Русская линия
Русская линия Александр Рудаков01.07.2009 

Александр Рудаков: Занимаясь социальными вопросами, Церковь обращается к святоотеческому преданию
Координатор инициативы «Декалог-XXI» прокомментировал Обращение епископа Аристарха к руководителям предприятий и организаций Кузбасса

Александр Рудаков«С этим можно только согласиться, это действительно так и даже более того, тут уместно вспомнить слова из послания апостола Иакова гл. V ст. 4 „Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа“, в данном отрывке этот момент раскрывается напрямую. Невыплата зарплаты работнику здесь приравнивается ко греху, который имеет не только личностное, но и некоторое эсхатологическое значение, если учесть тот текст, который идет дальше. Здесь идет явная перекличка с темой, которая есть у Иоанна Богослова в Апокалипсисе. Поэтому конечно очень хорошо, что такие слова прозвучали, хорошо, что Церковь затронула социальные вопросы, связанные с темой социальной справедливости», — заявил в интервью «Русской линии» координатор инициативы «Декалог-XXI» Александр Рудаков, комментируя Обращение епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха к руководителям предприятий и организаций Кузбасса, в котором невыплата зарплаты работникам и эксплуатация трудящихся называются грехом.

«В принципе так оно и должно быть, потому что отцы Церкви, такие как святители Василий Великий и Иоанн Златоуст в своих проповедях, в письмах постоянно поднимали эту тему. Тема социального неравенства, социальной несправедливости, социальной ответственности богатых перед бедными, работодателей перед работником звучала в их трудах очень остро», — отмечает он.

«Но, я думаю, что те работодатели, которые принадлежат к числу неверующих, — продолжил координатор инициативы „Декалог-XXI“, — не воспринимают задержку зарплаты работникам как грех просто в силу того, что для них не существует понятие греха. Но тот факт, что иерарх Русской Православной Церкви поднимает эту тему, может стать для них моментом психологического воздействия. Сложнее обстоит дело с теми работодателями, которые являются верующими людьми. Потому что по логике здесь должно присутствовать однозначное восприятие удержания заработка, который причитается работнику, как греха. Но, увы, такое понимание встречается не всегда. Это связанно с тем, что состоятельные граждане, с точки зрения пастырской работы, также являются проблемной категорией. Эта категория требует повышенного пастырского внимания и духовного врачевания различных духовных болезней, которые порождены теми возможностями, которые у этой категории граждан есть. Эта группа является такой же проблемной категорией, как, например, молодежь, как люди, работающие в творческой сфере, сфере искусства. У каждой из этих категорий есть свои проблемы, которые делают для них путь христианского совершенства особенно сложным. Для категории наших состоятельных граждан этот момент подчеркнут ещё в Евангелии: „Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие“ (Мф 19:24)».

«Хорошо, что есть заявление на эту тему, но тут нужна некая системная работа. Работа, которая нужна и самим предпринимателям, очевидно нужна и Церкви. Потому что если её голос будет услышан, то не только будут честно соблюдаться договоренности по выплате зарплаты, но тогда предпринимательское сообщество будет активно участвовать в благотворительности, в социальных программах. В конце концов, у Церкви будут средства, чтобы реализовать те цели, которые содержатся в её социальной доктрине. Это будет содействовать гражданскому миру и социальной стабильности в России. Верующих предпринимателей у нас на самом деле немало», — считает Александр Рудаков.

«Люди, осуждающие обращение Церкви к социальным и экономическим вопросам, также могут осудить Василия Великого и Иоанна Златоуста, которые очень много внимания уделяли именно экономической тематике. В христианском обществе социальное неравенство, может быть, является необходимым узлом. Если мы обратимся к отцам Церкви, к трудам трёх наиболее почитаемых из них, это Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, то найдём очень много тем, которые посвящены специальным экономическим вопросам. Вплоть до того, что в своё время видный социал-демократ Карл Каутский, известный по советским учебникам как ревизионист, исследуя теорию идеи социализма и коммунизма, решил внести Василия Великого и Иоанна Златоуста как предшественников этого. Понятно, что никакими коммунистами и социалистами отцы Церкви не были, просто они стремились следовать словам Евангельского учения о спасении, словам Иисуса Христа, словам апостолов, в которых и этой теме было уделено внимание», — полагает он.

«Вообще особое внимание к социальной теме присуще Католической церкви. В качестве примера, приводят разные энциклики, которые исходят от папского Престола. Обращаясь к социальной политике, православные вовсе не подражают католикам, просто возвращаются к истокам нашей древней духовной традиции, к святоотеческому преданию. Было бы хорошо, если бы идеи, высказанные Патриархом и другими иерархами Православной Церкви, получили бы дальнейшее развитие, чтобы у нас появились богословские работы, посвященные социально-экономическим взглядам отцов Церкви, особенно 14 века, когда становление христианского общества только начиталось», — заключил Александр Рудаков.
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=183786

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru