Русская линия | Роман Багдасаров | 17.04.2009 |
По его словам, «в истории русский стиль проявлял себя через то, что сегодня мы бы назвали альтерглобализмом. Так, в X—XIII вв.еках это было принятие восточно-римской (византийской) государственной идеи без подчинения или оппозиции. Заложив у себя основы православной цивилизации, Русь не стала частью Ромейской империи, но и не втянулась в противостояние с ней (как Болгария и Сербия) или с западно-католическим миром».
«Немногие понимают, что наше противостояние с союзами западных держав в конце XVIII-начале XX века это не оппозиция собственно западной культуре или западной политике, но борьба с беззаконием на международной арене, — подчеркнул культуролог. — Начиная с царствования Павла I, русская дипломатия работает над тем, чтобы библейские Десять Заповедей стали непреходящим ориентиром внешнеполитических отношений, как это было в эпоху Вестфальских соглашений. Благодаря принципиальной позиции России, Европа, именовавшая себя Христианским Миром, была вынуждена вспомнить о смысле этого названия. Евангельские ценности, которые утверждались понятием о мире как об идеале и о войне как о пороке, были восстановлены победами антинаполеоновской коалиции, которую возглавил Александр I, а затем закреплены в системе конгрессов. Вся эта система третейских международных организаций целенаправленно поддерживалась русскими Государями вплоть до Николая II и Гаагских мирных конференций, послуживших основой для создания Лиги Наций. Миротворчество является уникальной чертой русского стиля во внешней политике».
Р. Богдасаров также отметил, что хотя в советский период были оборваны многие линии преемства с империей, во внешней политике постепенно возобладала именно эта традиционная миротворческая линия: «Наибольших успехов в международном влиянии СССР добился благодаря моральной правоте во Второй мировой войне. Недавние события в Южной Осетии ещё раз подтвердили, что эффективность наших действий зависит от безупречности нравственной мотивации. При соблюдении этого условия, даже откровенные геополитические конкуренты всегда будут вынуждены нам уступать».
«Сегодня важнейшим сегментом нашей цивилизационной идентичности, наряду с миротворчеством, является ортодоксия. Волею судеб, Русская Церковь становится лидером Православного Мира и это накладывает на нас не только ответственность, но и открывает новые перспективы. Через осознание вселенской миссии Русской Православной Церкви мы должны восстановить нравственные основы жизни нашего общества и нашей культуры, стержнем которой всегда являлась культура церковная. Однако здесь не поможет механическое воспроизведение прошлого (реставрационистский проект) или скороспелое копирование чужого опыта (западничество во всех его проявлениях). Современный русский стиль неразрывно связан с духовным творчеством, смелым, но строгим поиском, а не метаниями „из рая в ад“ и обратно, „достоевщиной“ в худшем смысле этого слова, которую многие учёные-русисты нам навязывают», — заключил Роман Богдасаров.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=182433
|