Патриарх Кирилл: Призывы к автокефалии основаны исключительно на политических аргументах
По его словам, не существует канона, согласно которому в суверенном государстве должна быть суверенная Церковь
Отвечая на вопрос об итогах состоявшейся 27 июля встречи с президентом Украины В.А.Ющенко, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Я удовлетворен встречей с Президентом, это был очень открытый и недипломатический разговор. К сожалению, под дипломатией у нас часто подразумевается некая кривда — человек думает об одном, говорит другое, а делает третье. Такая „дипломатия“ всегда обречена на провал. Для меня дипломатия — это способность говорить на языке, который понимает собеседник. Если вы не используете язык, приемлемый для собеседника, вы просто вступаете в конфликт с этим человеком. Поэтому я беседовал с Виктором Андреевичем с полным осознанием того, что передо мной — Президент суверенного государства, человек, облеченный властью и полномочиями. Я излагал ему свое понимание того, что происходит сегодня на Украине, он изложил мне свое понимание, и в этих позициях было нечто общее. Это общее сводится к тому, что необходимо искать пути выхода из церковного кризиса. Думаю, что мы будем вместе искать такие пути — в первую очередь при участии Его Блаженства, который несет особую ответственность за Церковь на Украине как ее Предстоятель; вместе с украинским епископатом и в диалоге с украинской властью».
«Когда нам говорят: либо автокефалия, либо ничего; либо автокефалия, либо раскол — это не разговор. Частное мнение, которое разделяют отделившиеся от канонического Православия группы, не может ставиться в качестве категорического условия объединения всех православных. Это методологический нонсенс, что очевидно любому человеку, имеющему хоть какой-то опыт переговоров и решения конфликтов», — отмечает Предстоятель Русской Церкви.
«К сожалению, я не мог прочитать все лозунги, которыми меня приветствовали оппозиционные политические группы, но какие-то отдельные слова попадали в поле зрения. Ведь это удивительно — чего только не говорят о Патриархе лишь потому, что у него есть иное видение положения дел! И при этом обращаются к Патриарху с просьбой: „Вы, пожалуйста, удовлетворите все наши требования, а если не удовлетворите, то мы будем продолжать говорить, что Вы такой-сякой“. Но ведь так не бывает! Во всей методологии, которая сегодня предлагается для уврачевания раскола, изначально заложена бессмыслица», — подчеркивает он.
«Поэтому мое слово ко всем православным заключается в следующем: Церковь должна осознать, что она — родной дом для всех, для правых и левых, для восточных и западных, для демократов, коммунистов, националистов — для всех. Исходя из своей миссии быть общим пространством для всех, она должна выстраивать свои отношения с миром. Если сегодня идея автокефалии радикально политизирована и привязана к политическому выбору определенных групп, то как под эту реальность может быть сверстана вся жизнь православных, когда большое количество с этим не согласно? Значит, нужно объединяться вокруг общей идеи. Но автокефалия такой общей идеей не является, не потому, что якобы есть какие-то имперские происки Москвы (глупость, которую часто обрушивают на людей СМИ), а потому что такова наша история. Киев — это южная столица русского Православия. Иногда нам приводят в пример другие страны: в Чехии и в Словакии — Автокефальная Церковь, в Албании — Автокефальная Церковь. Но Чехия и Словакия ни для кого не были Иерусалимом и Константинополем! И Тирана ни для кого не была духовным центром всей Церкви! А Киев — это наш Иерусалим и Константинополь, это сердцевина нашей жизни!» — сказал Святейший Патриарх. «И потому все эти радикальные призывы к автокефалии основаны исключительно на политических аргументах. Вот такой удивительно наивный аргумент: в суверенном государстве должна быть независимая Церковь. Откуда это? Покажите мне хотя бы один канон. Ссылаются на каноны, имея в виду 34 Апостольское правило, где говорится, что каждый епископ должен знать своего старшего. Вы все знаете своего старшего — Блаженнейшего Владыку Владимира. Канон полностью исполняется. Но нигде не сказано, что в суверенном государстве должна быть суверенная Церковь», — заявил Предстоятель Русской Церкви.
«Национальные Патриархаты, привязанные к государствам, возникли в XIX веке и раньше, конечно — Румыния, Болгария, Сербия. Но мы знаем, что появление этих национальных Церквей в рамках национальных государств привело к тому, что в Константинополе собрался Собор, который осудил этнофилетизм. Осуждению подверглось не появление этих Церквей, а то, чем оно сопровождалось — осуждалась попытка тесно связать Церковь с государством и нацией, противопоставить это национальное измерение универсальному, вот что подверглось осуждению Православной Церкви», — считает он.
«И последнее, что мне хотелось бы сказать: самое неправильное в осмыслении нынешнего положения Церкви в Украине — это использование политической фразеологии и политических подходов. Вся аргументация в пользу автокефалии сегодня исключительно политическая: суверенная страна — суверенная Церковь. Откуда все это? „Почему мы должны подчиняться Патриарху в Москве?“, — говорят те, кто приглашает сюда Константинопольского Патриарха. Почему же Московскому нельзя, а Константинопольскому можно? В этот хор вливаются голоса не только православных, но и греко-католиков, которые ни на одно мгновение не ставят под сомнение законность своего подчинения Риму. Не кажется ли вам, что здесь есть ясный политический подтекст?» — вопрошает Предстоятель Русской Церкви.
Русская линия
Патриарх Кирилл: Либерализм — это путь к апокалипсису
Предстоятель Русской Православной Церкви высказал свое мнение о современном состоянии богословия
Владыка Антоний также огласил диплом о присуждении Предстоятелю Русской Православной Церкви степени доктора богословия: «Во внимание к выдающимся трудам в области богословия, а также в знак глубочайшего уважения к Первосвятительскому служению во благо святой Православной Церкви Ученый совет Киевской духовной академии данным дипломом имеет честь засвидетельствовать присвоение Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу ученой степени доктора богословия. Заседание Ученого совета от 10 июня 2009 года. Постановление Ученого совета Киевской духовной академии утверждено Его Блаженством Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром».
После вручения знаков и диплома о присвоении степени доктора богословия Святейший Патриарх Кирилл выступил перед собравшимися.
«Я с глубокой благодарностью принял знаки и диплом доктора богословия прославленной Киевской духовной академии. Для меня академическая среда является родной. Десять лет я был ректором Ленинградской духовной академии, преподавал, занимался научной работой и, вспоминая свой жизненный путь, могу сказать, что это были самые счастливые годы моей жизни. Церковно-академическая среда обладает совершенно уникальными характеристиками, которые способны воздействовать на формирование человеческой личности так, как, может быть, ни одна другая среда», — сказал Предстоятель Русской Церкви.
«В наше время, которое называется информационной эпохой, — продолжил Патриарх, -образование и информация становятся огромной силой воздействия на межличностные отношения, на общественные процессы. И потому Церковь, соприкасаясь своей земной стороной с миром, в первую очередь, на стыке церковно-общественных и церковно-государственных отношений, использует силу слова. А слово становится убедительным тогда, когда образованное общество проявляет интерес к этому слову. Вот почему нужно получать хорошее образование, постоянно работать над собой, и в этом смысле время обучения в академии имеет совершенно особое значение для человека». «Но есть и второе измерение академической жизни — ее духовная составляющая. В университетах люди тоже учатся, в институтах учатся, но в духовной школе — совершенно особое обучение, потому что в основе жизни верующего человека лежит религиозный опыт».
«Я думаю, что на этом пути у нас много проблем, и не только в Киевских, но и в других школах Русской Церкви. Сейчас нужно понять, что требуются новые подходы к современной молодежи, в том числе приходящей в храмы и в наши школы. Нужно максимально приблизить к ним нашу православную традицию, сделать ее понятной, а через внутренний религиозный опыт эта традиция должна стать живой для каждого, кто учится в такой школе», — считает Святейший Патриарх.
«В любом человеческом общежитии, будь то школьное общежитие или государственное общежитие, нужна дисциплина; везде должны быть законы, потому что если два человека живут в одной комнате и один любит спать с открытой форточкой, а другой — с закрытой, и нет регулирующих их отношения законов и дисциплины, то даже это разномыслие может порождать глубокие конфликты», — отметил он, добавив, что является сторонником того, «чтобы жизнь школы основывалась на конкретных законах, на порядках, на правилах, и чтобы эти правила выполнялись».
«Но дисциплина регулирует лишь внешнюю жизнь школы, а внутреннее духовное становление с дисциплиной не связано. Дисциплина помогает нам быть вместе в одном коллективе, каждому на своем месте решать задачи, которые перед нами стоят. А вот созидание внутреннего человека требует совсем иных усилий. Я придаю огромное значение созиданию внутреннего человека, в первую очередь — в наших духовных школах. Думаю, что очень важно развивать в наших студентах стремление к литургической жизни, чтобы наши студенты сердцем, а не только умом воспринимали то, что происходит в храме. Литургическая жизнь должна стать неотъемлемой частью жизни человека и его очень сильной потребностью», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.
