерта. Несмотря на очевидность и однозначность данных Татьяна Протасенко делает вывод о том, что большинство петербуржцев поддерживает проведение концерта, хотя данные свидетельствуют об обратном. Удивительно двусмысленное толкование! Хотелось бы, чтобы коллеги все-таки были объективны.

певица-кощунница *Мадонна*Если же оценивать «творчество» «Мадонны» с точки зрения нормального зрелого человека, то, что оно собой представляет? В нем нет ничего, кроме акробатики, пошлых ужимок и прыжков. Ее «творчество» абсолютно бессодержательно. Некоторые, правда, считают «Мадонну» чадолюбивой и, кроме того, хвалят ее за то, что она отдала дань уважение петербургской классике, посетив балет Бориса Эйфмана на пушкинские сюжеты. Откровенно говоря, ни для кого не секрет, как вольно обращается с нашей классикой Эйфман, его интерпретации классических произведений нередко кощунственны.

Реакция администрации Петербурга на использование «Мадонной» в своем обращении матерных выражений для меня является загадкой, которую я до сих пор не могу постичь. Мат, использованный «Мадонной», можно рассматривать как своего рода тест на нашу нравственность. Этот тест показал, что мы оказались толерантны к мату, толерантны к вульгарности, мы оказались толерантны практически ко всему. Концертом «Мадонны» был поставлен диагноз определенному слою нашего общества о наличии у него духовной, нравственной болезни. Но, как показывают опросы, в нашем обществе, несмотря, ни на что, существует здоровое большинство.

Я никак не могу понять, как наша власть во главе с губернатором, которая, между прочим, является неглупым человеком, может идти на поводу у американской попсы. Неужели у них не осталось совсем чувства национального достоинства? Большинство петербуржцев понимает недопустимость концерта «Мадонны» на Дворцовой площади, а власть города идет на поводу попсы. Ну, нельзя же, чтобы попса правила миром. Сейчас, об этом говорят и мои коллеги, мораль власти ниже морали народа. Страшно подумать, до чего мы дошли. Но для нормального развития общества и государства все должно быть наоборот. Ведь у власти должны стоять самые нравственные и ответственные представители общества, а не наоборот, как сейчас. Служители мамоны не должны находиться у власти. Концерт «Мадонны» для нашего города — нездорово и унизительно. Ведь наш город — это город Святого Апостола Петра. Нам надо об этом помнить.

Валентин Семенов, профессор, директор НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктор социологических наук, специально для «Русской линии»


«Как самостоятельные государства Абхазия и Южная Осетия существуют уже 20 лет»
Профессор Юрий Косов подвел итоги первой годовщины признания Россией кавказских республик

Юрий Косов«Этот год был показателен. Он доказал, что эти государства как политические объединения состоялись. Для этого утверждения есть несколько причин. Во-первых, Абхазия и Южная Осетия — это не искусственные образования. Это не тот случай, когда авантюристы, криминальные или националистические элементы откалывают какую-то провинцию, область от государства и пытаются создать независимое образование. Эти народы имеют традиции государственности, которые уходят вглубь веков. Когда они входили в Российскую Империю, то были уже сформировавшимися государствами.

В ходе борьбы за раздел Кавказа, натиска Османской империи, где многие народы просто ассимилировались, православные народы тянулись к России, которая никогда не была плавильным котлом, в котором исчезали национальности. В России и сейчас более ста национальностей. В советский период в результате перераспределения, часто волюнтаристического, которое производил Сталин, Абхазия и Южная Осетия оказались в составе Грузии. Таких примеров много, мы знаем, что ученик Сталина — маршал Тито прирезал сербские земли к своей родине Хорватии. Он был по национальности хорват, и при нем Хорватия увеличилась в размерах во много раз.

После распада Советского Союза Абхазия и Южная Осетия отказались остаться в составе Грузии, для этого были основания: закон СССР о выходе союзных республик, по которому все автономии, входившие в республику, должны были провести референдум, в отношении них не был применен. Поэтому фактически с момента развала СССР они объявили себя независимыми. Так что мы можем сказать, что как самостоятельные государства они существуют уже около 20 лет, а принадлежность их к Грузии была чисто формальной. Но Россия признавала их в составе Грузии, руководство нашей страны закрывало глаза на то, что было нарушено законодательство при выходе Грузии из Советского Союза. Если бы оно было тогда выполнено, то Абхазия и Южная Осетия официально получили бы юридическую независимость. Однако те агрессивные действия, которые предприняла Грузия в прошлом году, когда она откровенно вышла из правового поля, применив силу против российских миротворцев, мирных жителей, показали, что даже формальное нахождение в правовом поле с грузинским режимом никаких результатов не дает. Поэтому Россия для того, чтобы спасти эти народы, обеспечить их государственность (после случившегося стало ясно, что в составе Грузии они не могут существовать), пошла на признание этих республик. Это было очень важным актом, потому что предоставило возможность Абхазии и Южной Осетии развиваться в новом качестве. Так что в этом плане, как независимые государства, за прошедший год они просто подтвердили свою государственность, которая формировалась веками, а де-факто существовала с 1992 года.

Однако есть второй аспект проблемы — международный, касающийся признания этих двух республик. Ситуация такова, что признали эти государства лишь Россия и Никарагуа. Согласно международному праву, и на это ссылался Президент, признание этих стран только со стороны России уже делает их субъектами международного права. Потому что договоры, которые заключила с ними Россия, носят характер международных правовых актов, и эти страны уже участники международно-правовых процессов, хотя и в очень ограниченном порядке. Такие страны, не признанные мировым сообществом, встречаются в мировой практике. Это, конечно, исключение, результаты каких-то серьёзных конфликтов, потрясений, но, тем не менее, они существуют. Была провозглашена независимость края Косово, против чего выступает Россия. США бросили всё своё влияние, весь свой авторитет на то, чтобы обеспечить это признание, и как мы знаем, Косово признали более 40 стран. А чтобы признание страны было полноценным, традиционно считается, что его должны признать более 120 государств, так как после этого такая страна может подавать заявку на вступление в ООН. Поэтому тому же Косову далеко до признания мировым сообществом, оно тоже является полупризнанным государством. С 1974 года также существует республика Северного Кипра, которую фактически признала одна страна — Турция, и, тем не менее, она существует, участвует в переговорных процессах, в том числе и с ЕС.

В случае же с Южной Осетией и Абхазией ситуация несколько иная. Значительная группа стран готова признать эти республики, (это многие страны СНГ, дружественно настроенные к России и к этим народам), но они испытывают огромнейшее давление, которое оказывают на них США. В прошлом году, когда Россия признала независимость этих республик, американские дипломаты, если верить СМИ, объезжали столицы всех государств, которые могут признать новые образования, и настоятельно рекомендовали им не признавать их независимости, предлагали всякие бонусы, улучшения в отношениях с США. Наиболее характерный пример — это Белоруссия. Еще несколько лет назад Белоруссию называли последней диктатурой в Европе, а Лукашенко — диктатором. Он был немало изумлен, когда к нему приехали высокопоставленные представители США и настоятельно советовали ему не признавать Южной Осетии и Абхазии, пообещав, что это найдет понимание в США. И мы видим, что тональность отношения к Лукашенко уже изменилась, он уже не диктатор, он — партнер, его готовы привлечь в Восточно-европейское партнерство, в различные инициативы, которые выдвигают Штаты. Есть даже такие сведения в дипломатической прессе, что на заседании Шанхайской группы, которое проходило в 2008 году, сразу после кавказского кризиса, Россия надеялась на поддержку своих партнеров, но государства приняли очень расплывчатую формулировку, тоже не без давления, и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на банкете по окончании конференции в дипломатичной форме извинился перед Президентом России за то, что государства ШОС и ЕврАзЭС не смогли в полной мере откликнуться на очевидную необходимость поддержать Россию в этом деле.

Возможны три варианта развития ситуации. Первый, наиболее вероятный, это укрепление позиций России в мире, на Кавказе. Силовой потенциал России приведет к невозможности изолировать эти государства, постепенно они будут входить в международное сообщество. В ближайшее время они могут войти в региональные сообщества, в СНГ, в ЕврАзЭс, ведь уже сейчас Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Карабах называют СНГ-2.

Второй вариант — это ослабление США и Западной Европы, потому что это главное препятствие на пути признания этих государств определенной группой стран. Это менее вероятный сценарий, но возможный. Конечно, западные страны вряд ли изменят свое отношение к этой проблеме, но могут произойти определенные дипломатические размены. Например, Западу может понадобиться помощь России в каком-либо серьезном регионе мира, примеры такие уже были. Запад был в свое время против нахождения российских миротворцев в Южной Осетии, хотя они там находились по мандату ООН, и когда США не хотели продлевать этот мандат, очередной ядерный фокус выкинула Северная Корея, и Россия притормозила резолюцию в Совбезе по Северной Корее, которую выдвинули американцы. Четыре часа шли переговоры нашего министра Сергея Лаврова с госсекретарем США Кондолизой Райс, в итоге был достигнут компромисс: Россия поддержала резолюцию по Северной Корее, а США поддержали продление мандата российских миротворцев.

