Русская линия | Редакция РЛ | 21.03.2009 |
Открыл заседание круглого стола заместитель декана исторического факультета к.и.н., доцент Евгений Метелкин. В своем приветственном слове он отметил важность и актуальность проводимой конференции. Назвав себя человеком, не согласным с тем, что в паспорте мы сегодня не имеем даже возможность отметить свою национальность, Е. Метелкин призвал русскую интеллигенцию не замалчивать проблему «русскости», противостоять оглупляющим народ СМИ, и даже если нас сегодня не слышат, продолжать делать свое дело.
Вслед за ним поприветствовал участников конференции настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов. Он отметил, что заявленная тема касается абсолютно всех без исключения русских людей. «Ведь все мы православные патриоты являемся русскими людьми, вне зависимости от нашей национальности, мы все живем в мире, который мы называем русским миром», — акцентировал он. Рассуждая о границах русского мира, отец Геннадий обратил внимание на многозначность слова «мир», имевшего до революции двойное написание. «Под словом мир можно понимать границы проживания и внутреннее состояние души. Так где же тогда начинается русский мир? Начинается он с внутреннего состояния, а затем обретает и внешнее выражение», — сказал священник. Он также обратил внимание на созвучие слова «мир» слову «миро», напомнив исконное содержание поговорки, символизирующей единство православного русского народа — «все мы одним миром мазаны». «Поэтому, мир всем!» — благословил отец Геннадий участников конференции.
Выступивший с первым докладом д.филос.н., профессор Петербургского университета Александр Казин посвятил свое выступление раскрытию циклов Русской цивилизации. Представив нашу цивилизацию в виде схемы, философ назвал ее ядром православную веру, вокруг которого последовательно расположены сферы русского языка, русской культуры, государственности и технологии. По его мнению, наша цивилизации испытала на себе пять тяжелейших ударов, который с той или иной степенью глубины поражали эти сферы: татаро-монгольское иго (восстановление после которого связано с именем преподобного Сергия Радонежского); Смутное время (преодоление которого ассоциируется с именем Патриарха Гермогена); «петровская революция» XVIII в. (восстановление после которой связано с преподобным Серафимом Саровским, победой в войне 1812 года и А.С.Пушкиным); революция 1917 года, сломавшая все структуры (восстановление после которой началось с восстановления Патриаршества и переноса столицы в Москву, а также, стоившей миллионов русских жизней, деятельностью И.В.Сталина) и обвал 1991 года, после которого мы пока так и не смогли оправиться. По мнению А. Казина, команда Путина лишь затормозила процесс падения, но не устранила его причины, и сегодня, в условиях нового углубления кризиса, профессор возлагает большую надежду на нового Патриарха, так как только Православная Церковь может указать народу верный путь преодоления катастрофы.
Отец Владимир Василик, выступая с докладом «О понятиях: русский народ, русский мир и русская цивилизация», развил мысль протоиерея Геннадия Беловолова, сделав филологический разбор понятия «народ». По словам ученого-филолога, сегодня даже в научном мире нет единого критерия в определении этого термина, а между тем, очевидно, что понятие «русский народ» носит религиозный характер. Ведь быть русским, значит быть православным, напомнил он слова Ф.М.Достоевского. Как отметил отец Владимир, в былые времена наш народ использовал такие понятия, как «язык», под которым подразумевал, как правило, чужие, инорелигиозные группы, «язычников» и «людие», означавшее своих, «благоверных русских людей». Слово же «народ», происходящие от слова «нарождение», характеризует стремление к экспансии, к размножению и заполнению собой пространства. Поэтому, с грустью заметил ученый, в нынешнюю эпоху демографического кризиса, слово «народ», в отношении народа русского, к сожалению, не отвечает уже своему содержанию. Также ученый остановился и на трактовке понятий «мир» и «цивилизация» и раскрыл основные специфические черты русского народа: абсолютизм в религии с его шатаниями от святости до полного атеизма; приоритет духовной свободы над социальной; двойственное отношение к государству, предполагающее одновременно и скептическое отношение к нему и готовность служить ему верой и правдой; особое почитание Царя; восприятие семьи как патриархального института; примат милости над законностью; пренебрежение формой и любовь к содержанию. «Русский человек — абсолютист во всем», — заключил отец Владимир Василик.
Помощник ректора Московской Духовной академии кандидат богословия иеромонах Евфимий (Моисеев) сделал интересный доклад «Церковь как основа Русского мира, Русский мир как основа Вселенской Церкви». Отметив появившиеся положительные тенденции во власти, ставшей задумываться о необходимости идеологической концепции и возвращение в политический оборот слова «русский», отец Евфимий вместе с тем указал на то, что без обращения к Православию любая концепция «русского мира» обречена на неуспех. В представлении пастыря, границы русского мира тождественны каноническим границам Русской Православной Церкви. Отец Евфимий также заметил, что и полиэтничность и моноэтничность русского мира — миф, т.к. он суперэтничен, а русский народ является православным суперэтносом. «Русский мир моноконфессионален, но суперэтничен», — считает монах. По его мнению, образование после революции Русской Зарубежной Церкви, приходы которой оказались рассеянными по всему миру, придало вселенский характер Русскому Православию, ибо «только русские способны сегодня объединить православный мир».
Профессор Харьковского университета д.и.н. Александр Каплин в своем выступлении сделал экскурс в историю русской мысли, раскрыв перед слушателями взгляды на заявленные проблемы славянофилов — Хомякова, Аксакова, Киреевского. Коснулся ученый и истории родного для него Харькова, с цифрами в руках показав, как русский до революции город после Гражданской войны в корне поменял свою этничность, так как вся русская интеллектуальная элита была истреблена, а ее место заняли представители других этносов, до неузнаваемости изменившие его социокультурный облик.
Зав. кафедрой антропологии и социальных технологий Высшей антропологической школы (Кишинев), д.и.н., профессор Николай Руссев коснулся в своем выступлении судеб русской державности. Ученый указал на социокультурный разлом русского мира и отсутствие на сегодняшний день формальных признаков его существования. По мнению профессора, идеи русского мира ныне живут внутри русских людей. Он считает, что сегодня для русского народа наиболее актуальны вопросы не «что делать?» и «кто виноват?», а вопрос: «в чем дело?».
Большой интерес вызвал доклад главного редактора журнала «Имперское возрождение» к.и.н. Михаила Смолина «Преодолен ли русской нацией анархический срыв?» Отметив склонность русского человека к поиску абсолютного идеала, докладчик указал на свойственные русскому народу монархизм и анархию, способность быть монолитом и аморфной массой. По его мнению, 1990-е годы были очередным анархическим срывом русского народа, который начал преодолеваться пониманием необходимости сильной государственной власти, стихийным возвращением к государственному строительству и постепенному осознанию империи как жизненной необходимости.
Главный редактор журнала «Русин» к.и.н. Сергей Суляк в своем докладе «Русины Карпаторусского региона и русская цивилизация» рассказал о вкладе русинов в развитие русской цивилизации, напомнил о православных галичанах, гонимых в Австро-Венгерской империи за свою верность идеалам русского мира. Ученый призвал общественность отметить 95-годовщину Талергофской трагедии, в ходе которой были уничтожены прорусские силы Галиции.
Церковный историк, председатель Общества им. Ивана Ильина Николай Симаков выступил с докладом «Значение и роль Патриаршества в судьбе русского народа». Историк показал, что Патриаршество судьбоносно действовало в нашей истории, промыслительно появившись накануне Смутного времени XVII века, вновь восстановившись во время смуты XX века и возвеличившись после крушения СССР и начала очередного кризиса. Именно Святейший Патриарх является сегодня нашим вождем, отметил Симаков, подчеркнувший, что в условиях нынешнего мирового кризиса, являющегося судом Божиим, Патриарх должен стать «русским Моисеем», который выведет наш народ из «либерального плена».
Главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий в своем докладе «Русская цивилизация» особо остановился на раскрытии понятия «нация», представив свое мнение об этапах развития русской нации, особенностях ее формирования и специфики ее идеалов (Святая Русь, Москва — Третий Рим, Великая Россия). В заключение Дверницкий привел слова из старинной офицерской молитвы, которые должен помнить каждый русский человек: «Нас много, а Россия одна!.. Смерти нет! Всё пройдёт, и мы пройдём, а Россия останется!»
Петербургский публицист и журналист Игорь Ильин, рассуждая о государственности русского народа, напомнил, что государства создаются не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада. Публицист заметил, что нынешняя государственная власть не замечает русского народа и последний, в отличие от других населяющих страну народностей, не имеет своей государственности. Он подчеркнул необходимость принятия закона о титульной нации, заметив, что Израиль не стесняется официально именовать себя государством еврейского народа, а Российская Федерация, в которой русских даже больше, чем евреев в Израиле, до сих пор не может на это решиться. Ильин также признал, что организующим русский народ центром может сегодня быть только Русская Православная Церковь. В заключение Игорь Ильин привел слова графа Ф. Ростопчина: «Я не философ, а русский; живу по-русски, думаю по-русски, и если бы не родился русским, то сокрушался бы, что не русский».
Сотрудник СПбГУ Игорь Замятин выступил с докладом «Русские галичане как часть русского мира», посвященном истории русинского вопроса. Со своей стороны доцент Государственного университета информационных технологий, механики и оптики Сергей Петров обратил внимание на то, что ни один из докладчиков ни разу не упомянул понятие «этнос», которое, по его мнению, является ключевым для обсуждаемой темы. По его словам, на сегодняшний день бедой русской цивилизации является плачевное состояние русского народа как этноса.
В конференции также приняли участие клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала иерей Алексий Успенский, иерей Роман Зеленский, д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии Высшей школы народных искусств С.В.Лебедев, член Совета Собора православной интеллигенции к.филос.н. А.Н.Швечиков, директор петербургской Школы народного искусства Императрицы Александры Федоровны Н.И.Пономарева, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга С.Е.Сенько и другие. Завершился круглый стол заключительным словом его модераторов — доцента Санкт-Петербургской Духовной академии и СПбГУ, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика и главного редактора «Русской линии» Анатолия Степанова. А. Степанов предложил в будущем провести более масштабную конференцию с тем, чтобы обсудить на ней проблемы, поднятые на сегодняшнем форуме. Со своей стороны, диакон Владимир Василик поблагодарил всех участников круглого стола за интересные доклады.
Русская линия
Гиперссылки на аудиофайлы выступлений участников круглого стола 20.03.2009:
http://rusk.ru/st.php?idar=181947
Страницы: | 1 | |