«Я хотел бы сказать несколько слов о пастырстве в современных условиях, — продолжил Патриарх. — Собственно говоря, пастырь должен быть пастырем всегда — и тысячу лет тому назад, и сейчас, и, если Господь потерпит нас и род человеческий, еще через тысячу лет. Ничего не изменится, потому что предназначение пастыря всегда одно и то же — он должен вести человека к Богу».
«Совершенно очевидно, что в традиции Русской Православной Церкви приход — это место, куда люди приходят. В старые времена, когда почти 100 процентов людей в стране были верующими, пастырская задача заключалась в том, чтобы строить храмы в шаговой доступности — транспорта не было, переезды на дальние расстояния требовали сил и времени, поэтому главная задача заключалась в том, чтобы в шаговой доступности строить храмы», — напомнил он. «Поражаешься, как много храмов в старой Москве, хотя многие были уничтожены. А такие города как Суздаль, Вязьма. Зачем же нужно было столько храмов? Да потому что все были верующие и не хотели толкаться, а хотели прийти и помолиться, и храм должен был быть рядом с домом. Теперь все изменилось, сегодня у нас с вами много верующих, но уже не так много, как было раньше. Значительная часть людей, особенно интеллигенции, прошедших через эпоху позитивизма и материализма, еще не пришла к ясному убеждению, что храм Божий — это самое главное место на земле. Кроме того, есть много соблазнов, много других притягательных центров — центров досуга, центров торговли. Современные огромные супермаркеты, коммерческие центры, где вы и покушать можете, и купить что-то, и с горок покататься, и с детишками поразвлекаться — вот такие „храмы“ XXI века, которые тоже строятся почти в шаговой доступности», — сказал Предстоятель Русской Церкви, подчеркнув необходимость думать о том, чтобы люди пришли в храм.
По его мнению, «самое главное, что мы должны сделать — оживить наше богословие, вывести его из тени исключительно интеллектуального дискурса, сделать его частью нашей жизни, пастырской жизни, пастырской работы так, как это было у святых отцов. Нужно научиться по-новому отцов читать». «Нам нужно научиться сопрягать богословие с жизнью и учиться у святых отцов. Какой первый урок нам дают святые отцы как ученые богословы? Они дают замечательный урок того, как богословие может и должно использовать достижения светского разума. Если вы читаете отцов-капподокийцев, вам может казаться, что идеи платонизма и неоплатонизма вошли в сознание капподокийцев. Некоторые говорят — нет ничего нового у капподокийцев, это просто заимствование платонистических идей, перенесение языческой философии на христианскую почву. Но так говорят только люди близорукие, не видящие смысла того, что происходило в ту эпоху. Святые отцы сумели использовать светскую ученость, светскую методологию, даже светские языческие категории философского мышления для того, чтобы выразить христианские идеи», — отметил Святейший Патриарх.
«Теперь позвольте перейти к тому, что я считаю самым опасным в развитии современного богословия. Мысль об этих опасностях начала беспокоить меня в конце 90-х годов. Мне в силу своей должности приходилось много путешествовать, я принимал участие в разных диалогах с неправославными, старался понять, что вообще происходит в мировом богословии, что происходит в богословии западном — протестантском и католическом, присматривался и к тому, что происходит в православном богословии, в том числе в Западной Европе, в Париже. Меня стала беспокоить одна мысль: мне показалось, что христианское богословие попадает в плен светской мысли. Сначала я подумал — нет, почудилось. А потом стал внимательно читать тексты и понял — да, реально существует колоссальная опасность: христианское богословие попадает в плен светской мысли, причем этот процесс пленения христианского богословия на Западе оказался далеко не безобидным. Это не было просто философским заимствованием какой-то светской идеи и перенесением ее на христианскую почву — это было бы полбеды, здесь еще можно было бы разобраться», — сказал он.
«Здесь происходила диффузия, проникновение светских идей в ткань богословской мысли настолько глубокое, что на выходе появлялся очень недоброкачественный продукт. Я имею в виду огромное влияние на западное христианское богословие идей эпохи Просвещения и философских идей либерализма. Собственно говоря, в эпоху Просвещения светский разум, светская философия, в том числе политическая, были направлены на борьбу с Церковью, потому что Церковь представлялась частью системы угнетения», — напоминает Первоиерарх. По его словам, «в сознании людей происходило очень активное восприятие этих либеральных постулатов». «Протестантское богословие начало обслуживать эти идеи, а потом и католическое к этому присоединилось, и о богословах, церковных деятелях на Западе стали судить следующим образом: консерватор он или прогрессист? Вот такие клише были выдуманы и до сих пор существуют. Если ты прогрессивный, ты обязательно своим богословием поддерживаешь философию эпохи Просвещения, а если консерватор, то не поддерживаешь. Но консерватор — это плохо, а прогрессист — хорошо», — отмечает Патриарх.
Предстоятель Русской Церкви вспомнил, как когда-то он задался вопросом: «а где вообще в либеральной философии идея греха?» «Ее нет; есть иная идея — каждый человек автономен, каждый человек создает свою систему ценностей. Он автономен от Бога, он автономен от других людей, он создает свою собственную систему ценностей. Но если нет различия между грехом и святостью, то, наверное, нет различия между правдой и ложью. Чтение современных философских текстов убедило меня в том, что именно так постмодернистская цивилизация представляет себе проблему добра и зла. Нет добра и зла, а есть плюрализм мнений. А если исчезает различие между добром и злом, то это уже апокалипсис», — считает он.
«Как-то, будучи ребенком, я спросил у папы: „Папа, говорят, что антихрист придет в конце. А как же в него народ поверит? Ведь антихрист — это зло. Что, он будет проповедовать убийство и воровство? Как же ему люди могут поверить, ведь всем ясно, что это зло?“ Мне тогда папа не смог ответить, а теперь я отвечаю сам себе: да с легкостью поверит, если нет различия между добром и злом! Ведь еще совсем недавно никто помыслить не мог о том, что государством на законодательном уровне будут поддержаны однополые „браки“, поставленные на один уровень с браками естественными! Могли ли мы, люди старшего поколения, 20−30 лет назад представить себе постановку такого вопроса? Но теперь это просто альтернативное поведение, это не грех, как и нарушение семейной верности. Почему разрушаются семьи? Да потому что не грех все это, а удовольствие — если два человека решили доставить друг другу удовольствие, что же в этом плохого? Понятия о грехе нет, и значит, любое альтернативное поведение законно, но при одном условии: оно не должно мешать другим людям выражать их собственную свободу. В значительной мере богословие XIX—XX вв.еков на Западе было ориентировано на поддержку либерализма», — отмечает Предстоятель Русской Церкви.
«Я вспоминаю, как в трудные для нашей Церкви советские времена мы встречались с западными богословами и они, глядя сверху вниз, говорили: „Мы вас призываем к мужественному пророческому служению. Выступите против своей власти!“. Мы знали, что в то время означало выступить против власти. Это означало закрыть людям возможность причащаться Святых Христовых Таин, крестить своих малышей; это означало в то время разрушить маленькие островки духовной жизни. А вот теперь мы обращаемся к этим богословам: „Выступите против господствующей либеральной модели общества! Скажите правду о грехе, осудите однополые „браки“!“. Нет. Глаза опускают вниз. Те, кто стал адептом всех этих идей, с нами не соглашаются, пытаются бороться, но не выдвигают ни одного аргумента, на который мы не могли бы ответить. Пустота все это, звон. Настолько сегодня православное свидетельство сильнее все этой политизированной мишуры!», — подчеркивает Патриарх Кирилл.
Русская линия
«Задача России — не допустить раскола славянского мира»
Российские парламентарии прокомментировали заявления Патриарха Кирилла на Украине
Россия, Украина и Белоруссия должны быть едины при любых обстоятельствах, уверен председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. «Я полностью согласен с Патриархом Кириллом в том, что славянские народы должны быть объединены не только с помощью духовно-исторических связей, но и что в этом сложном мире они вообще должны выживать единым фронтом», — заявил сенатор. По его мнению, «в основе конфликтов лежит не выражение воли народов, а недопонимание лидеров трех стран». «Народы же всегда были, есть и будут дружнее правителей», — заметил он.
Россия при выстраивании политики относительно Украины и Белоруссии не должна забывать об объединяющей наши страны единой вере и культуре, убежден первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев. «Российское правительство всегда должно помнить, что три наших славянских государства объединены вокруг стержня, который являет собой единую веру и культуру. Именно об этом мы не должны забывать, когда ведем дела с Украиной и Белоруссией», — заявил сенатор. Назвав выступления патриарха Кирилла в Киеве блестящими, парламентарий посоветовал российскому руководству «точно также как патриарх Кирилл не вступать в диалог с националистами». «Вступать в диалог с людьми, которые абсолютно не знают истории, бесполезно», — подчеркнул Владимир Гусев.
Не допустить разъединения трех славянских народов призывает председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николай Рыжков, возглавлявший в свое время Совет Министров СССР. «Россия не должна допустить, чтобы братские славянские народы — российский, украинский и белорусский — оказались бы разрознены. Именно этот тезис должен лежать в основе нашей внешней политики», — заявил сенатор.
Действия Патриарха Кирилла подтверждают неизменность курса России «на единство православного пространства», убежден первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин. Выразив сожаление тем, что «Ющенко оказался человеком, ненавидящим Россию», парламентарий указал на его ряд антироссийских действий, включая «активное переписывание истории». «Голодомор, о чем он постоянно твердит, — это как раз из серии прямого искажения истории. Теперь же ему нужна еще и поместная церковь. Он, являясь ставленником США, делает все для раскола славянского мира, а задача России — этого не допустить», — заключил Николай Чуркин.
Славянские народы должны быть едины, считает вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции «Единая Россия» Любовь Слиска. «В истории России никогда на почве религиозных разночтений, в том числе и в рамках Православной веры, не происходило каких-либо расколов, поскольку всегда побеждал трезвый ум», — заявила депутат. «Люди объединяли свои усилия, чтобы сохранить многовековые ценности и духовные традиции. Поэтому высказывание Патриарха Кирилла о единстве славянских народов, укорененном в религии, культуре и истории — это пример того, как нужно убеждать даже тех оппонентов, которые иными лозунгами пытаются достигать какого-то единения», — добавила она.
Говоря о том, не должно ли высказывание Патриарха определить российскую политику по отношению к Украине и Белоруссии, парламентарий отметила, что «в отношении политики и могла бы возобладать подобная схема, но считаю, что для этого некоторое время уже упущено «. «Поэтому, — продолжила она, — думаю, что сегодня стоит пересмотреть стандарты не только российско-белорусских и российско-украинских взаимоотношений, но и взаимоотношений на всем постсоветском пространстве. Мы все больше и больше приобретаем врагов и, откровенно говоря, нас в последнее время стали шантажировать наши ближайшие соседи: если мне не сделают это, то я не приеду на саммит; если мне не дадите денег, то я перекрою вам нефтепровод. Великая держава не должна допускать подобного шантажа по отношению к себе».
«Любую страну формируют не политики, а люди. Поэтому очень бы хотелось, чтобы у многих политиков прошла «болезнь», которая им позволяет думать, что они останутся у власти навсегда. Остаются люди, память и история. И было бы неплохо сегодня обратиться к корням истории, вспомнить о том, что все мы когда-то учились исправлять собственные ошибки и ошибки, которые были сделаны нашими предками или руководителями. Исправлять и больше не допускать их. Но для этого нужно время и осмысление. И я думаю, что это время уже не за горами. Скоро мы начнем исправлять то, что когда-то натворили», — заключила Любовь Слиска.
Согласен с мнением Патриарха Кирилла, что единство российского, украинского и белорусского народов укоренено в истории, культуре и вере, заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции «Единая Россия» Юрий Медведев. «Единство славянских народов, безусловно, укоренено в истории, культуре и вере», — заявил депутат. «Иначе получается, что у образовавшегося государства должны быть собственная религия, Церковь, история и культура. Такого просто не может быть, поскольку это — те базовые вещи, которые делают наши народы едиными», — пояснил он.
По мнению парламентария, «подобный взгляд патриарха вполне мог бы стать определяющим звеном не только российской политики по отношению к Белоруссии и Украине, но и наоборот». «Однако это возможно только чисто теоретически, поскольку по многим политическим и экономическим вопросам руководители наших стран не могут найти компромисс. Хотя если Ющенко, Лукашенко и Медведев возьмутся за руки, то наши братские народы наконец-то будут по-настоящему едины и счастливы», — заключил Юрий Медведев.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл: «Я хотел бы передать благословение всем жителям Донбасса»
Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Донецк
В аэропорту г. Донецка Его Святейшество встречали митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, другие иерархи Украинской Православной Церкви, духовенство Донецкой епархии, представители администрации Донецкой области, Донецкого областного совета А.М. Близнюк, другие представители региональных властей, политические и общественные деятели.
Отвечая в аэропорту на вопросы журналистов, Святейший подчеркнул, что рад возможности посетить Донецкую землю. Напомнив, что это первый в истории визит Патриарха на восток Украины, он сказал: «В каком-то смысле я совершаю сейчас то, что хотел сделать мой блаженнопочивший предшественник Патриарх Алексий II, но по состоянию здоровья он не смог прибыть в прошлом году в Донецк. Я совершаю сейчас это паломничество и за него, и за себя; радуюсь возможности ступить на эту православную землю, встретиться с ее народом, с духовенством, вместе помолиться, подумать о нашей жизни, о нашем настоящем и будущем».
По просьбе представителей СМИ Предстоятель Русской Православной Церкви поделился впечатлениями от первых дней визита на Украину. «Что касается впечатлений от пребывания в Киеве, то они очень сильные. Во-первых, это встреча с благочестивым украинским народом — с народом, который хранит свою веру, который пронес ее через очень непростое тысячелетие; конечно, и последние десятилетия тоже не были отмечены благоприятными обстоятельствами. Поэтому особенно чувствуешь силу веры, силу убеждений людей, и, думаю, этот горячий и сильный настрой оказывает благотворное влияние на любого человека, который с этим настроением встречается. Это самое сильное и самое яркое мое впечатление от посещения Киева», — признался Патриарх.
Он напомнил, что здесь поднялись из руин многие монастыри и храмы: «Это свидетельствует о силе веры людей, потому что храмы восстанавливаются и строятся тогда, когда в них есть потребность. Ни один храм не может быть построен лишь потому, что так захотелось какому-то начальнику. Если даже кто-то восхотел возвести храм, но нет веры людей, то уже построенный храм стоит пустым. Здесь же переполненные храмы, здесь возрождается Православная Церковь».
«Я хотел бы передать благословение всем жителям Донбасса, особенно же шахтерам, — сказал Патриарх. — Мне в своей жизни приходилось спускаться в шахты, это было на Шпицбергене. И вот когда я вышел из шахты на поверхность, то сам себе сказал, что труд шахтера, наверное, один из самых тяжелых, что есть на земле. Но вместе с тем это такой нужный труд: люди добывают уголь, дают нам тепло, свет, энергию. Очень часто в этой энергии — частицы человеческих трагедий. Поэтому мне хотелось бы помолиться и о шахтерах Донбасса, об их семьях, о людях, которые в непростых условиях добывают себе хлеб насущный и делают такое необходимое для страны дело».
«Я пролетал сейчас над полями Донбасса, и на меня произвело очень хорошее впечатление то, что я увидел: ухоженные поля, очень красивый сельскохозяйственный пейзаж, — отметил Святейший. — Дай Бог, чтобы развивалась экономика Украины, экономика Донбасса, и дай Бог, чтобы вместе с экономическими успехами были и успехи духовные, потому что мир в сердце, ясность в сознании приводят людей к построению гармоничных отношений друг с другом. Сегодня в гармонии бытия нуждаются Украина и многие другие страны. Смысл моего визита заключается в том, чтобы через молитву и пастырское слово содействовать миру, установлению гармоничных отношений между людьми, обострению религиозного чувства, пробуждению и укреплению веры. И дай Бог, чтобы совместными нашими трудами это удалось сделать во славу Божию».
В ходе визита в Донецкую епархию Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Донецка. Затем Святейший Владыка совершил молебен в новоосвященном соборе.
Правящий архиерей Донецкой епархии митрополит Иларион обратился со словами приветствия к Предстоятелю Русской Православной Церкви и преподнес в дар Его Святейшеству Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия». Затем Святейший Патриарх обратился с Первосвятительским словом к народу, собравшемуся в храме и на площади перед собором.
Предстоятель РПЦ посетил и осмотрел нижний храм Спасо-Преображенского собора. Здесь руководители завода «Донецксталь», на котором изготавливаются колокола, подарили Святейшему Владыке миниатюрную колокольню с маленькими колоколами.
Донецкие реставраторы также передали в дар Святейшему Патриарху Кириллу список Новодворской иконы Божией Матери, датируемый XIX веком. «Во время интронизации вам был вручен посох святителя Московского Петра», — отметили дарители, подчеркнув, что Новодворский образ Пресвятой Богородицы по преданию был написан именно святителем Петром.
Русская линия
Открылся I Международный Кинофорум экологических фильмов «Золотой Витязь»
Святейший Патриарх Кирилл направил приветствие организаторам, участникам и гостям кинофорума
«Дорогие братья и сестры! Приветствую всех вас, собравшихся ныне в Москве для участия в работе кинофорума, который ставит своей целью объединение усилий деятелей кинематографа, телевидения и науки в благом деле воспитания экологического сознания современников. Неразрывная связь экологических и нравственных категорий бытия человека сегодня очевидна как никогда. Загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, нарушение экологического баланса — все это печальный результат потребительского отношения к природе, ее ресурсам. Посему забота о нашем общем доме — планете Земля — является насущной потребностью времени», — говорится в приветствии.