Третий сценарий развития предполагает, что эти государства опять объединятся с Грузией, создадут какую-то федерацию. Но этот сценарий в ближайшие десятилетия маловероятен, потому что с 1992 года было несколько очень кровопролитных войн, в Южной Осетии и Абхазии практически в каждой семье есть погибшие, и должно вырасти поколение, которое забудет горечь потерь, голод в грузинской блокаде. Кроме того, пока грузинская политическая элита не может сформировать твердое руководство. Пока все руководители в Грузии приходили к власти путем государственных переворотов. И сейчас мы видим достаточно много желающих свергнуть Саакашвили. Грузинская элита даже при формировании собственной политической власти применяет силовые методы, свергая тех, кто совсем недавно с триумфом избирался, так что в политическом сознании Грузии пока преобладает разрешение политических споров силовыми путями. Естественно, что такая элита и во внешней политике будет прибегать к подобным методам решения международных конфликтов. Но если со временем в Грузии произойдут серьезные изменения, то где-то в далекой перспективе можно рассматривать этот вариант как потенциально возможный, хотя на сегодня и маловероятный.
Юрий Косов, заведующий кафедрой международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор, специально для «Русской линии»


«Она насмехается над священными христианскими символами и событиями»
Синод Болгарской Православной Церкви призвал к бойкоту концерта «Мадонны» в Софии

Певица *Мадонна*В своем обращении от 24 августа Святейший Синод Болгарской Православной Церкви осудил предстоящий концерт известной американской певицы «Мадонны» в Софии и призвал православных христиан воздержаться от его посещения. Концерт певицы, известной своими кощунственными выходками по отношению к христианским символам, пройдет 29 августа на крупнейшем стадионе болгарской столицы — стадионе им. Васила Левского, сообщает сайт Православие.БГ.

«В связи с назначенным на 29 августа 2009 г. концертом певицы Луизы (Эстер) Вероники Чикконе, известной под своим артистическим именем „Мадонна“, организованным компанией „София Мьюзик Энтерпрайсис“ на стадионе им. Васила Левского в Софии, Святейший Синод Болгарской Православной Церкви обращается ко всем православным христианам с напоминанием, что в этот день наша Церковь отмечает усекновение главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В связи с этим событием Церковь постановила пост. Ознакомившись и проанализировав информацию, опубликованную в СМИ и отражающую положительные и отрицательные мнения о творчестве певицы Луизы Эстер Чикконе и ее планируемом концерте в Софии, Святейший Синод, обращаясь отечески ко всем своим духовным чадам, выражает свой протест и неприятие подобных музыкально-артистических мероприятий, которые во многих случаях открыто насмехаются над священными христианскими символами и событиями», — говорится в обращении Синода Болгарской Церкви.

«Мы выражаем свою христианскую поддержку и одобрение певческому искусству, которое влияет созидательно на нравственное развитие подрастающего поколения, внушая ему положительные общечеловеческие ценности, в основе коих лежит христианское православное учение. Однако Луиза Эстер Чикконе почти каждым своим концертом в христианской стране выказывает, вряд ли невольно, свое неуважительное и нетолерантное отношение к убеждениям и религиозным чувствам верующих христиан. С помощью некоторых используемых ею в ее „спектаклях“ хореографически-сценических элементов эта певица посылает публике впечатляющие сигналы, которые, однако, противоречат православной вере и христианской нравственности», — указывается в документе.

«Желая предостеречь своих духовных чад от соблазнов не только в памятный августовский день, посвященный мученичеству Крестителя Господня, но и вообще, Святейший Синод выступает против подобных скандальных сценических мероприятий, не одобряет проведения этого концерта и с любовью наставляет верующих словами святого апостола Павла из его Послания к Римлянам, глава 6, стихи 11-й, 12-й и 13-й: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности», — заключает Святейший Синод Болгарской Православной Церкви.
Русская линия

Новые требования Радована Караджича
Экс-президент Республики Сербской хочет ознакомиться с документами французской разведки

Радован КараджичБывший президент Республики Сербской (РС) Радован Караджич потребовал от Гаагского трибунала, чтобы тот запросил у Франции документы, которые могут помочь в его защите, сообщает 25 августа агентство «Бета». Среди этих документов сообщения французских разведслужб.

«Документы доказывает прямое вмешательство французских и других миротворцев в войну в Боснии и Герцеговине (БиГ) на стороне Армии БиГ», — указывает Караджич в заявлении Гаагскому трибуналу.

Караджич утверждает, что французское правительство «обладает доказательствами того, что миротворцы ООН и неправительственные организации занимались контрабандой оружия для правительства боснийских мусульман» для «защищенных зон ООН» типа анклава Сребреница. По словам экс-президента РС, бывший командующий силами ООН в БиГ французский генерал Бертран де Лапрель сообщил ООН в феврале 1995 года о двух подобных поставках оружия в Тузлу.

Французские документы того времени должны подкрепить оборону Караджича. Как он заявляет, они «поддержат его утверждение о том, что операции против анклавов в марте 1995 года были легитимны и оправданы с военной точки зрения, т.к. защищенные зоны стали опорными пунктами контрабанды оружия, и из них совершались нападения на мирное сербское население». Документы также должны помочь в доказательстве утверждения Караджича о том, что власти Сараево руководили артобстрелами и снайперским огнем против собственного народа, чтобы «международное сообщество вмешалось в конфликт на их стороне».

«Французский персонал участвовал в расследовании большинства из этих событий. Документы, касающиеся артобстрелов и снайперов в Сараево, относятся к делу и необходимы для того, чтобы непосредственно опровергнуть положения обвинения о том, что Караджич и Армия РС несут ответственность за эти события», — говорится в заявлении.

Караджич утверждает, что французские следователи установили, что мину на площадь Маркале в Сараево 5 февраля 1994 года выпустила Армия БиГ, и об этом есть секретный доклад. Также он утверждает, что французы совместно с британцами установили, что вторая мина, взорвавшаяся на Маркале 28 августа 1995 года, была выпущена с позиций Армии БиГ. В заявлении Караджича говорится, что в беседе с одним журналистом это подтвердил и тогдашний французский премьер Эдуар Баладюр. В ходе тех обстрелов погибло 105 человек, и более 200 было ранено.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской линии»


Беспорядки в Косове и Метохии
Албанско-сербские столкновения в Косовской Митровице и погром автомобилей Миссии ЕС в Приштине

Беспорядки в северной части Косовской МитровицыСемь человек, двое сербов и пять албанцев, пострадали в ходе инцидента, произошедшего в районе Брджани в северной части Косовской Митровицы 25 августа. Как пишет белградская «Политика» в ходе столкновений применялось стрелковое оружие, и было использовано взрывное устройство. После вмешательства полиции ЕУЛЕКС (Миссия ЕС), применившей слезоточивый газ и шумовые гранаты, инцидент был остановлен.

Все началось после того, как рано утром албанцы в районе Брджани начали подготовку к восстановлению разрушенного дома. Тут же собралась толпа из нескольких десятков протестующих сербов. Затем обе враждующие стороны начали забрасывать друг друга камнями.

Драголюб Живкович, житель селения Брджани, заявил «Политике», что сербы собрались в знак протеста против того, что албанцы пришли восстанавливать свои дома в нарушение известной договоренности. По его словам, сербов разогнала полиция ЕУЛЕКС, применив слезоточивый газ и шумовые гранаты.

«Был договор о том, что пять своих домов восстанавливают сербы и пять албанцы. Албанцы восстановили уже 20 домов в обход договора, но ни один из сербских домов не восстановлен. Косовская полиция и полиция ЕУЛЕКС заняли сторону албанцев», — говорит Живкович. Он подчеркнул, что стреляли с албанской стороны, при этом была пробита стена в одном сербском доме, во дворе которого играли дети.

Раденко Неделькович, начальник Косовско-Митровицкого округа, призывает сербов к спокойствию, так как «настоящая цель албанцев состоит в том, чтобы вызвать еще более массовые и тяжелые столкновения, помешать восстановлению сербских домов, и при этом легализовать незаконное строительство и албанское проникновение в Северной Митровице».

По словам Недельковича, новые столкновения в Брджани это «уже хорошо известный сценарий албанской стороны». Он также отметил, что и на этот раз международные силы встали на сторону албанцев. При этом сами албанцы игнорируют и ЕУЛЕКС и УНМИК (ооновскую администрацию). Чиновники ооновской администрации не выносили никаких решений о строительстве албанских домов в северной части Косовской Митровицы.

Неделькович отмечает: «У албанцев нет необходимых документов на строительство, они пробираются насильственным путем и производят строительные работы. Сербы требуют, чтобы в Брджанах уважали все предписания и законы, как это делает сербская сторона. Более того, албанцы стремятся проникнуть и в другие общины на севере Косова».

По одним данным албанцы приостановили строительные работы, по другим, нет.

Вандалы из *Самоопределения*Тем временем, в столице Косова Приштине участники радикальной албанской организации «Самоопределение» повредили, а затем перевернули 28 автомобилей, принадлежащих Миссии ЕС перед зданием самой организации. В ходе беспорядков учиненных экстремистами к ним не было применено никаких мер. Лишь после того, как вандалы прекратили «курочить» автомобили ЕС был задержан 21 сторонник «Самоопределения». В ходе задержания легкие телесные повреждения получили один экстремист и трое полицейских.

Активисты «Самоопределения» заявили, что проведенная акция была организована «в знак протеста против деятельности ЕУЛЕКС, и в частности против подписания протокола с МВД Сербии» о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью.

По-видимому, невмешательство и нежелание со стороны международных сил в Приштине предотвратить вандализм новых варваров на фоне силовых действий против сербов в Косовской Митровице, должно показать, что Европа пока довольна действиями вскармливаемого ею звереныша. Но ведь он когда-нибудь вырастет.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской линии»


Южная Осетия и Абхазия отмечают День независимости

Сегодня, 26 августа, Южная Осетия и Абхазия отмечают год со дня признания Россией независимости республик. Указ о признании суверенитета Абхазии и Южной Осетии президент Дмитрий Медведев подписал после отражения грузинской агрессии. Восьмого августа грузинские войска начали обстреливать Цхинвал. Москва встала на защиту мирных жителей Южной Осетии, многие из которых — граждане России. Началась операция по принуждению Грузии к миру. В это же время Абхазия вытеснила грузинские войска из верхней части Кодорского ущелья. Примеру Москвы пока последовало лишь одно государство — Никарагуа. В ответ на признание независимости Южной Осетии и Абхазии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой, объявил две закавказские республики оккупированными территориями и вышел из состава СНГ, напоминает ИА «Росбалт».

Москва установила дипотношения с Сухуми и Цхинвали, заключила с ними соглашения о дружбе и сотрудничестве и договорилась о совместной охране границ. Сейчас границу Абхазии с Грузией охраняют около тысячи российских пограничников, а югоосетинскую — 800 военнослужащих. К концу года, помимо пограничников, в этих республиках согласно договоренностям будет по 1,5 тыс. российских военных. Как заявил МИД России, на текущий момент Россия подписала с Южной Осетией и Абхазией по 12 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений в различных областях. 36 соглашений с Южной Осетией и 43 двусторонних документа с Абхазией находятся на стадии согласования. Речь, прежде всего, идет о развитии и укреплении сотрудничества в военной сфере, оказании социально-экономического содействия, реконструкции экономической и транспортной инфраструктуры, торгово-экономическом взаимодействии, налаживании нормального социального обеспечения. За прошедший год регион покинули миссии ООН и ОБСЕ, до этого базировавшиеся, соответственно, в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Президент непризнанной республики Сергей Багапш четко определяет свою позицию: «В чьих-то глазах Россия то оккупант, то агрессор, то старший брат. Не буду вдаваться в исторические справки, скажу лишь одно, Когда тем, кто это сейчас говорит, становилось плохо, они прибегали в Россию за помощью. И именно Россия оказалась тем государством, которое сохранило эти нации и народы, их суверенность. Наша цель — быть вместе с Российской Федерацией, коей мы благодарны за все, что было сделано и делается», — передает ИА Осинформ.

Национальная политика правительства Грузии по отношению к Южной Осетии выражалась двумя высказываниями Звиада Гамсахурдиа, напоминает издание: «Осетины не народ, а мусор, который надо вымести грузинской метлой через Рокский тоннель» и «Мы пойдем по Осетии и пусть осетины либо покорятся и станут грузинами, либо, если они так любят русских, уходят из Грузии в Россию». Буквально через год они нашли отклик и в Абхазии, но принадлежали Каркарашвили, который командовал грузинскими войсками. Он заявлял, что если абхазы не прекратят сопротивление, «все 100 тысяч будут уничтожены», и «абхазский народ останется без потомства».
Русская линия


Патриарх Кирилл наградил орденом главу «Газпрома»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил ордена преподобного Серафима Саровского (I степени) председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера, сообщает «Интерфакс-Религия». Эту награду Святейший Патриарх вручил А. Миллеру на встрече в своей рабочей резиденции в Чистом переулке Москвы «во внимание к многолетним трудам на пользу Русской Православной Церкви». Вручая орден, Патриарх пожелал А. Миллеру Божьей помощи в его трудах, а возглавляемой им корпорации — процветания на благо России и ее народа. Год назад предшественник Святейшего Патриарха Кирилла Патриарх Алексий II наградил А. Миллера орденом преподобного Сергия Радонежского.
Русская линия

В Петербурге установят памятник митрополиту Петроградскому Вениамину

В Санкт-Петербурге 28 августа состоится церемония освящения и открытия памятника священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому, сообщает «Интерфакс-Религия». Утром в церкви Успения Пресвятой Богородицы пройдет Божественная литургия в честь престольного праздника храма, рассказал настоятель церкви, протоиерей Александр Пашков. Днем собравшиеся совершат крестный ход, после которого и состоится открытие памятника. Церемонию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Памятник представляет собой скульптуру высотой около четырех метров. Митрополит Вениамин представлен с жезлом в левой руке, а правой рукой он преподает благословение.
Русская линия

«Радио «Радонеж» и ГРК «Голос России» запускают совместную духовно-нравственную программу

Совместная духовно-нравственная программа «Радио «Радонеж» и ГРК «Голос России» «О главном» будет выходить еженедельно по четвергам с 20.00 до 21.00 на волнах «Радонежа» и «Голоса России». Телеверсия программы будет выходить на телеканале «Союз», сообщает пресс-служба «Радонежа».
Ведущие программы председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и председатель Государственной радиовещательной компании «Голос России» Андрей Быстрицкий.
Первая программа выйдет в эфир в 20.00 в четверг 27 августа 2009 года. Программа посвящена не только главным событиям церковной и общественной жизни, но и «единому на потребу»: вечным ценностям и духовной жизни человека. Слушатели смогут еженедельно узнавать важнейшие новости, получать из первых рук ответы на главные вопросы нашего времени. Программа будет идти в прямом эфире, и слушатели смогут задать в реальном времени свои вопросы по телефону, через SMS и интернет-почту.
Первая программа будет посвящена Успению Божией Матери, празднование которого Русская Православная Церковь совершает 28 августа, и паломничеству Святейшего Патриарха Кирилла на Соловки. Задать вопросы можно на сайте Радио «Радонеж» www.radonezh.ru (Radonezh@radonezh.ru) и «Голоса России» www.ruvr.ru, по телефону +7 495 950-63-56 и по SMS (вопросы можно присылать на короткий номер 5522. В начале сообщения нужно написать слово ВЕРА/VERA (программа автоматически учитывает все возможные варианты написания) и через /пробел/ сам текст). Все материалы программы будут опубликованы на сайтах «Голоса России», Радио «Радонеж» после выхода в эфир.
Русская линия


