Русская линия | 19.06.2009 |
«При этом Обама также понимал, что ему необходимо выправлять и имидж Америки в мире, и отношения с мусульманским миром, — считает аналитик. — Полтора миллиарда человек и несколько десятков государств — это достаточно весомая сила, чтобы Америка могла с ней ссориться на протяжении слишком длительного периода. Но корень решения вопроса об отношениях Америки с мусульманским миром лежит не в Ираке, и даже не в Иране, и даже не в Афганистане. Корень находится на Ближнем Востоке. В принципе, несправедливость по отношению к палестинцам воспринимается всем мусульманским миром как вызов исламскому миру и как неготовность Соединенных Штатов хоть в чем-то оказать давление на Израиль, с тем, чтобы он пошел на уступки арабам и был готов заключить мир на условиях более или менее большего или меньшего равновесия с палестинцами».
«Поэтому Барак Обама, еще даже до приезда в Москву и до приезда в Пекин (хотя, казалось бы, это великие державы, и с ними надо прежде всего налаживать отношения), начал свою внешнеполитическую эпопею с речи в Каире, где было два очень важных элемента. Первый — Обама поставил фактически выравнивание отношений с мусульманским миром на первое место, и второе — он приравнял страдания палестинцев к холокосту, что вызвало крайнее недовольство в Израиле. В Израиле эта речь была воспринята резко негативно — как готовность Обамы договариваться с мусульманами за счет интересов Израиля. Но на самом деле у Обамы нет другого пути, потому что Джордж Буш показал, к чему приводит безусловная поддержка Израиля. Она приводит к нарастанию кризисных явлений и к тому, что Америка противопоставляет себя гигантскому региону от Марокко до Индонезии. Поэтому выступление Обамы было логичным, и если улучшать отношения с мусульманами, то улучшать их нужно именно так», — подчеркивает Пушков.
«Проблема в том, насколько Обама сможет оказать воздействие на Израиль. У Обамы уже состоялась встреча с Нетаньяху в Вашингтоне, встреча очень напряженная. Два лидера явно не любят друг друга, потому что Обама хочет уступок от Нетаньяху, а Нетаньяху возглавляет правую коалицию в Израиле, которая как раз ни на какие уступки идти не собирается и которая горячо поддержала операцию в Газе, в результате которой было убито где-то 1300 человек, и из них больше половины — мирные жители. То есть, если Нетаньяху что и представляет, так это жесткий курс, и поэтому взаимопонимания между Обамой и Нетаньяху нет. Но у Нетаньяху есть очень важный союзник, это американское произраильское лобби, прежде всего в лице американо-израильского комитета, сокращенно AIPAC, который также высказывает большие сомнения в правильности курса Обамы и пытается снизить давление Обамы на Израиль. На самом деле по тому, как будут развиваться отношения между США и Израилем, можно судить вообще о потенциале и, я бы так сказал, о внешнеполитической потенции Барака Обамы, потому что он пришел с очень далеко идущими обещаниями и предложениями, как мы с вами помним. Насколько он сможет их осуществить, насколько ему дадут их осуществить?» — задается вопросом политолог.
Во-первых, считает Пушков, помешать Обаме может мощное произраильское лобби в самой Америке, во-вторых, Израиль, и, в-третьих, окружение Обамы. «Не надо забывать, что Джозеф Байден называл себя не раз сионистом, Хиллари Клинтон считается очень тесно связанной с произраильским лобби, Рэм Эмануэль — начальник аппарата Обамы — очень близок, так сказать, своими корнями связан с Израилем. Он говорит свободно на иврите, у него отец живет в Израиле, и, естественно, он эмоционально привязан к этой стране», — пояснил он.
