«Наш автопром абсолютно неконкурентоспособен. Все конструкторские службы, которые создавались при Горбачеве, ничего толком не создали, ничего не спроектировали. Там сидела толпа дармоедов, которые „валяли ваньку“, и руководство было соответствующее. К тому же Березовский обирал „АвтоВАЗ“. Сейчас нужна полная реконструкция „АвтоВАЗа“, если нам, конечно, нужен свой собственный автопром. Уверен, что многие ездили на „Жигулях“ и знают, что это неприятная езда, к тому же эти машины постоянно ломаются. Дело даже не столько в том, что „АвтоВАЗ“ производит несовременные машины, а сколько в том, что он производит машины, которые постоянно ломаются, да и сервиса для их обслуживания как такого нет. Серьезные последствия в экономике всегда имеют давние причины, сегодняшняя ситуация на „АвтоВАЗе“ не исключение», — заявил в интервью «Русской линии» доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента Санкт-Петербургского института машиностроения профессор
Валерий Андреев, комментируя взрывоопасную ситуацию, сложившуюся на «АвтоВАЗе»
Представители федерации профсоюзов Самарской области 30 июля на совещании у полпреда Президента России в Приволжском федеральном округе Григория Рапоты намерены просить полпредство изучить ситуацию, складывающуюся на ОАО «АвтоВАЗ», сообщает «Интерфакс». «Мы будем просить, чтобы оперативная группа при полпреде занялась этим вопросом. Пусть они приедут, посмотрят на ситуации сами, посмотрят бумаги, встретятся с менеджментом завода, с народом, с профсоюзами», — сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье» председатель самарской федерации профсоюзов Евгений Егоров. Он выразил надежду, что представители полпредства смогут дать объективную картину происходящего на «АвтоВАЗе».
По его словам, «поработав здесь неделю, группа сможет представить полпреду истинную картину складывающейся ситуации». «АвтоВАЗ — это самая на сегодняшний момент взрывоопасная точка российской промышленности», — подчеркнул Е.Егоров. Он отметил, что пока не располагает никакой информацией о возможных увольнениях на предприятии, но считает, что «народ этого просто не выдержит». Совещание профсоюзных организаций в приволжском полпредстве пройдет в четверг в Нижнем Новгороде. В нем примут участие представители профсоюзов 14 регионов.
Как ранее сообщалось, конвейер ОАО «АвтоВАЗ» в августе работать не будет. Это связано с необходимостью сократить количество автомобилей, скопившихся в настоящее время на скаладах, для пополнения оборотных средств. Также с сентября по февраль планируется перевести предприятие на сокращенную вдвое рабочую неделю, что приведет к двукратному сокращению заработной платы работников завода. Конвейер при этом должен будет работать в две смены. Напомним, что в минувший вторник в правительстве Самарской области прошло совещание руководителей предприятия, региональных властей и поставщиков, где обсуждались антикризисные меры, принимаемые на предприятии. После совещания сразу несколько источников, присутствовавших на заседании, сообщили, что руководство завода не исключает возможность увольнения 27 тыс. 691 сотрудника. Однако, пресс-служба «АвтоВАЗа» опровергла эту информацию.
Согласно опубликованным данным, продажи «АвтоВАЗа» упали в I полугодии на 44% при общем падении рынка на 49%, составив 179 тыс. 870 штук. На начало июля складские запасы завода насчитывали 80 тыс. автомобилей, притом, что в июне продажи автомобилей «Lada» составили 28 тыс. 851 штуку.
По сообщению ИА Ladaonline, Мэрия города Тольятти одобрила заявку независимого профсоюза «АвтоВАЗа» на проведение митинга. В мэрии сообщили, что «заявка, поданная в соответствии с законодательством, одобрена мэрией, проведению митинга ничто не должно препятствовать». Акция протеста намечена на 6 августа. Рабочие завода планируют собраться на площади перед дворцом культуры и техники ОАО «АвтоВАЗ» чтобы выразить своё недовольство политикой руководства предприятия.
По словам профессора Андреева, «чтобы „АвтоВАЗ“ модернизировать, нужны большие капиталовложения, нужно уволить половину работников и нанять новых, нужно распустить персонал среднего звена, который уже весь изленился. Работать так, как работают на „АвтоВАЗе“, нельзя. Руководство „АвтоВАЗа“ хапало и воровало, впрочем, как во многих местах. Причем этим занимались все: от самого верха до последнего рабочего. Это была одна компания». «Когда населению стало немного легче, когда появились дешевые иномарки, в том числе и поддержанные, ситуация на „АвтоВАЗе“ усугубилась. Постепенно стал сокращаться объем продаж машин, выпускаемых „АвтоВАЗом“. Конечно, вряд ли дадут обанкротить „АвтоВАЗ“, потому что он фактически является градообразующем предприятием. Совершенно ясно, что будет сокращение рабочих мест», — считает эксперт.
«Ситуация на „АвтоВАЗе“ не аналогична
ситуации в Пикалево. Вспомним, что в Пикалево было три завода, связанных технологической цепочкой. Один из этих заводов, принадлежащий Дерипаске, был вырван из этой технологической цепочки. Дерипаска решил производить цемент, ему не хотелось производить промежуточную продукцию для остальных двух заводов. В итоге Дерипаска не смог организовать собственное производство, да и остальные два завода встали в связи с разрывом технологической цепочки. Все три завода встали, ситуация в Пикалево достигла предельного напряжения. На „АвтоВАЗе“ несколько иная ситуация. Здесь технологический процесс замкнут», — отметил экономист.
«На складах „АвтоВАЗа“ скопилось несколько тысяч машин, которые никто не хочет покупать. Что будет дальше? Ясное дело, сокращения неизбежны. В Пикалево все было проще: достаточно было „цыкнуть“ на Дерипаску, заставить его восстановить технологическую цепочку и выплатить рабочим зарплату. Технологическая цепочка была восстановлена, и заводы заработали. Напротив, ситуация на „АвтоВАЗе“ совершенно тупиковая. Ситуация на „АвтоВАЗе“ несоизмеримо сложнее ситуации в Пикалево. На „АвтоВАЗе“, насколько мне известно, сложилась совершенно неуправляемая система, каждый имеет свое дело, каждый норовит создать свое ООО, которое наживается за счет „АвтоВАЗа“. Это, естественно, сказывается на себестоимости продукции „АвтоВАЗа“. Кроме того, там числится много людей, которые ничего не делают, а только бездельничают. На „АвтоВАЗе“ необходимо организовать нормальную систему, но, похоже, что никто этого не может, а, скорее всего, не хочет. Потому что все находятся в доле, паразитируя на потребителях. Поэтому неудивительно, что машины, выпускаемые „АвтоВАЗом“ в таких условиях, стоят дорого, да и их исполнение оставляет желать лучшего. Надо признать, что „АвтоВАЗ“ производит плохие машины, да еще и дорогие», — констатирует профессор Санкт-Петербургского института машиностроения.
«„АвтоВАЗ“ невозможно перепрофилировать, он является специализированным предприятием по производству автомобилей, ничего, кроме автомобилей, он производить не может. Конечно, можно взорвать его, вывести весь мусор и на его месте построить новый завод. Это небыстрое дело, даже при больших капиталовложений потребуется 2−3 года при интенсивном труде. Только кто этим будет заниматься? Кто будет в это дело вкладывать огромные деньги?», — задается вопросом эксперт.
«Ситуация в Пикалево была ясной, надо было всего лишь восстановить технологическую цепочку. Ситуация же на „АвтоВАЗе“ показала дохлость нашего автопрома, который гниет уже лет тридцать. Это глобальная ситуация. Поэтому трудно сказать, что делать с „АвтоВАЗом“. „АвтоВАЗ“ похож на чемодан без ручки, который нести тяжело и бросить жалко. Наверное, „АвтоВАЗ“ надо попытаться возродить, но для этого нужна команда людей, способных это сделать. В свое время пытались реанимировать „АвтоВАЗ“, ребята из оборонки приезжали туда, но ничего не смогли сделать, так как там все было схвачено мафией. Чтобы возродить „АвтоВАЗ“ необходимы колоссальные усилия, может даже стоит ввести неофициальное военное положение, всех взять зашиворот, всех трясти, потому что кто-то ворует, кто-то продает, а кто-то сидит и делает вид, что все работают. Вот такая картина на „АвтоВАЗе“. Поэтому, что делать в такой ситуации, я не знаю», — признался Валерий Андреев.
Русская линия