Обращение о заступничестве к Патриарху Кириллу родители суворовцев передадут в ближайшие дни

Свыше 80 подписей собрали под обращением о заступничестве к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу родители и близкие «несостоявшихся» суворовцев и нахимовцев, сообщает портал Санкт-Петербург.ru.
Как сообщили изданию инициаторы, обращение к Его Святейшеству практически готово. До конца этой недели его планируется передать в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.
«Конечно, не все подписи под обращением „живые“, поставленные чернилами. Многие из них — виртуальные, ведь большинство людей живет в разных городах и часовых поясах России. К нашей акции готовы присоединиться родители из Калининграда, Удмуртии, Сахалина и многих других регионов».
«Я верующий человек. И я надеюсь, что ходатайство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за наших детей перед Президентом России Дмитрием Медведевым и главой правительства Владимиром Путиным, наконец-то будет услышано. И в руководстве страны предпримут необходимые действия для восстановления справедливости», — рассказал Владимир Макаров. По мнению родителей детей, обращение за заступничеством к Русской Православной Церкви оставляет надежду, что Патриарх отнесется к судьбам мальчишек не так формально, как это делают другие организации и ведомства. Родители не поступивших в суворовские, нахимовские и кадетские училища детей намерены объединится в общефедеральное движение.
По данным родителей, из 119 мальчишек республики Башкортастан, поступавших в этом году в военные училища, необходимые проходные баллы набрали 90 человек. Однако в списках зачисленных оказалось только 4 человека. Офицеры, ответственные за поступление будущих кадетов в Уфе, не могут объяснить расстроенным детям и их родителям причины отказа в поступлении. Кроме того, родители не знают, где находятся личные дела и результаты экзаменов их детей. Родные и близкие «несостоявшихся» кадет намерены бороться за права своих детей, которые хотят стать будущими офицерами России. С этой целью они намерены объединиться в общефедеральное движение и просят откликнуться инициативные группы из других российских городов и регионов.
«Мы хотим обратиться с письмом к Президенту Медведеву и генеральному прокурору России с тем, чтобы рассказать о беззаконии в адрес наших детей. И мы хотим, чтобы в этом письме стояли подписи всех пострадавших детей и их родителей. Чтобы власти страны видели, что эта несправедливость задела судьбы многих мальчишек из разных регионов России», — заявила мама одного из мальчиков Лина Денисова.
Русская линия

Сергей Иванов: Иностранные студенты — угроза национальной безопасности

Вице-премьер Сергей Иванов предостерег российские ВУЗы от обучения иностранцев по специальностям, чувствительным для нацбезопасности. Об этом он заявил, открывая заседание комиссии по экспортному контролю, сообщает ИА «Росбалт».
Иванов поручил Минобрнауки осуществлять постоянный мониторинг этого вопроса. «Обучение иностранцев в российских ВУЗах следует рассматривать не только, как источник дополнительных финансовых поступлений, но и как важный фактор государственной научно-технической политики», — сказал он. Вице-премьер подчеркнул, что преобразования, направленные на предоставление ВУЗам большей самостоятельности, не должны создавать иллюзию вседозволенности. Говоря о таких «чувствительных» специальностях, как ракетостроение и ядерные технологии, Иванов подчеркнул, что правила российского законодательства по осуществлению внешнеэкномической деятельности в полной мере распространяются на предоставление иностранным гражданам образовательных услуг.
«При принятии решений о возможности обучения по таким специальностям, определяющими должны быть не коммерческие интересы того или иного вуза, а оценки рисков, связанных с получением иностранцами знаний в ущерб безопасности и международным обязательствам РФ», — подчеркнул вице-премьер. Иванов также напомнил, что «еще лет восемь назад были определенные проблемы с Балтийским государственным техническим университетом: приходилось вмешиваться на высоком уровне и приводить ректора в чувство».
Ранее правительство России внесло в Госдуму проект поправок к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Документом предлагается изъять из ст. 13 закона положение, по которому приглашенные в Россию иностранные учителя (за исключением преподавателей духовных семинарий) не обязаны оформлять разрешение на работу — для их деятельности достаточно лишь рабочей визы. В этот список сейчас также входят иностранные журналисты и студенты, сотрудники дипмиссий, работники иностранных компаний, занимающиеся сервисным обслуживанием поставляемой в Россию техники. В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что его принятие позволит «повысить контроль за приемом на работу иностранных граждан». Однако в документе четко объясняются и претензии к западным учителям. По мнению правительства, они распространяют «экстремистскую идеологию», разжигают «национальную и религиозную вражду в студенческой среде» и совершают «другие действия, противоречащие интересам национальной безопасности».
Русская линия