«Русская Православная Церковь не может оставаться в стороне от столь важных вопросов. Ведь от их решения напрямую зависит будущее не только нынешнего, но и грядущих поколений. Господь даровал нам таланты, каждому свою меру. Но помните: „кому много дано, с того много и спросится“ (Лк. 12, 48). Обладая многими возможностями, мы не должны забывать об ответственности за себя, за своих ближних, за священный дар жизни, за все творение Божие. Весьма значимым представляется мне стремление кинофорума „Золотой Витязь“ на протяжении многих лет своего существования следовать однажды провозглашенному девизу: „За нравственные идеалы, за возвышение души человека“, противостоять пропаганде культа жестокости и насилия, нравственной распущенности и вседозволенности. Убежден: только гармоничное сочетание духовного и материального, земного и небесного позволит нам преодолеть все временные трудности и реально изменить экологическую обстановку в мире», — отмечает Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Надеюсь, что обо всех этих проблемах вы будете говорить не только образным языком кинематографа, но и на конференции „Экология души и природы — спасение человечества“, которая пройдет в рамках кинофорума. Крепости сил, терпения, вдохновения и успехов во всех благих делах и начинаниях от души желаю каждому из вас на месте вашего служения. Божие благословение да пребывает со всеми вами!» — говорится в приветствии Святейшего Патриарха Кирилла.
Отметим, что I Международный Кинофорум экологических фильмов «Золотой Витязь» пройдет с 30 июля по 3 августа в Москве, в Доме Кино. Соорганизаторами Кинофорума являются МКФ «Золотой Витязь», Министерство природных ресурсов и экологии, Союз кинематографистов, сообщает пресс-служба фестиваля. Подобный форум пройдёт впервые в Москве и состоится при поддержке Правительства Москвы и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Организационный партнер — Всемирный Фонд дикой природы (WWF).
Среди почётных попечителей МКФ «Золотой Витязь» — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Полномочный Представитель Президента России в Центральном Федеральном Округе Г. С.Полтавченко и Председатель Союза Кинематографистов России Н.С.Михалков. Возглавит жюри фестиваля создатель и бессменный Президент МКФ «Золотой Витязь» Н.П.Бурляев.
Цель предстоящего экологического Кинофорума — консолидация сил деятелей кинематографа, телевидения, представителей СМИ и ведущих экологов России. В конкурсной программе I МКФ экологических фильмов «Золотой Витязь» примут участие около 40 документальных фильмов из 14 стран мира, посвящённых актуальным проблемам выживания человека и планеты, и соответствующих девизу МКФ «Золотой Витязь»: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».
Во внеконкурсной программе пройдет показ игровых и анимационных фильмов на экологическую тематику. Кроме того, пройдет ретроспектива фильмов Натальи Бондарчук («Живая радуга», «Детство Бэмби», «Юность Бэмби»), Аркадия Морозова, Антона Васильева, кинофильмов студии «Отечество».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Иринарха Соловецкого
Новый игумен много сделал для укрепления обители. Он обновил весь монастырь и создал его укрепления, благодаря которым монастырь мог оказать сопротивление английскому флоту в 1854 г. При преподобном Иринархе была сооружена каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Для борьбы с воинственными шведами прп. Иринарх содержал на свой счет небольшое войско. Царь Михаил Феодорович лично знал преподобного и очень почитал его.
Заботясь о внешней безопасности обители, преподобный Иринарх много внимания уделял и внутреннему, духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, постоянно погруженный в богомыслие, он ревновал о поддержании в иноках истинно монашеского духа. Под духовным руководством преподобного в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар, друг и сподвижник преподобного Иринарха, основал скит на Анзерском острове.
В царской грамоте Соловецкому монастырю 1621 года инокам повелевалось «жить по правилам Святых отцов., в полном послушании у игумена (Иринарха) и старцев».
Последние два года жизни преподобный провел в подвиге безмолвной молитвы. Преставился святой 17 июля 1628 года. По своей кончине прп. Иринарх не раз являлся жителям сурового Севера, оказывая им небесную помощь.
Русская линия
Диакон Владимир Василик: Современный алкоголизм имеет демонический характер
Клирик Русской Православной Церкви убежден, что Россия преодолеет алкоголизм, если вернется к своим православным истокам
Согласно опросу ВЦИОМ, данные которого опубликованы на официальном сайте агентства, с той или иной частотой употребляют алкогольные напитки 74% россиян (в 1996 году — 77%). Спустя 13 лет больше стало тех, кто выпивает несколько раз в неделю (8% против 5%). Этот показатель наиболее высок в малых городах (44%) и среди 18−24-летних (12%). 23% употребляют алкоголь два-три раза в месяц, 18% – раз в месяц, 25% – реже, чем раз в месяц (в 1996 году — 29%). Каждый четвертый россиянин вообще не употребляет алкогольных напитков (24%) — в основном это жители столиц и средних городов (26% и 27% соответственно), а также респонденты старше 60 лет (47%).
Наблюдаются различия в частоте употребления алкоголя между мужчинами и женщинами. Так, не реже, чем несколько раз в месяц выпивают 45% мужчин и только 18% женщин. Женщины, напротив, более склонны сообщать, что употребляют алкоголь реже, чем раз в месяц (31% против 18% среди мужчин). Наконец, доля непьющих респондентов среди женщин вдвое выше, чем среди мужчин (31% против 16% соответственно).
По сравнению с 2005 годом, вдвое снизилась доля россиян, признающих необходимость и эффективность антиалкогольной кампании времен перестройки (с 15% до 8%). Такое мнение характерно, главным образом, для южан (14%). Как и прежде, каждый третий считает, что идея была правильная, но допускались перегибы и ошибки (33%), чаще об этом заявляют жители Северо-Западного (39%), Сибирского (40%) и Дальневосточного округов (42%). Каждый десятый (11%) неудачу хорошо задуманной кампании объясняет напором противников, больше всего таких респондентов на Урале и Дальнем Востоке (17% и 15% соответственно). Наконец, за четыре года снизилась доля тех, кто считает антиалкогольную кампанию времен перестройки изначально ошибочной (с 37% до 32%) — в основном это жители Северо-Западного округа (42%).
Хотя россияне, как и прежде, склонны считать, что по сравнению с эпохой Горбачева, люди стали пить больше, спустя четыре года респонденты стали сообщать об этом реже (55% против 61% в 2005 году). В том, что россияне стали употреблять больше алкоголя, уверены, как правило, жители Дальнего Востока (78%), женщины (59%), пожилые и малообеспеченные (по 63%). Каждый третий полагает, что ситуация не изменилась — чаще это уральцы (46%), мужчины (34%) и материально обеспеченные (36%). В меньшинстве те, кто уверен, что россияне стали пить меньше (7%). К такому мнению наиболее склонны жители Центрального округа (11%) и южане (12%) и мужчины (9%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18−19 июля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
«Мне кажется, что в общем размере пить стали, конечно, больше, чем пили в конце застоя и тем более в горбачевскую перестройку, — высказал свое мнение диакон Владимир Василик. — Но всё-таки мне кажется, что пить стали меньше, чем в начале 90-х. Я помню жуткий случай, когда праздновался День Независимости в 1994 году, я ехал на дачу, а у колеи дороги лежали через каждые 20 метров пьяные люди».
«На самом деле изменилась структура потребления алкоголя. Деревня сейчас спивается, и спивается в черную, страшно. Можно говорить о гибели целых деревень на почве алкоголизма. И то, что спиваются не только мужчины, но и женщины, — это еще страшнее. В городе по сравнению с началом 90-х стали пить меньше, но страшно то, что увеличилась потребление легких алкогольных напитков: пива, всяких низкопробных джин-тоников. А через это в алкогольную зависимость втягивается молодежь и подростки, и в дальнейшем они переходят на более тяжелые напитки», — отмечает отец Владимир.
«Мне кажется, что все-таки этот порок преодолим. Его корни очень и очень глубоки, они тянутся в языческие глубины. Потребление алкоголя во многих культурах воспринималось как культовое действо. В славянском язычестве питие было связано с культом, с жертвами и можно говорить о демоническом характере языческого алкоголизма. Также можно говорить о демоническом характере современного алкоголизма как о некой безбожной одержимости. Об этом хорошо говорил старец Ефрем, который пребывал на Афоне, а потом переехал в Америку, что алкоголизм есть некий вид демонической одержимости. У него очень глубокие духовные корни, связанные с погружением в мир нереального, виртуального, в мир пьяных мечтаний. Почему человек напивается? Потому что он, с одной стороны, желает от реальности отключиться, а, с другой стороны, в этой пьяной реальности желает возвыситься. Один обманывается во власти, другой — в творчестве, а у кого этого ничего нет, тот предпочитает обманываться в алкогольных парах. Другой исток алкоголизма — это желание снять стресс. Жизнь становится все более быстрой, плотной, эмоционально насыщенной и более беспощадной», — подчеркнул он.
«Как бороться со столь мощными истоками алкоголизации русского народа? Можно бороться только одним способом — христианской жизнью. Потому что если в человеке нет вакуума, куда можно влить алкоголь, то тогда даже моря водки и пива ему не страшны. Если человеку некогда и незачем пить, то тогда алкоголь побежден. Если он наполнен Духом Святым, как сказал Апостол Павел: „не упивайтеся вином, в нем же есть блуд: но паче исполняйтеся Духом“ (Еф. 4, 18, 19). Вот ключевой рецепт преодоления алкоголизма. Россия преодолеет алкоголизм, если вернется к своим православным истокам и корням. Ведь в начале XX века в преодолении алкоголизма произошел целый ряд чудес. А именно — образовывалось столько замечательных братств, одно из которых трезвенническое Александро-Невское братство. А когда в 1914 году был объявлен сухой закон, то сухой закон все соблюдали, и пьянство не было массовым явлением. Сухой закон в России в то время, в отличие от Америки, не производил столь тягостных и печальных последствий. Народ споили временщики и большевики, во-первых, отменой сухого закона в 1917 году, во-вторых, морями разливанными алкоголя в гражданскую войну, и наконец, этими несчастными фронтовыми 100 грамм во время Великой Отечественной войны. Для сравнения стоит отметить, что в XIX веке перед Бородинской битвой солдаты отказывались брать традиционную чарку водки. А в XX веке — сто грамм и вперед. Понятно, что обезболивание, снятие стресса, страшная война, но все-таки разница в уровне духовной жизни ощущалась. Далее пошло-поехало, и на фоне хрущевского разгрома деревни новая алкогольная волна накрыла деревню», — отмечает отец Владимир.
«В эффективность антиалкогольных кампаний я не верю. Под предлогом кампании, Горбачев нанес тяжелый удар виноградарству и виноделию. В качестве такого известного паллиатива нынешней безумной алкогольной культуре, базирующейся на потреблении водки и пива, конечно, может быть умеренное потребление вина. Библейская культура потребления вина в известном смысле вошла у нас в традицию. Вино веселит сердце человека. Не стоит забывать и о благословении вина во время литии. Другое дело, что этот продукт требует трезвенности и умеренности. Но Горбачев бил по вину. Среди южных народов есть культура потребления вина. Хронических алкоголиков среди грузин почти нет, так как они адаптировались и научились пить с рассуждением. Конечно, тут есть климатические и антропологические причины. У нас климат северный, у нас искони вина недоступны. Сейчас ситуация меняется, но понятно, что культурным винопитием положения не спасешь. Нужна занятость, как духовная, так и материальная. Потому что многой злобе научила праздность. Нужны православные просветительные центры, нужно широкое православное просвещение для русского человека, прежде всего, для русского мужика. Нужно обретение смысла жизни, обретение системы координат, в которых спиртному нет места или только по праздникам в умеренном количестве», — считает клирик РПЦ.
«Пьют у нас от праздности, пьют от бесцельности, от непонимания своей цели в жизни, ее смысла и координат. И чем больше будет в людях веры, чем больше будет смысла в их головах, тем меньше они потянутся к бутылке. Поэтому нужна не одноактная кампания, нужна целая система воспитательных мер, нужна продуманная антиалкогольная политика. Нужна продуманная ценовая политика и политика доступности алкоголя. Сейчас алкоголь доступен даже десятилетним мальчишкам. Нужна система очень жестких штрафов за продажу спиртного несовершеннолетним. Нужны очень жесткие ограничения на продажу слабоалкогольных напитков и пива молодым людям желательно до 18 лет. Алкоголь не должен быть слишком дорогим, потому что это может вызвать социальные конфликты, он должен быть таким, чтобы человек сто раз подумал, прежде чем разориться на бутылку. Должна быть введена государственная монополия на продажу алкогольной продукции. Если уж пьют, то пусть эти деньги идут не теневикам, а государству на социальные нужды. Нужно планомерное оздоровление общества. Православным нужно показывать пример трезвости», — заключил диакон Владимир Василик.
Русская линия
Валентин Семенов: «Нашему городу придется пережить еще одно унижение»
Петербургский социолог возмущен предстоящим концертом каббалистки «Мадонны» на Дворцовой площади
«Ох..енно! Это Мадонна! Я надеюсь увидеть вас 2 августа на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Не пропустите!», — восклицает певица «Мадонна» в рекламном ролике своего грядущего концерта в Санкт-Петербурге. Подобное приветствие, содержащее нецензурные выражение, вызвало возмущение у депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, которые на своем последнем заседании 3 июля приняли запрос губернатору города Валентине Матвиенко с предложением подать иск в суд на «Мадонну» за то, что она в своем приветствии к петербуржцам использовала нецензурные выражения. По мнению петербургских парламентариев, «Мадонна» нанесла вред деловой репутации Северной столицы, используя ненормативную лексику в этом рекламном ролике.
Как сообщает Фонтанка.ru, депутат Законодательного Собрания Петербурга Алексей Ковалев получил ответ на свой запрос от имени вице-губернатора города Юрия Молчанова. В документе говорится, что своим приветствием «Oх..енно!» Мадонна не подрывает деловую репутацию Петербурга. В суд от имени городской власти на нее подавать не за что, но доходами от концерта — в размере арендной платы за участок Дворцовой площади, который окажется закрытым в этот день для общественности — певице предложат поделиться. Депутат отметил, что в принципе правоту его позиции в Смольном признали, но в итоге бюджет все равно получит от концерта копейки, в то время как по существующему законодательству мог бы забрать себе все доходы от концерта, а Мадонну пустить по миру. Администрация Петербурга не нашла юридических оснований, для того чтобы подать в суд на «Мадонну» за использование ею нецензурной лексики в приветствии к петербургским поклонникам. В ответе за подписью вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова на запрос депутата ЗакСа Алексея Ковалева отмечается, что сей факт «вызывает сожаление», но разбираться с использованием в ролике бранных слов в лучшем случае должно Управление федеральной антимонопольной службы по Петербургу, поскольку запрет на использование подобных выражений содержится в статье 5 федерального закона «О рекламе». «Никаких высказываний непосредственно в адрес Санкт-Петербурга в рекламном ролике не содержится», — подчеркивается в документе, поэтому, считают в Смольном, честь и достоинство города не задеты.
«Эта непотребная девица, — продолжает свой комментарий Валентин Семенов, — теперь уже не такая молодая, этот светоч масс- и поп-культуры, которая кощунственно присвоила себе имя Мадонны, то есть Богоматери, которая демонстрирует всевозможные распятия на своих концертах, ведет абсолютно аморальный образ жизни, теперь будет упражняться на главной площади города Святого Петра. Для всех христиан ее концерт в нашем городе — это унижение и абсолютное пренебрежение нашими чувствами. Кощунственно проводить ее концерт на этой святой площади, на которой стоит ангел с крестом, рядом с Эрмитажем и со всеми высшими культурными ценностями. К сожалению, мы живем в таком мире, где господствует убогая поп-культура, где все сводится к акробатике, где демонстрируется сверхсексуальность и агрессия, — и это все теперь выльется на нас».
«Возмутительно то, что эта певичка использовала в своем обращении к петербуржцам русский мат. Признаюсь, я поражен тем, что наши власти и наши культурные деятели допускают ее концерт на Дворцовой площади. Наша культура итак упала ниже плинтуса, но все равно мы продолжаем себя унижать и унижать. Поляки и то протестуют против ее концертов, потому что они католики, и для них Богоматерь — самый высший христианский авторитет. Мы живем в мире, где все ценности опрокинуты и перевернуты, и то, что порядочные люди не должны смотреть и слушать, для нас становится мега- и суперсобытием. Не сотвори себе кумира! А у нас кумиры творятся теперь из отходов. Порядочные люди не должны таких на порог пускать, а не то чтобы смотреть их и слушать. Весь этот культ сатанизма фактически будет звучать под ангелом с крестом на Дворцовой площади. Это очередное поругание города, очередное надругательство над чувствами христиан и всех по-настоящему культурных людей», — заключил Валентин Семенов.
Русская линия
Валерий Андреев: «АвтоВАЗ» похож на чемодан без ручки
Профессор Санкт-Петербургского института машиностроения предложил ввести на предприятии «неофициальное военное положение»
Представители федерации профсоюзов Самарской области 30 июля на совещании у полпреда Президента России в Приволжском федеральном округе Григория Рапоты намерены просить полпредство изучить ситуацию, складывающуюся на ОАО «АвтоВАЗ», сообщает «Интерфакс». «Мы будем просить, чтобы оперативная группа при полпреде занялась этим вопросом. Пусть они приедут, посмотрят на ситуации сами, посмотрят бумаги, встретятся с менеджментом завода, с народом, с профсоюзами», — сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье» председатель самарской федерации профсоюзов Евгений Егоров. Он выразил надежду, что представители полпредства смогут дать объективную картину происходящего на «АвтоВАЗе».