«Только что, несколько дней назад, Нетаньяху как бы ответил на каирскую речь Обамы. Нетаньяху сделал одну уступку Обаме, символическую. Он сказал, что Израиль готов пойти на решение ближневосточной проблемы, ближневосточного кризиса на путях двух государств, то есть израильское государство и палестинское государство. В связи с этим американская администрация приветствовала выступление Нетаньяху, сказав, что это первый шаг на очень большом пути к решению всей ближневосточной проблемы. (..) Но Нетаньяху эту уступку оговорил таким количеством условий, которые фактически делают создание палестинского государство невозможным. Во-первых, он заявил, что это должно быть государство без своей армии, это должно быть государство, воздушное пространство которого будет контролироваться Израилем. Это должно быть государство, которое не имеет права приобретать вооружение. Это должно быть государство, которое фактически откажется от части той территории, которая была ему предписана Организацией Объединенных Наций в знаменитой резолюции от 14 ноября 1947 года о создании Израиля и Палестины. По ключевому вопросу, по которому на него оказывал давление Обама, Нетаньяху ему навстречу не пошел — он не отказался от строительства поселений на западном берегу реки Иордан», — рассказал Пушков.
«И это очень сильный удар по Обаме, это, я бы даже сказал, одно из первых внешнеполитических поражений Обамы, и понятно, что Белый дом сейчас делает хорошую мину при плохой игре. Нетаньяху сказал: да, я согласен на два государства, но… И после этого следуют десять условий, абсолютно не приемлемых для палестинцев. И в частности, и я бы даже сказал, одно из первых, это то, что палестинцам надо забыть об Иерусалиме. А иерусалимская проблема очень серьезная, ведь и палестинцы претендуют на то, чтобы Иерусалим был их столицей, и Израиль хочет, чтобы Иерусалим оставался их столицей. Ведь это мы говорим Тель-Авив, и наше посольство находится в Тель-Авиве, и американское посольство находится в Тель-Авиве, но израильтяне-то считают своей столицей Иерусалим. Таким образом, Нетаньяху бросил вызов Обаме. Он бросает этот вызов, зная, что у Обамы достаточно сложное положение в самой Америке, где на него также оказывают серьезное давление произраильские силы, и сейчас предстоит определить, как Обама примет этот вызов, окажет ли он какое-то серьезное воздействие на Израиль», — заметил аналитик.
В этих условиях, полагает эксперт, парадоксальным образом и в Израиле, и в произраильских кругах США Россию рассматривают как возможную альтернативу для израильской дипломатии: «В условиях если Обама будет продолжать оказывать давление на Израиль, израильтяне считают, что Россия может оказаться той стороной, которая займет, как они надеются, более умеренную позицию. Об этом свидетельствует приезд Авигдора Либермана, правого министра иностранных дел Израиля, в Россию, его разговор с Медведевым и с Путиным (то есть его принимали на высшем уровне). (..) Россия рассматривается Израилем как та страна, которая может занять более сбалансированную позицию в этом вопросе, и Израиль может попытаться показать Соединенным Штатам, что у него есть другие посредники на Ближнем Востоке, например Россия, у которой традиционно хорошие отношения с арабским миром, с палестинцами, с Ираном и вместе с тем которая, как, опять же, рассчитывают в Израиле, не будет оказывать на Израиль такого откровенного и прямого давления, как пытается оказать Обама. В кругах, представляющих американское произраильское лобби, на Россию в связи с этим возлагаются очень серьезные и очень большие надежды».
«Поэтому мы сейчас присутствуем при абсолютно новом дипломатическом развитии ситуации на Ближнем Востоке и вокруг Ближнего Востока, когда у Обамы, для того чтобы наладить отношения с мусульманским миром, нет альтернативы, кроме как давить на Израиль. Израильское правительство считает, что у него нет альтернативы, кроме как выставлять жесткие условия, делающие, кстати, невозможными переговоры с палестинцами. Палестинцы об этом уже сказали, что эти условия неприемлемы для начала переговоров. И Россия, которая, как считают, например, в Соединенных Штатах, ждет своего момента, чтобы вернуться в качестве влиятельного посредника на Ближний Восток, откуда она была вытеснена Соединенными Штатами, а частично сама ушла в силу своей слабости в начале 90-х годов. Нынешняя ситуация для России дает такую возможность, вопрос лишь в том, на какой платформе будет возвращаться Россия в этот регион», — заключил Алексей Пушков.
Русская линия