В центре Москвы в «День города» появится «Музыкальный квартал»

В Москве, 5 сентября в рамках программы мероприятий празднования «Дня города» на улице Большая Никитская пройдет ежегодный фестиваль «Музыкальный квартал». В организационном комитете фестиваля — Московское городское отделение Всероссийской организации ветеранов «Боевое братство», сообщает пресс-служба организации. «Верные братским традициям, защитники Отечества и после службы ведут серьезную работу по поддержке и возрождению национальных традиций нашего народа. — отметил председатель Совета Московского отделения, Герой Советского Союза, депутат Госдумы Валерий Востротин. „Музыкальный квартал“ — добрый и благородный тому пример. Воспитанники военно-патриотических клубов и музыкальных творческих коллективов „Боевого братства“ — не просто участники этого события, а добрые друзья в творческих начинаниях в деле чествования традиционной русской культуры!»
Русская линия

Супруга Фурсенко отведала кошерный сок и мацу

Супруга министра образования и науки России Андрея Фурсенко — Надежда Смирнова во время поездки в Биробиджан отведала кошерный сок и мацу, сообщает «Интерфакс-Религия».
В местной еврейской общине ей рассказали о процедуре проведения Песаха и угостили ее кошерным виноградным соком и мацой, при этом показав, как она делается. Кроме того, участники встречи рассказали супруге министра о еврейской истории и традициях евреев.
Н. Смирнова призналась, что «впервые получила столько интересных сведений и впечатлений от знакомства с еврейской жизнью и что обязательно побывает в Москве в общинном центре столицы», — передает ее слова глава совета биробиджанской еврейской общины «Фрейд» Рахмиль Ледер.
На память о посещении общины Н. Смирнова увезла с собой сувенир в виде меноры.
Глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко посетил Еврейскую автономную область для участия в работе конференции педагогов.
Русская линия


В Крыму прошло шествие сторонников единства Русского мира

В День независимости Украины в различных регионах Крыма состоялось шествие сторонников единства Русского мира, сообщает пресс-служба Русской общины Крыма. Наиболее массовое мероприятие прошло в Симферополе. Шествие сторонников единства Русского мира в крымской столице собрало более полутора тысяч участников, представляющих Русскую общину Крыма, Партию «Русский блок» и казачьи организации автономии. Началась акция со сборов возле памятника Богдану Хмельницкому, откуда колонна участников проследовала по центральной магистрали Симферополя — проспекту Кирова, к зданию представительства президента Украины в Крыму. Шествие прошло под лозунгами: «Навеки с Россией!» и «Долой бандеровскую самостийность!».

Возглавили шествие председатель Русской общины Крыма, первый вице-спикер крымского парламента Сергей Цеков, председатель КРО Партии «Русский блок» Олег Родивилов и председатель Севастопольской городской организации Партии «Русский блок» Владимир Тюнин.

В сквере у представительства президента прошел митинг, главной идеей которого стало утверждение верховенства единства трех братских народов — русского, украинского и белорусского, вопреки политике дезинтеграции, насаждаемой режимом президента Ющенко. Имя нынешнего главы Украины неоднократно, в крайне негативном тоне, упоминалось в выступлениях практически всех ораторов на митинге, а также было «увековечено» на стенде кавалеров «ордена Иуды» наряду с такими «символами украинской державности» как гетман Мазепа и президенты страны Леонид Кравчук и Леонид Кучма. Кроме того, участники митинга собрали «БАНДЕроль» для президента Ющенко и министра образования Вавкарчука, в которую были помещены школьные учебники на украинском языке и учебники с русофобским содержанием. Эта бандероль стала символом несогласия с той интерпретацией истории, которая в настоящее время целенаправленно внедряется в школьные программы. «Крымчане не будут учить своих детей русофобской истории Украины», — единогласно заявили участники митинга.

Участники шествия и митинга сторонников единства Русского мира приняли резолюцию. В ней решительно осуждается политика, направленная на принудительную украинизацию русскокультурных граждан Украины, которая стала проводиться «незалежным» украинским государством с момента провозглашения акта о независимости Украины. Участники акции поддержали Заявление Верховного Совета Крыма, принятое по инициативе Русской общины Крыма и КРО Партии «Русский блок» 18 марта 2009 года, в котором говорится о необходимости активизации всеобъемлющего сотрудничества Украины с Россией, а также о необходимости вступления Украины в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организацию Договора коллективной безопасности (ОДКБ). «Мы выступаем за единство Православного Русского мира! Наше дело правое! Мы наследники славных традиций! Победа будет за нами!», — сказано в итоговом документе митинга. Завершилось шествие сторонников единства Русского мира в Симферополе возложением цветов к закладному камню памятника российской Императрице Екатерине Великой — основательнице Симферополя, Севастополя и Черноморского флота.

Синхронные мероприятия такого же формата при поддержке Русской общины Крыма и Партии «Русский блок» прошли в регионах Крыма — Севастополе, Ялте, Керчи, Армянске, Красноперекопске, Джанкое, Черноморском районе и др. По оценкам организаторов, всего в протестных акциях 24.08.09. в различных регионах Крыма прияло участие более 3000 крымчан — активистов и сторонников Русской общины Крыма, Партии «Русский блок».
Русская линия


Ющенко обвинил полтавские власти в «малороссийстве»

Виктор Ющенко потребовал от городского главы Полтавы Андрея Матковского, который является представителем БЮТ, выполнить президентский указ о сооружении памятника Ивану Мазепе, передает ИА «Новый Регион». Нынешний глава государства считает, «препятствием достойному увековечению гетмана в городе Полтаве стали вполне сознательные действия городских властей, которые трудно охарактеризовать иначе как проявление „малороссийства“».
Ющенко обращает внимание, что эта ситуация повторяет другую — по увековечению в Полтаве памяти Симона Петлюры, которого он называет «выдающимся украинским государственным и военным деятелем». Из этого президент делает вывод, что БЮТ проводит антигосударственную линию и политику двойных стандартов, а значит — эта политическая сила неискренна перед избирателями.
Комментируя это заявление, народный депутат Украины от БЮТ Андрей Сенченко в интервью изданию отметил, что «попытки искажения украинской истории, стремления подстроить ее под интересы политиков наблюдаются на протяжении всего современного периода». «Тот же Виктор Андреевич пытается навязать всей стране свое понимание истории, а страна думает по-разному, живет по-разному и на разных языках говорит — большая у нас страна. Точно также БЮТ, как политическая сила, представлена во всех регионах Украины, и мы же не ходим строем, у нас не армейское формирование у нас политическая партия и очень многие вопросы, касающиеся украинской истории, по-разному оцениваются членами нашей партии, живущими, допустим, в Донецке и Ивано-Франковске», — обратил внимания Сенченко.
Он подчеркнул, что «никто в партии не навязывает одинаковых оценок и рецептов». «Важно, чтобы в нашей стране в дальнейшем формировалась позитивная история, и стало меньше поводов для спекуляций. А для этого должны быть здравомыслящие президенты, премьеры, депутаты, спикеры и так далее. И чем скорее пройдут выборы президента, и мы избавимся от Виктора Андреевича и его чудес, тем это лучше для страны», — заключил Андрей Сенченко.
Русская линия


Население Земли увеличивается за счет Азии, Африки и Латинской Америки

Семимиллиардный житель нашей планеты должен родиться в 0 часов 36 минут по Гринвичу 18 октября 2012 года, сообщает «Агентство национальных новостей» со ссылкой на американское правительственное агентство USAID, которое провело исследование прироста населения на Земле. USAID занимается оказанием экономической и гуманитарной помощи беднейшим странам мира.
Сейчас на планете живет 6,777 миллиарда людей. В 1900 году их было 1,6 миллиарда. В ближайшие 40 лет 97% прироста населения Земли придется на Азию, Африку, Латинскую Америку и страны Карибского бассейна. Как ожидается, население Азии к 2050 году увеличится на 1,5 миллиардов человек, а Индия отберет у Китая мировое первенство по числу жителей.
Число жителей Африки достигло миллиарда человек. Оно увеличивается на 24 миллионов в год, отмечается в докладе USAID. Если такие темпы сохранятся, к 2050 году население африканского континента удвоится, констатировали ученые. При некотором снижении рождаемости в Северной Африке, в частности, в Египте и Тунисе, к югу от Сахары она остается высокой — на уровне 5,3 ребенка на одну женщину. Самая высокая рождаемость — в Нигере, жительницы которого рожают в среднем по семь детей. По данным экспертов, уровень использования противозачаточных средств в Африке на 50% ниже среднемирового.
Население Африки очень молодо, что связано не только с высокой рождаемостью, но и высокой смертностью из-за низкого уровня развития медицины и сельского хозяйства. Как установили специалисты по климату, катастрофические засухи преследуют Западную Африку уже триста лет. Последняя из них привела к гибели более 100 тысяч человек, многим пришлось покинуть родные места. Как указывается в докладе USAID, в последние годы в Африке наметилось некоторое снижение заболеваемости СПИДом, но континент продолжает удерживать прискорбное лидерство в этом отношении. Самая трагическая ситуация — в маленьком южноафриканском государстве Свазиленд, где 26% людей в возрасте от 15 до 64 лет заражены вирусом ВИЧ.
Русская линия


<< Полная сводка новостей от 26 августа 2009 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика