Верующие Западной Украины поддерживают Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и после его вдохновляющего
10-дневного визита в страну недоброжелателей у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата станет меньше, заявил архиепископ Львовский и Галицкий Августин в интервью РИА Новости.
По словам архиепископа Августина, визит Патриарха Кирилла стал для православных канонической Церкви «воодушевлением и духовным подкреплением». «Думаю, что люди умные и образованные, но до сих не разобравшиеся в том, что такое каноничность-неканоничность, считающие, что это только вопрос юрисдикции, если не перейдут на сторону канонической Церкви, то, во всяком случае, будут с симпатией к ней относиться. Недоброжелателей станет намного меньше. И равнодушных. То есть часть равнодушных обязательно вернется или обратится к нашей Церкви», — уверен владыка Августин.
«Даже те, кто относится к нашей Церкви без особой симпатии, я думаю, зауважали Святейшего. Потому что одно дело видеть проповеди по телевизору и слышать по радио, читать книги и репортажи, а другое дело — когда это все в реальном режиме общения. Много хороших отзывов я уже слышал через третьих лиц — что раскольники, люди, которые себя ассоциировали не с нашим лагерем, в большом восхищении», — добавил иерарх.
По его словам, образ главы непризнанного мировым Православием «Киевского патриархата» Филарета Денисенко, всегда бледно выглядевший на фоне главы Украинской Церкви Московского Патриархата митрополита Киевского и всея Украины Владимира, после визита Патриарха Кирилла «потускнел еще больше». «Многие из другого лагеря говорят, что в его (Патриарха Кирилла —
РЛ) приезд увидели поразительный контраст между Филаретом, его выступлениями, настроением и содержанием — с одной стороны, и Святейшего Патриарха Кирилла — с другой. Доброжелательная улыбка (Патриарха Кирилла —
РЛ), даже к оппонентам, здравые, умные речи, и тема разговора. Здесь говорят о Церкви, о спасении, а там — совершенно о другом», — отметил архиепископ Августин.
На вопрос, о чем же говорит Филарет, он ответил хрестоматийной фразой: «Карфаген должен быть разрушен» (а именно «независимому государству — независимая Церковь» — эта «идея фикс» у филаретовцев приобрела уже «параноидальное звучание»).
Наиважнейшим итогом визита Патриарха Кирилла собеседник агентства считает также то, что «наконец-то и большая Украина, и все увидели, что оказывается, Западная Украина не настроена против Русской Церкви, против Патриарха, против единства». Об этом, по словам архиепископа, свидетельствует тот факт, что количество протестующих против приезда Святейшего было в несколько крат меньше, чем тех, кто приветствовал предстоятеля восторженными возгласами «Наш Патриарх — Кирилл!».
«Наконец-то открылись глаза — и люди поняли, что оказывается, это все была ложная пропаганда (о том, что Западная Украина против Русской Церкви, Московского Патриархата). Если ссылаются на количество приходов, которые перешли в раскол, то это — технологии, и не всегда цифры соответствуют содержанию», — отметил архиепископ Августин.
Он назвал сплетнями утверждения, что священники Львовской епархии канонической Церкви не испытывают особой симпатии к священноначалию Русской Церкви. «У меня шесть десятков служителей. На собрания духовенства епархии, которые у нас проходят почти ежемесячно, трудно собрать всех, а тут — некоторые ехали за 300 километров (встреча духовенства Львовской епархии с патриархом состоялась в Зимненском монастыре под Владимиром-Волынским —
РЛ) — и почти все приехали! Это показательно», — констатировал архиепископ Августин.
Отвечая на вопрос о том, как визит Патриарха Кирилла влияет на перспективы церковного единства, глава Львовской епархии выразил уверенность, что в любом случае объединение будет «в рамках канона», и выкрикивающим националистические лозунги «геть московского попа!» придется с ним все же примириться. «Есть каноническая Церковь, и, как бы ни относиться к расколам (сочувствовать им, жалеть), есть три чина приема (в нее —
РЛ): через крещение, через миропомазание и через покаяние», — констатировал архиепископ Августин.
Он сравнил сложившуюся церковную ситуацию на Украине с ситуацией семейного разлада, когда «можно забыть, кто виноват, почему, простить», но объединиться можно только на каких-то условиях. «Разве мы против единства? Наоборот! Только прекратите распри, не обвиняйте Русскую Церковь! Как же вы можете молиться в храме, имея вражду в сердце, в то время, когда надо прощать супруга, соседа и нельзя переступать порог церкви, если ты имеешь против него вражду? А ты не просто против человека имеешь вражду — против полноты Церкви: „Геть московского попа“! И это вы хотите соединяться с Церковью, где „московский поп“ занимает пятое место? Вы же не просто соединиться хотите с Церковью Русской, Украинской, а с Вселенской Церковью, вы пребываете вне общения со Вселенским Православием и хотите войти в него! — Вы должны примириться с „московским попом“!» — призвал архиепископ.
Иначе, по его словам, «с таким враждебным настроением — это будут гнилые дрожжи, которые испортят все тесто». «Если часть общины настроена враждебно, недружелюбно — тогда проникает инфекция гордыни, ненависти, тогда все общество заразится. Что будет, если смешать килограмм повидла и килограмм нечистот? — Два килограмма нечистот», — предостерег представитель Церкви.
«Муссировать
вопрос об автокефалии» сейчас, по мнению собеседника агентства, — только «возбуждать страсти», это «неконструктивно… несвоевременно». «Можно и в автокефалии спастись, потому что автокефалия — это статус. Но вопрос-то в том (должно нас настораживать): почему об автокефалии, о ее необходимости говорят больше околоцерковные и внецерковные, даже враждебные силы», — отметил архиепископ Августин.
На вопрос, стабилизировалась ли ситуация, связанная с захватом храмов канонической Украинской Церкви, и как складываются отношения с греко-католиками, Львовский архиепископ ответил: «Когда все разборки уже произошли, когда „восстание подавили“ — тогда они дают поднять голову». «Но как только образовывается приход новый (УПЦ МП —
РЛ) — препятствие в оформлении, препятствие в получении участка земли под строительство, разные надуманные причины, чтобы не разрешить», — сообщил владыка.
Отношение православных к греко-католикам, по словам архиепископа Августина, «более жесткое», чем к римо-католикам. «Потому что они оставили Церковь-Матерь и ушли к бывшей сестре, которая теперь враждебно относится к нашей Церкви и переманивает детей», — пояснил он.
Как рассказал архиепископ Августин, по состоянию на 1990 год Львовская епархия была самой большой в православном мире — 1237 приходов. В 1992 году (на момент прихода архиепископа Августина —
РЛ) в Львовской епархии насчитывалось всего 15 приходов. За последние 17 лет число приходов возросло в четыре раза — до 60, не считая домовых храмов, которые открылись при тюрьмах, домах престарелых, воинских учреждениях. Есть приходы, где по три литургии в воскресенье совершается, а есть, где только раз в неделю служат, сказал иерарх.
Сегодня во Львове в общей сложности существуют три прихода и женский монастырь. Кроме того, действуют церкви УПЦ МП в воинских частях, в местах лишения свободы (во Львове две исправительные колонии), в доме престарелых и на месте трагедии в результате падения самолета во время показательных полетов в 2002 году.
На Пасху только в храм на улице Короленко приходят около 10 тысяч человек. В обычное воскресенье в этом храме на трех литургиях присутствует до полутора тысяч верующих, все не помещаются, многие стоят на улице и молятся под открытым небом.
Русская линия