Русская линия | Игумен Серапион (Митько) | 13.04.2009 |
В свою очередь, 48% респондентов признают, что впадали в лень, а 46% - в гнев. Реже жители Латвии признаются в гордыне (13%), обжорстве (12%), зависти (11%), блуде (8%) и жадности (6%), сообщает портал DELFI. Безгрешными себя считают, в основном, пожилые люди, респонденты со средними доходами и жители Курземе. В свою очередь, сознаются в грехах чаще всего молодёжь, люди с высшим образованием и высоким уровнем доходов. В опросе приняли участие 1016 респондентов в возрасте от 18 до 74 лет.
Комментируя результаты опроса, иеромонах Серапион обратил внимание на то, что «нередко можно услышать и от людей, посещающих Православную Церковь и даже пришедших на исповедь, что у них нет никаких грехов». «Бывает очень трудно объяснить таким людям их греховность, потому что люди, пришедшие в Церковь не ради Христа, вместо подлинного самосовершенствования предпочитают обходиться его иллюзией. Такие люди идут широким погибельным путем, на котором обязательно есть остановка, когда человек начинает осознавать себя безгрешным, и эта остановка часто бывает конечной. Когда начинаешь расспрашивать таких людей более подробно, то нередко выясняется, что они и аборты делали, и изменяли своим супругам, но они это грехом не считают. Так что такие суждения людей лишь показывают тот срез моральной ситуации в обществе, который мы имеем», — отметил священник.
«Что касается жителей Латвии, то, возможно, есть еще одна причина, почему каждый пятый латыш считает себя безгрешным. Большинство латышей является либо католиками, либо протестантами. В римско-католической моральной теологии существует четкое разделение смертных грехов, которые требуют обязательной исповеди, и грехов простительных, для прощения которых достаточно личное покаяние и совершение добрых дел. Не исключено, что некоторые респонденты действительно в течение года не совершали каких-то страшных поступков, например таких, как убийство, воровство, прелюбодеяние и т. д., но это не означает, что они являются святыми. Потому что человек может не совершать каких-то греховных поступков вовсе не по своей праведности, а зачастую по неспособности их совершить, либо по невозможности», — считает отец Серапион.
«Бывают люди, которые не могут страшно грешить потому, что они вообще не способны на какие-либо крупные поступки, однако это не означает, что они являются верхом нравственного совершенства. Потому что самым страшным грехом является нежелание быть с Богом, отрицание Бога либо Его бытия, либо Его благости, либо того спасения, которое Господь открывает нам в Евангелии. В этом смысле греховность современного человека стоит выше греховности всех прошедших поколений потому, что именно сейчас мы стоим на пороге того общества, в котором человеку дается иллюзия праведности, иллюзия вечности, иллюзия спасенности, иллюзия счастья. Условием пребывания в этой иллюзии является отрицание Христа, который „пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию“ (Мф. 9, 12−13). Время Великого поста, особенно время Страстной седмицы, когда мы переживаем последние события жизни Спасителя, является особенным временем покаяния, которое по своему смыслу и сути должны быть христологичным», — заключил иеромонах Серапион (Митько).
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=182349
|