Русская линия
Православие и Мир Дмитрий Ломанов16.08.2006 

Свет во тьме
или впечатление от выставки А.О. Карелина «Портрет в интерьере».

Красная площадь, Государственный Исторический музей, центральный вход. Два молодых артиста в ярко красных костюмах стрельцов времен Ивана Грозного развлекают публику, фотографируясь в несколько вульгарных позах для желающих «повеселиться». Несмотря на пасмурный будничный день, в кассу большая очередь за билетами. Туристы со всего мира. В основном все на каменную «Терракотовую армию» Великого Императора Китая… Пройдя вестибюль, поднимаюсь по широкой лестнице в просторные залы истории родной страны. По изогнутой спирали времени и пространства мелькают перед глазами предметы культуры и быта, от эпохи неандертальцев до последней династии Романовых. Все уже хорошо знакомо и видено сотни раз в кино, в театре, в живописи…

А.О. Карелин
А.О. Карелин
Наконец последний третий этаж. Волнующее предчувствие чего-то истинно невиданного и откровенного. Вхожу в небольшой зальчик, где висят по периметру фотографии цвета сепии в рамках. Большие и маленькие, они сразу притягивают к себе внимание своей искренней красотой. Но красотой не парадно дворцовой и официально праздничной, а какой-то своей завораживающе оригинальной и необыкновенно простой. Перед глазами разыгрывается целый мир, целая эпоха нашей культуры и искусства — дореволюционная Россия в интерьере внутреннего космоса мастерской и дома одного художника, известного на весь мир фотомастера конца 19-го века Андрея Осиповича Карелина. Такую Россию я еще не видел.

Сюжеты фотографий не придуманы навязчиво автором, а правильней сказать «подсмотрены» в окружающей его действительности, но подсмотрены не в своем безусловном натурализме, а драматически идеализированы и художественно обыграны. Какая удивительная красота повседневности! В каждом кадре чувствуется «неизреченное» присутствие чего-то безмерного, вечного и прекрасного, как тот свет из окна, который в темноте комнаты высвечивает лица скромных девушек. Простые семейные сцены запечатлены как образы какого-то высшего совершенного мира, которого мы не видим сегодня в натуре, но который реально ощущаем как должный таким и быть. Без развратных пошлостей, без агрессивных сцен насилия, без вычурного кича и прочего, что заполнило кругом современный мир…

В этом смысле живая и одухотворенная выставка А.О. Карелина ярким светлым пятном смотрится на фоне однообразной и мрачной экспозиции Древнего Китая на первом этаже, которая собирается «как тать весь ваш край завоевать». Проросшие сквозь землю «зубы Дракона» из мифа о «Золотом Руне» и фотограф одиночка в поиске идеала. Что он может против целой армии? Однако мы помним, как и с помощью кого Ясон-Карелин победил бездушное войско… Да, как в жизни много символичного и знаменательного. Руководство музея даже об этом и не догадывается. А все рядом: Черное и Белое. Добро и Зло, Свет и Тьма, в одном здание… Жаль только, что у большинства людей часто не хватает ни сил, ни времени разобраться, где что, и подняться на последний этаж, минуя многие «соблазнительные» залы. Хотя я уверен и в том, что пришел иной зритель посмотреть «Терракотовую» бездну, а увидел «Портрет» в поднебесье, и поразился внутренней красотой «карелинских Медей», которые лишь одни знают тайну!

С этой стороны фотографии Андрея Осиповича даже можно сравнить с иконописью, по той внешней бесстрастности и безэмоциональности выражения лиц представленных моделей (в основном многочисленного семейства самого автора). Но, с другой стороны, — это и кинематограф, первый отечественный кинематограф, по своей документальной проработке деталей и внутрикадровому конфликту постановочных сцен (воспринимаемых, однако, как совершенно репортажные, за счет профессиональной режиссуры и замечательной игре самих моделей-актеров). Совершенно реально представляешь, что вот-вот было до изображенной сценой, и что последует за ней в следующий момент. Задолго до Ханжонкова и Протазанова Карелиным были разработаны и применены в искусстве фотографии основные принципы кинематографических коллизий!

И третья важнейшая составляющая работ мастера — это живописная сочиненность мотивов композиций, продуманных в мельчайших деталях постановки света и в выборе антуража. Перед началом осмотра выставки следовало бы выдавать увеличительные стекла-лупы всем зрителям, чтобы разглядеть все тончайшие нюансы работы мастера, которые, увы, теряются на небольшом размере фотоотпечатков. Конечно, некоторые работы (особенно заказные) сегодня в эпоху Голливуда и «политического репортажа» смотрятся несколько наивно, но мы должны понимать, что он был одним из первых жанровых фотографов, а первым всегда легко ошибиться. Фотография еще только-только зарождалась.

