Русская линия | 28.04.2009 |
В мероприятии приняли участие театральные коллективы, режиссеры, актеры, театроведы и поклонники театрального искусства, в частности, представители театров, православных и светских. Среди них — петербургские театры — БДТ им. Г. Товстоногова, «Комедианты», драматический театр «На Литейном», Театр народной драмы, православный театр «Странник», московские театры «Современник» и «Камерная сцена», театр «Посвящение» из Иваново и др. Вел круглый стол, посвященный подведению итогов фестиваля, известный православный писатель, художественный руководитель фестиваля Андрей Грунтовский.
В ходе круглого стола выступили представители театральных коллективов из Москвы, Сергиева Посада, Иваново, Санкт-Петербурга, Выборга, Вологды и других городов России. Выступавшие подчеркивали важность организации православных спектаклей для просвещения народа. По их словам, не надо жалеть средств на такие фестивали, следует приобщать простой народ к высокой культуре.
Актриса театра «Современник» (Москва) рассказала о творчестве покойного православного поэта и исполнителя песен Владимира Волкова, произведения которого используются при подготовке моноспектаклей («Матушка Русь» — моноспектакль Н.М.Пярн и др.). Организаторы и участники фестиваля также приводили в качестве положительного примера приобщения народа к православной культуре международный кинофестиваль «Золотой витязь» Николая Бурляева.
А. Грунтовский рассказал о своем Театре народной драмы, существующем при Александро-Невской лавре, и отметил, что в своей деятельности его коллектив отталкивается прежде всего от русских фольклорных традиций. Он подчеркнул, что основа русского православного театра — сказительство, а письма святых угодников Божиих, широко использующиеся при постановках такого рода, — это своего рода вещественное сказительство, богатый духовный материал, требующий серьезного осмысления. Грунтовский подчеркнул, что в России с ее богатыми духовными традициями не должно быть и не может быть рыночного искусства с его упором на сиюминутное извлечение прибыли любой ценой. «Мы делаем еще один шаг к подлинной Руси», — подчеркнул в заключение он.
Руководитель петербургского православного драматического театра «Странник» Владимир Уваров, в частности, подчеркнул, что такого рода мероприятия неизбежно превращаются в паломничества по святым местам Петербурга, так как в ходе их работы актеры и режиссеры приобщаются к православным святыням, и в этом также, кроме всего прочего, состоит их важность. Кроме того, по его словам, православное искусство — это все то, что пропитано нравственным зарядом. По его мнению, в советское время, в отличие от современности, театр был в большей степени приближен к традиционным православным идеалам. Во многом это объясняется преемственностью советского театра от дореволюционного. Сейчас же на сцене зачастую царят безвкусица, пошлость, а часто и откровенный разврат.
По мнению В. Уварова, русский театр берет свои истоки не от скоморошества, а от церковных представлений. Еще при Царе Иоанне Грозном, по повелению Стоглавого собора, в России создавалась целая сеть духовных школ, задачей которых являлось обучение клира. И при этих школах буквально за несколько лет было создано множество театров, в которых исполнялись сюжеты из Священной истории, а их актеры гастролировали со своими представлениями по разным местам России. Из скоморошества же в итоге выросла современная эстрада, грубая и пошлая, полагает режиссер. Так что конфликт между светским театром и Церковью, считает В. Уваров, абсолютно надуманный. Плохо, отметил он, что «пока нас мало, мы разрозненны, грыземся друг на друга из-за пустяков, и часто у нас возникают прецеденты для раскола».
Жюри фестиваля наградило наиболее достойных участников мероприятия почетными грамотами и призами, которые были вручены им в торжественной обстановке. Среди членов жюри была дочь знаменитого русского поэта Николая Рубцова Елена Рубцова. В заключение ответственный секретарь межвузовской ассоциации «Покров» Сергей Прокофьев поделился своими впечатлениями от фестиваля. По окончании официальной церемонии ее участники в неформальной обстановке за чашкой чая обсудили проблемы становления и развития православного театра.
Русская линия