По его словам, «поработав здесь неделю, группа сможет представить полпреду истинную картину складывающейся ситуации». «АвтоВАЗ — это самая на сегодняшний момент взрывоопасная точка российской промышленности», — подчеркнул Е.Егоров. Он отметил, что пока не располагает никакой информацией о возможных увольнениях на предприятии, но считает, что «народ этого просто не выдержит». Совещание профсоюзных организаций в приволжском полпредстве пройдет в четверг в Нижнем Новгороде. В нем примут участие представители профсоюзов 14 регионов.
Как ранее сообщалось, конвейер ОАО «АвтоВАЗ» в августе работать не будет. Это связано с необходимостью сократить количество автомобилей, скопившихся в настоящее время на скаладах, для пополнения оборотных средств. Также с сентября по февраль планируется перевести предприятие на сокращенную вдвое рабочую неделю, что приведет к двукратному сокращению заработной платы работников завода. Конвейер при этом должен будет работать в две смены. Напомним, что в минувший вторник в правительстве Самарской области прошло совещание руководителей предприятия, региональных властей и поставщиков, где обсуждались антикризисные меры, принимаемые на предприятии. После совещания сразу несколько источников, присутствовавших на заседании, сообщили, что руководство завода не исключает возможность увольнения 27 тыс. 691 сотрудника. Однако, пресс-служба «АвтоВАЗа» опровергла эту информацию.
Согласно опубликованным данным, продажи «АвтоВАЗа» упали в I полугодии на 44% при общем падении рынка на 49%, составив 179 тыс. 870 штук. На начало июля складские запасы завода насчитывали 80 тыс. автомобилей, притом, что в июне продажи автомобилей «Lada» составили 28 тыс. 851 штуку.
По сообщению ИА Ladaonline, Мэрия города Тольятти одобрила заявку независимого профсоюза «АвтоВАЗа» на проведение митинга. В мэрии сообщили, что «заявка, поданная в соответствии с законодательством, одобрена мэрией, проведению митинга ничто не должно препятствовать». Акция протеста намечена на 6 августа. Рабочие завода планируют собраться на площади перед дворцом культуры и техники ОАО «АвтоВАЗ» чтобы выразить своё недовольство политикой руководства предприятия.
По словам профессора Андреева, «чтобы „АвтоВАЗ“ модернизировать, нужны большие капиталовложения, нужно уволить половину работников и нанять новых, нужно распустить персонал среднего звена, который уже весь изленился. Работать так, как работают на „АвтоВАЗе“, нельзя. Руководство „АвтоВАЗа“ хапало и воровало, впрочем, как во многих местах. Причем этим занимались все: от самого верха до последнего рабочего. Это была одна компания». «Когда населению стало немного легче, когда появились дешевые иномарки, в том числе и поддержанные, ситуация на „АвтоВАЗе“ усугубилась. Постепенно стал сокращаться объем продаж машин, выпускаемых „АвтоВАЗом“. Конечно, вряд ли дадут обанкротить „АвтоВАЗ“, потому что он фактически является градообразующем предприятием. Совершенно ясно, что будет сокращение рабочих мест», — считает эксперт.
«Ситуация на „АвтоВАЗе“ не аналогична ситуации в Пикалево. Вспомним, что в Пикалево было три завода, связанных технологической цепочкой. Один из этих заводов, принадлежащий Дерипаске, был вырван из этой технологической цепочки. Дерипаска решил производить цемент, ему не хотелось производить промежуточную продукцию для остальных двух заводов. В итоге Дерипаска не смог организовать собственное производство, да и остальные два завода встали в связи с разрывом технологической цепочки. Все три завода встали, ситуация в Пикалево достигла предельного напряжения. На „АвтоВАЗе“ несколько иная ситуация. Здесь технологический процесс замкнут», — отметил экономист.
«На складах „АвтоВАЗа“ скопилось несколько тысяч машин, которые никто не хочет покупать. Что будет дальше? Ясное дело, сокращения неизбежны. В Пикалево все было проще: достаточно было „цыкнуть“ на Дерипаску, заставить его восстановить технологическую цепочку и выплатить рабочим зарплату. Технологическая цепочка была восстановлена, и заводы заработали. Напротив, ситуация на „АвтоВАЗе“ совершенно тупиковая. Ситуация на „АвтоВАЗе“ несоизмеримо сложнее ситуации в Пикалево. На „АвтоВАЗе“, насколько мне известно, сложилась совершенно неуправляемая система, каждый имеет свое дело, каждый норовит создать свое ООО, которое наживается за счет „АвтоВАЗа“. Это, естественно, сказывается на себестоимости продукции „АвтоВАЗа“. Кроме того, там числится много людей, которые ничего не делают, а только бездельничают. На „АвтоВАЗе“ необходимо организовать нормальную систему, но, похоже, что никто этого не может, а, скорее всего, не хочет. Потому что все находятся в доле, паразитируя на потребителях. Поэтому неудивительно, что машины, выпускаемые „АвтоВАЗом“ в таких условиях, стоят дорого, да и их исполнение оставляет желать лучшего. Надо признать, что „АвтоВАЗ“ производит плохие машины, да еще и дорогие», — констатирует профессор Санкт-Петербургского института машиностроения.
«„АвтоВАЗ“ невозможно перепрофилировать, он является специализированным предприятием по производству автомобилей, ничего, кроме автомобилей, он производить не может. Конечно, можно взорвать его, вывести весь мусор и на его месте построить новый завод. Это небыстрое дело, даже при больших капиталовложений потребуется 2−3 года при интенсивном труде. Только кто этим будет заниматься? Кто будет в это дело вкладывать огромные деньги?», — задается вопросом эксперт.
«Ситуация в Пикалево была ясной, надо было всего лишь восстановить технологическую цепочку. Ситуация же на „АвтоВАЗе“ показала дохлость нашего автопрома, который гниет уже лет тридцать. Это глобальная ситуация. Поэтому трудно сказать, что делать с „АвтоВАЗом“. „АвтоВАЗ“ похож на чемодан без ручки, который нести тяжело и бросить жалко. Наверное, „АвтоВАЗ“ надо попытаться возродить, но для этого нужна команда людей, способных это сделать. В свое время пытались реанимировать „АвтоВАЗ“, ребята из оборонки приезжали туда, но ничего не смогли сделать, так как там все было схвачено мафией. Чтобы возродить „АвтоВАЗ“ необходимы колоссальные усилия, может даже стоит ввести неофициальное военное положение, всех взять зашиворот, всех трясти, потому что кто-то ворует, кто-то продает, а кто-то сидит и делает вид, что все работают. Вот такая картина на „АвтоВАЗе“. Поэтому, что делать в такой ситуации, я не знаю», — признался Валерий Андреев.
Русская линия
Михаил Погребинский: Российские власти подыграли украинским радикалам
Украинский эксперт не считает, что разразившийся дипломатический скандал между Россией и Украиной связан с визитом Патриарха Кирилла
В сообщении говорится, что 29 июля посол Украины в России Константин Грищенко был вызван в МИД, где ему было сделано представление в связи с действиями в отношении российских дипломатов, которые Москва расценивает как недружественные.
При этом подчеркивается, что хотя решение украинских властей в отношении генерального консула в Одессе Александра Грачева было «приостановлено», оно является антироссийским и провокационным. Пресс-служба МИД РФ уточняет, что решение в отношении генконсула Украины в Петербурге также будет приостановлено на основе действующего в дипломатических отношениях принципа взаимности. Отметим, что украинское представительство в Петербурге возглавляет Наталия Прокопович.
28 июля территорию Украины покинул российский дипломат Владимир Лысенко. Ему предложили уехать из страны еще 23 июля. Официальных объяснений по этому поводу не последовало, но журналисты связывали этот шаг Киева с задержаниями колонн с российскими ракетами в дни репетиции парада в Севастополе.
26 июля в СМИ появились сообщения из неофициальных источников, в которых говорилось, что украинские власти попросили также прекратить миссию генконсула в Одессе. Закрытия генерального консульства от Киева требовали активисты националистического объединения «Свобода».
Дипломатический скандал по времени совпал с визитом на Украину Святейшего Патриарха Кирилла, что наталкивает на определенные размышления касательно провокационного характера этой акции со стороны украинских властей. Мы обратились с просьбой прокомментировать ситуацию известного украинского политолога, директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского .
«Я не думаю, что этот скандал связан с визитом Святейшего Патриарха Кирилла на Украину, — считает политолог. — Скорее всего, это следы деятельности уходящей команды Виктора Ющенко. За оставшееся время они пытаются создать максимум проблем и неприятностей в российско-украинских отношениях для того, чтобы новому украинскому руководству было сложно вернуться к нормальному формату отношений с Россией. Тут для них все средства хороши».
По словам М. Погребинского, российская сторона, отреагировав на эту провокацию, в некотором смысле подыграла украинским радикалам. «Комментарий МИДа последовал тогда, когда высылка российских дипломатов только готовилась. Официально высылки не было, но уже был ответ Лаврова на утечку информации, — сказал он. — Украинские радикалы из окружения Ющенко хотели скандала — они его получили».
«Пастырский визит Патриарха Кирилла и эти российско-украинские дипломатически неувязки совсем не сопоставимы по масштабу и значимости. События, подобного приезду Святейшего Патриарха, не было за все годы независимости Украины, когда из России приехал столь авторитетный человек, демонстрирующий свою духовную силу и интеллектуальное превосходство, причем приехал не в чужую страну к чужим людям, а как добрый пастырь. Масштаб этого события до сих пор не оценен в полной мере», — заключил Михаил Погребинский.
Русская линия
Кинематографисты и экологи объединились для спасения человечества
Основной мыслью доклада Президента МКФ «Золотой Витязь», народного артиста России Николай Бурляева был призыв к осознанию того, что забота об окружающей среде, о природе начинается с «экологии души», с воспитания нравственности. «Об экологии окружающей среды говорится и пишется достаточно много. И на нашем Кинофоруме мы покажем несколько десятков фильмов посвящённых этой кричащей проблеме. Но мы решили поставить во главу угла экологию души. Возродим бессмертную душу человека — спасём и экологию окружающей нас среды», – подчеркнул Бурляев.
Выход из духовного и экологического кризиса Николай Петрович видит в «смене планетарной идеи». «Мир „потребителей“, ожесточённо борющихся за свои „права“, должен преобразиться в мир самоограничивающихся личностей, исполненных чувства долга, обязанности, жертвы. Должна восторжествовать вечная, временно преданная забвению, истина нравственного закона, сопряжённого с вечной идеей долга и жертвы», — подчеркнул Президент МКФ «Золотой Витязь». «России необходимо кардинальное изменение культурной политики, — заключил Н.П. Бурляев. — О путях выхода из духовного кризиса было внятно сказано в недавно опубликованном «Манифесте кинематографистов».
В продолжение темы известный политолог Сергей Кургинян напомнил об ответственности художника за свое творчество. «Благодаря многим таким «творцам», на нашей территории образуется интеллектуальный провал. Борьба за культурную, информационную среду обитания человека также важна и правомочна, как и борьба за свою природную, экологическую среду обитания», — заявил политолог.
В свою очередь, известный русский писатель Владимир Крупин продолжил разговор о «первичности души в борьбе за природу», о важности «славянской идеи для России, идей нестяжательства и самоограничения». Между тем, «демократия и рынок увеличили количество убийств, абортов, наркоманов, уменьшилось при них только рождаемость».
В своей речи кинорежиссер Наталья Бондарчук рассказала о поездке на Селигер, где демонстрировали ее фильм-лауреат МКФ «Золотой Витязь» — «Гоголь. Ближайший». Реакция семи тысяч молодых людей на этот фильм дает веру в будущее России. Залогом этого является «русская культура, которую очень трудно уничтожить».
Дирижер, руководитель Государственного Академического оркестра «Баян» Анатолий Иванович Полетаев отметил важность музыки, музыкального творчества в процессе образования и воспитания. «Музыка — это не звуковая среда, это интеллект и в первую очередь — душа», — отметил Полетаев. Кроме того, он предложил запретить «рекламу порока во всех ее видах. «Невозможно запретить сами пороки, но надо запретить их рекламу», — подчеркнул известный дирижер.
Тему воспитания души затронул в своем докладе доктор медицинских наук Владимир Филиппович Базарный, по методике которого действуют в России 3000 школ. Главный вопрос, который сейчас стоит перед учителями, по словам Базарного, это вопрос «расчеловечивания наших детей».
Президент благотворительного фонда «ЭкоГрад» Николай Михайлович Караваев рассказал о практических шагах его организации для сохранения природы, для возрождения духовности нашей страны. В частности, он поведал о создании экологических поселений. «Причем, это не коттеджные поселки, а производственно-жилые поселения на территории сельских поселений», — отметил Караваев.
Представители Российской Академии Наук дали подробный анализ состояния экологии по следующим темам: «Проблема свалок твердых бытовых и промышленных отходов в России», «Проблема утилизации отходов сельскохозяйственных предприятий», «Генно-модифицированные организмы и их влияние на экологию».
Системный аналитик Центра анализа интернет-ресурсов, консультант фонда «Дружественный Рунет» Александр Германович Шаров описал шаги, которые предпринимаются в борьбе за «чистый интернет».
Академик РАЕН, член Союза писателей России Олег Сергеевич Хабаров подробно рассказал о проблемах, которые стоят перед российскими экологами в настоящее время. По его словам, «техносфера пожирает биосферу», и на сегодняшний момент «решения этой проблемы нет. Глубинные противоречия научно-технического прогресса и жизнью цивилизации на данный момент становятся неизбежны». После чего ученый высказал надежду на то, что нынешняя конференция станет толчком к решению этих противоречий.
Настоятель Храма Рождества Богородицы в Ивановской области протоиерей Виктор Салтыков рассказал о важности кинематографа в освещении глобальных проблем, которые стоят перед сегодняшним обществом.
Кроме того, на конференции со своими тезисами выступили: вице-президент МКФ «Золотой Витязь», кинодраматург Маргарит Николов (Болгария), кинорежиссер, член Международной ассоциации журналистов-экологов (при «Юнеско») Антон Сергеевич Васильев, доктор биологических наук, кандидат химических наук Станислав Валентинович Зенин, заместитель генерального директора ОАО «ДИОД» Иван Сергеевич Решетников, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Светлана Анатольевна Долматова, сотрудник Пущинской радиоастрономической обсерватории Владимир Николаевич Злобин, специалист по связям с общественностью фонда «Экология и мир» Тамила Кандаурова.
Подводя итоги конференции, Президент МКФ «Золотой Витязь» Николай Бурляев привел слова одного сербского полководца: «Нам нет спасения, мы победим». «Так и мы, кинематографисты, уже переступили последнюю черту. Необходимо призывать, уводить своих зрителей, молодежь не в пропасть, не в ад, а в «горний мир», к свету», — заявил Николай Бурляев.
По итогам конференции готовится официальный документ, который будет направлен руководству нашей страны, правительствам стран мира, в ООН и ЮНЕСКО.
Русская линия
Прямой эфир со Святейшим Патриархом Кириллом посмотрела почти треть телезрителей Украины
Показатели программы не только превышают среднеслотовые показатели телеканала «Интер» (средние рейтинг, доля программы «Судебные дела» в 18:15 — 4,1%, 20,0%, т, с «Две стороны одной Анны» в 19:00 — 6,3%, 24,7%), но также и цифры слота на других основных каналах украинского телевидения.
Кроме того, показатели Прямого эфира с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом сопоставимы с показателями наиболее успешных спецвыпусков политического шоу «Свобода на Интере» с участием первых лиц страны.
Также 28 июля в 09.30 на «Интере» прошла прямая трансляция Патриаршей Божественной литургии на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. Показатели эфира: доля — 22,2%, рейтинг — 1,85% (аудитория «18+», города 50 тыс.+).
В понедельник, 27 июля, в 09.00 на «Интере» прошла трансляция первого богослужения Святейшего Патриарха Кирилла, которое он провел на Украине — молебна у памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Доля трансляции составила 22,2%, рейтинг — 1,8%. Показатели трансляции Патриаршего молебна на «Интере» были наивысшими среди показателей всех религиозных программ на украинском телевидении в 2009 году и значительно превзошли показатели праздничных богослужений, которые традиционно транслирует «Первый Национальный» канал.
Так, средние показатели прямых эфиров Рождественских богослужений 6.01.09 на Первом Национальном составили: рейтинг — 1,1%, доля — 3,6%, Пасхальные богослужения 18−19.04.09 прошли со средним рейтингом 0,7% и долей 5,1%.
Доля трансляции Патриаршего молебна на Владимирской горке превысила средние показатели программ, которые обычно выходят в этом слоте на «Интере» и значительно превысила показатели других телеканалов в данном слоте.
Телеканал «Интер» стал главным информационным партнером визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Впервые в истории украинского телевидения «Интер» предоставляет своим телезрителям возможность увидеть все наиболее значимые события в рамках пребывания Патриарха Кирилла на Украине.
Русская линия
Русская община Крыма приветствует визит Патриарха Кирилла на Украину
«Но Патриарх приехал не как гость, здесь его паства, а паствой церковной являются все крещенные православные люди вне зависимости от их национальности, политической ориентации, понимания истории, цвета паспорта и названия государства, в котором они проживают. Он отец для всех тех, кто принадлежит Русской Православной Церкви, входящей в единую юрисдикцию. Все православные люди и церковные приходы в Украине подчиняются Патриарху Московскому и всея Руси. К сожалению, православие в Украине в настоящее время переживает раскол. Стараниями официального Киева образована так называемая Украинская православная церковь Киевского патриархата, которую возглавил бывший священник, отлученный от церкви, извергнутый из сана, лишенный всех степеней священства Михаил Денисенко (Филарет). Его сторонники, а также представители националистически настроенных партий и общественных организаций спровоцировали столкновение во время встречи Патриарха с прихожанами в Киеве на Владимирской горке, на священном для каждого православного человека месте, откуда началось крещение Руси», — говорится в документе.
«Президент Украины В. Ющенко во время встречи с Патриархом вновь поднял вопрос о признании раскольнической поместной Украинской Православной Церкви Киевского патриархата. Однако в выступлении патриарх Московский и всея Руси говорил о единстве и неделимости православия, о том, что поместная Православная Церковь в Украине уже давно существует и это Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Он заявил: „Я как Патриарх приложу все силы к тому, чтобы по милости Божьей преодолеть разделение“», — отмечается в заявлении.
«Русская община Крыма приветствует визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину, а также на благословенную землю Тавриды, где находятся духовные корни Русского православия, призывает всех русских, всех православных христиан достойно встретить Его Святейшество и не допустить провокаций со стороны националистов», — говорится в заявлении Русской общины Крыма.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл посетил Святогорскую Успенскую Лавру
Вместе со Святейшим Патриархом Кириллом в обитель прибыли митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и другие православные иерархи из России и Украины. В Святогорскую Лавру также прибыл лидер Партии регионов Виктор Янукович.
Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Успенском соборе — по случаю отмечаемого 30 июля дня Святогорской иконы Пресвятой Богородицы. По окончании Литургии в обители состоялся крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Божией Матери.
После окончания богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с Первосвятительским словом к верующим. «Я обращаюсь к вам, к тем, кто силой своей веры сохранил единство Церкви здесь, на Украинской земле. Низкий вам всем поклон и патриаршая благодарность от всей Русской Православной Церкви за ваше мужественное стояние в вере, за вашу верность Господу и Спасителю!» — сказал Святейший Патриарх, после чего низко поклонился народу.
Предстоятель долго не мог продолжить свое выступление, поскольку в течение нескольких минут тысячи людей в ответ скандировали: «Наш Патриарх — Кирилл».
Обращаясь к верующим, Его Святейшество далее сказал, что верит в исцеление национальной жизни Украины. Он сказал, что как Патриарх сделает все, чтобы народ Украины воссоединился, чтобы политические и национальные противоречия исчезли, а единая Церковь Христова вновь обрела силу и возможность принять в свои материнские объятия всех своих верных чад. «Мы будем просить Бога на коленях, чтобы Он милость Свою преклонил Украине, чтобы Он объединил Церковь, народ», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.
Русская линия
Присяжные вынесли обвинительный вердикт убийце дочери священника
По данным следствия, 7 февраля 2009 года в Петровский межрайонный следственный отдел обратились родители ученицы 4 класса средней школы города Благодарный с заявлением о пропаже дочери. Девочка 6 февраля, примерно в 16:00, отпросилась с уроков, но дома не появилась. Утром 8 февраля тело девочки с признаками сильного термического воздействия обнаружили в районе городского кладбища. Вечером того же дня был задержан ранее судимый местный житель Александр Сашков, 1959 года рождения, условно-досрочно освободившийся из мест лишения свободы. При задержании он оказал активное сопротивление сотрудникам милиции, отстреливаясь из пневматического пистолета. Он также отрицал свою причастность к совершенным преступлениям.
В ходе предварительного следствия было установлено, что А. Сашков заманил девочку к себе домой, связал, после чего изнасиловал и совершил с ней насильственные действия сексуального характера. Утром злоумышленник задушил девочку, а ее тело вывез на территорию городского кладбища, положил на бытовые отходы, облил бензином и поджег.
Срок наказания подсудимому определит Ставропольский краевой суд после проведения прений сторон.
Русская линия
В Казанском соборе помянут русских солдат и офицеров, погибших в Первой Мировой войне
Для России, после Отечественной войны 1812 года, Первая Мировая стала Второй Отечественной войною. Именно так называли Великую войну в России. Война, которая могла бы стать для нашей Родины победоносной, сделав её самой великой из когда-либо существовавших государств, обернулась настоящей катастрофой — потерей своей исторической государственности, что привело к революции и десяткам миллионов жертв, к потере территорий, к обнищанию и деградации народа, к утрате духовных и национальных ценностей. От всего этого наша страна не может «опомниться» до сих пор.
Но необходимо помнить, что Россия потерпела поражение не на полях сражений. Там мы побеждали и уже готовились к параду победы в Берлине. Россия потерпела поражение в тылу, вследствие предательства Родины «прогрессивной общественностью» и подрывной работы революционеров, получавших щедрое финансирование от врагов нашего Отечества. К сожалению, до сих пор города и села России обильно усыпаны именами и памятниками тем, кто в союзе с внешним врагом уничтожал историческую Россию.
Результатом Первой Мировой войны стало появление двух самых чудовищных за всю историю человечества режимов — советского в России (1917 г.) и национал-социалистического в Германии (1933 — 1945 гг.). Её продолжением стала Вторая Мировая война, ещё более ужасающая по своим жертвам и преступлениям.
В этот скорбный день организаторы памятного мероприятия приглашают всех жителей и гостей Санкт-Петербурга придти в Казанский Кафедральный собор и молитвенно почтить своих предков. Именно предков, т.к. в каждой российской семье, не зависимо от происхождения, национальности или вероисповедания были свои участники этой Великой, но, к сожалению, забытой за последние десятилетия, войны. Войны, ставшей единением нашего народа, его подвигом и его великой трагедией.
Вечная память воинам за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим!
Русская линия
Литва объявила Модеста Колерова персоной нон грата
Главред Regnum ехал в четверг в Вильнюс по приглашению газеты «Литовский курьер» на «круглый стол», посвященный российско-литовским отношениям. Его вышлют в Белоруссию в 15.00 по местному времени проходящим пассажирским поездом. Он въезжал в Литву по многократной шенгенской визе, выданной посольством Польши в России. В настоящее время на КПП Кена вместе с Колеровым находится заведующий консульским отделом российского посольства Александр Пикалев.
Напомним, Модест Колеров служил во многих местах: он был редактором в издательстве «Прогресс» и журнале «Вопросы философии», был сотрудником Института национальных проблем образования, завотделом изучения и публикации документов Госархива, обозревателем отдела «Искусство» в газете «Сегодня». С 1994 по 1996 годы Колеров работал замруководителя службы информации программы «Деловая Россия» на РТР. В июне 1999 года он возглавил информагентство «Русика-известия», участвовал в создании множества информационных интернет-проектов (Rusoil.ru, Polit.ru, Regions.ru, Rbn.ru, ABC. enter, «ВолгаИнформ», NEWSpb, Knews, «СеверИнформ» и др.), большинство из которых им позже было продано новым владельцам. Параллельно с этим с 1999 по 2002 годы Колеров успел побывать советником у тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, советником президента Чувашии Николая Федорова и советником губернатора Красноярского края Александра Лебедя. А в августе 2002 года он стал главным редактором издания Regnum. В марте же 2005 года Колеров был приглашен в администрацию Президента. В течение двух с лишним лет он занимал пост начальника управления администрации Президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. После ухода с этой должности в октябре 2007 года он стал председателем союза «Свободная Россия».
Русская линия
Новое правительство Болгарии впервые принесло присягу в присутствии Патриарха Болгарского Максима
После церемонии передачи полномочий и принесения присяги новый премьер-министр Болгарии Бойко Борисов со словами «Бог с нами!» выразил оптимизм по поводу предстоящей работы и пожелал успеха своим министрам. По просьбе нового премьер-министра также состоялись освящение его рабочего кабинета и молебен о здравии и успешной работе членов кабинета министров, которые по благословению Святейшего Патриарха Максима совершил его викарий епископ Знепольский Иоанн.
Русская линия
К униформе британских полицейских добавился хиджаб
Русская линия
Леонид Грач: «Этот архипастырский визит уже вошел в современную историю международных отношений»
Русская линия
Вирусом свиного гриппа за год могут заразиться более трети населения Земли
«Как показывает опыт предыдущих пандемий, за годовой период заболевают примерно треть населения или даже больше», — сказал он в интервью японскому агентству Киодо, добавив, что более точную оценку пока дать невозможно. «В конечном счете число зараженных в странах, скорее всего, будет разным, однако я не думаю, что имеет значение, сколько людей будут инфицированы — 20, 30 или 40 проц, — продолжал представитель ВОЗ. — В любом случае это очень большие цифры, которые просто говорят нам о том, что речь идет о пандемии, и что нам нужно ожидать увеличения числа заболевших».
Русская линия