Но и эти все составляющие искусства А.О. Карелина были бы не так актуальны для нас на сегодняшний день, без духовно-нравственной стороны его на первый взгляд «бытовых» фотографий. Какие именно сцены из реальной жизни выбирал для съемки автор?! Здесь и темы целомудрия, и милосердия, и познания и многое другое не выразимое словами. Тихая Радость и Любовь к простым вещам: игре в жмурки на балконе, пению уличных музыкантов, чтению ученой книги, застольному чаепитию с самоваром или даже стакану деревенской бражки… Семейная идиллия Карелиных смотрится не как нечто замкнутое и эгоцентрическое, а как надмирное бытие человека с большой буквы. Как такового образа и подобия Божьего. Грешного падшего Человека, но преображенного всемогущей кистью Мастера в совершенного Ангела, за свое смирение и кротость перед промыслом Всевышнего. Неслучайно начало экспозиции предваряет изображение Храма (православного храма в честь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, где работал и жил фотомастер), который как вселенский Собор «всея твари» «освящает» весь этот «быт» и «не быт» изображенного фотомира, где хочется остаться и жить всегда, как в чем-то забыто родном и до боли в сердце своем, но потерянном в виду каких-то внешних обстоятельств жизни.

Символично и расположение выставки на самом верху музея, дальше выше уже только Небо, «Царствие Божие». В один час по трем этажам посетитель проходит всю эволюцию человека от обезьяны до ангела, от предметов материального быта до образов совершенного мира, преодолевая свою тяжесть на подъем и леность к самопознанию… Остается правда только умилиться, от представленных здесь же в зале Карелина безыскусных подобий съемочных площадок великого фотомастера, их сконструировал явно не Карелин! И той возможности сфотографироваться как бы в «карелинском» интерьере, современными средствами хотя и за пять минут, но уже без той гигантской предварительной работы и продуманности каждой детали, которыми славилась мастерская А.О. Карелина при его жизни. Ведь искусство фотографа заключается не в количественном нагромождение материальных предметов в кадре, а в их качественном подборе исходя из композиционного замысла того или иного реального сюжета, пережитого в личном опыте фотографа и интерпретированного им с помощью средств выразительности фотосъемки. То есть «карелинский интерьер» мог создать только сам Андрей Осипович и больше НИ кто, ни даже его близкие родственники и единомышленники. Это устроители выставки в современной суете наверно упустили из виду к радости обывательски настроенных посетителей экспозиции, любующихся собой в «зеркале мастера» на одной из инсталляций. Было бы за душой что, а «интерьер» найдется…

В ходе просмотра выставки становится явно видно, что и у самого художника период увлечения красивым антуражом к концу жизни постепенно проходит (не случайно ведь он распродает свою знаменитую коллекцию старинных вещей), также как проходит занятие Карелиным и непосредственно живописью, как отживающем свой век искусством, сильно уступающему фотоаппарату в области запечатления правды образа (художнику всегда хочется что-то приукрасить, розовые щечки подрисовать…). На первое место выдвигается у него в кадре лицо человека без излишнего материального реквизита и надуманной сочиненности, такое какое оно есть, какое Бог дал… Наиболее совершенными работами мастера, на мой взгляд современного фотографа, являются «Девочка на стуле» (так и хочется сказать «Девушка с волосами цвета льна"…), «Мальчик с циркулем», автопортрет с блокнотом в руках и другие поздние портреты жены и детей без интерьера.

В этих работах фотографу удалось в большей степени запечатлеть тот высший смысл и предназначение человека, как говорится «быть самим собой», и через конкретные родные лица любимых людей отразить тот действительно бесконечный и бессмертный внутренний мир, который заложен в каждом человеке изначально и который мы должны беречь и развивать в своем движение к Идеалу! КАК Царство Небесное, которое «внутрь нас есть…», как тот Свет, который во тьме светит!

Москва, 2006 г.

Послесловие

По многочисленным просьбам зрителей выставка работ А.О. Карелина «Портрет в интерьере», приуроченная к столетию ухода в иной «свой» идеальный мир русского фотохудожника, будет продлена администрацией музея до 20 сентября. И хочется надеяться, что и дальше Исторический музей будет открывать для нас такие наши же прекрасные экспозиции о родной земле, которую мы зачастую и не знаем, а не только демонстрировать нам китайских каменных истуканов, какими бы они не были грандиозными сооружениями древних цивилизаций, но чуждых нам по своей духовности и культуре…

http://www.pravmir.ru/article_1267.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика