Русская линия | 08.05.2009 |
По его мнению, попытки политиков реабилитировать Мазепу — «из серии антирусских провокаций, которые творятся на Украине с согласия и при участии самого президента». «И открытие Музея оккупации, и раскручивание темы голодомора, и Мазепа — все это звенья одной цепи, происки людей, которые хотят искоренить на Украине русскую культуру, русские традиции, русский язык», — убежден иерарх. Подводя итог, он заявил, что «на реабилитации такого человека, как Мазепа, нельзя построить мир — напротив, мы получим только еще большее расслоение украинского общества».
Председатель богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата епископ Сумской и Ахтырский Евлогий также считает, что о снятии анафемы с бывшего гетмана Украины Ивана Мазепы не может быть речи. «Бывает, анафема снимается, если приводят стопроцентные доказательства того, что человек перед смертью принес покаяние в содеянном. Но в случае с Мазепой таких доказательств никто еще не привел — их просто нет. Поэтому речи о снятии анафемы идти не может», — сказал владыка Евлогий в интервью агентству.
«Многие говорят: Мазепа строил храмы. Так ведь и Гитлер на территории „третьего рейха“ отреставрировал все храмы и построил новый, прекрасный Воскресенский собор в Берлине! Что сделал Гитлер потом — мы знаем. Возведение храмов не может быть оправданием последующих действий Гитлера, как и не может быть оправданием для Мазепы в предательстве той клятвы, которую он дал перед крестом и Евангелием, в уничтожении православных святынь и осквернении православных храмов со стороны лютеран», — подчеркнул епископ Евлогий.
По его мнению, те, кто хотят снять анафему с Мазепы, «по сути дела, снова начинают будировать тему, которая раскалывает общество». «Наверное, не то время сейчас, когда нужно вообще говорить об этих вопросах, не нужно этого затрагивать. Это разделяет, раскалывает народ», — отметил архиерей.
Дискуссия о снятии анафемы с Мазепы бессмысленна, если учесть весь имеющийся на него компромат, считает глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, известный московский пастырь, митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов. «Дискуссии, конечно, по разным поводам бывают — например, есть ли жизнь на Марсе. У нас народ творческий, украинский народ я тоже считаю нашим народом», — сказал отец Димитрий в интервью агентству «Интерфакс-Религия», комментируя разгоревшуюся полемику о теоретической возможности снятия анафемы с изменника Мазепы.
Как заметил отец Димитрий, попытки реабилитировать Мазепу — это «напрасные хлопоты». «Разве вскрылись какие-то новые обстоятельства? Материала на Мазепу больше, чем на Адольфа Гитлера. Он не предатель, а распредатель», — подчеркнул пастырь. Священник также указал на то, что «на Украине никто не компетентен, чтобы снять эту анафему». «Конечно, снятие анафемы случается в истории, но это прерогатива Собора, всей полноты Русской Православной Церкви», — подчеркнул известный священник. Поэтому «насчет анафемы ничего не выйдет — могут не хлопотать», — добавил он.
В заключение отец Димитрий назвал «очень показательным» то, что «именно такой человек, как Мазепа, становится национальным героем у наших южных соседей». «Это самая прекрасная символическая фигура для национального героя», — иронически заметил он.
Согласен с отцом Димитрием и известный миссионер, протодиакон Андрей Кураев, заметивший, что в современных условиях снятие анафемы с Мазепы стало бы шагом к канонизации клятвопреступления и предательства. «Не обязательно жить на Украине для того, чтобы понять, что вирус тотального, многократного взаимного предательства пронизал весь политикум современной Украины. Бесконечные однодневные сговоры, тут же распадающиеся коалиции… В этих условиях заводить речь о том, что Мазепа — это нормальный политик и нормальный христианин (а некоторые ведь даже хотят его уже и канонизировать, есть такие горячие головы в украинской жизни), подобные разговоры будут означать канонизацию клятвопреступления и предательства», — заявил отец Андрей в интервью агентству.
«Я не думаю, что для современной Украины в ее нынешнем состоянии это будет фактором, оздоровляющим ее внутреннюю жизнь. Поэтому сначала нужно все-таки попробовать воспитать поколение, которое ценит данное слово, благоговейно относится к данной клятве, присяге, а потом уже можно будет с этим честным поколением обсуждать, какую дать оценку поступку бывшего гетмана Мазепы», — заключил протодиакон Андрей Кураев.
Русская линия