Русская линия
Русская линия18.03.2009 

«Празднование дня святого Патрика — ещё один повод говорить о Православии»
Священнослужители высказались за распространение правдивой информации о православном святом и осудили современный характер празднеств в его честь

Св.Патрик ИрландскийВ Москве и других крупных городах уже стало традицией в разгар Великого поста бурно отмечать День святого Патрика, просветителя Ирландии, чью память Западная церковь празднует 17 марта. Несмотря на то, что святой Патрик (Патрикий), является не только католическим, но и православным святым, праздник в его честь, в том виде, в каком он был принесен в Россию с Запада, никакого религиозного смысла не имеет и нередко сопровождается различными бесчинствами. В связи с этим сайт Regions.ru задал православным священнослужителям вопрос, как они относятся к праздникам подобного рода.

«Я бы хотел прежде всего спросить, а хорошо ли мы знаем свою традицию? — задал встречный вопрос и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иерей Георгий Рябых. — Сегодня празднуется день святого благоверного князя Даниила Московского, роль которого для русских людей, для Москвы, для русского государства намного больше и весомее, чем труды и дела далекого ирландского миссионера. Лучше бы для миссионерских трудов в России использовать труды и дела наших святых, чтобы сеять среди молодого поколения семена духовности и нравственности».

«С другой стороны, — продолжил священник, — русского человека всегда характеризовал широкий кругозор и уважение к традициям других народов. Поэтому, конечно, знания о жизни св. Патрика расширили бы представления современного россиянина о Христианстве. Его послание обращено не к узкому кругу наций, но имеет большое вселенское значение. Для этого дня были бы актуальны, например, публичные лекции об апостоле Ирландии, а никак не пивные кутежи во время Великого поста». «Но в нашей культуре должен все же соблюдаться баланс между знанием своего, национального, и интересом к другим традициям», — заключил отец Георгий.

В свою очередь известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко) считает, что празднование дня святого Патрика — ещё один повод говорить о Православии. «Поскольку святой Патрик действительно святой древней Церкви, то день его памяти нужно использовать в миссионерских целях. Новостные СМИ не очень-то освещают празднование этого дня, но раз в нашем народе есть интерес к западной культуре, то это нужно использовать. Думаю, нашим православным следует узнать, что на Западе есть православный святой Патрик, по своему служению подобный Николаю Японскому. И говорить об этом нужно. Пить пиво — предоставим это устроителям светских мероприятий, а православный человек должен использовать этот случай, чтобы говорить о Православии», — сказал он.

Священник Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, главный редактор радиопрограммы «Благовещение», считает что история христианизации Ирландии могла бы быть очень интересна в том числе и потому, что это имеет отношение к северной, во многом созвучной нам культуре. «Конечно, этот пивной разгул в пост не слишком уместен, а то, что называется у нас кельтской музыкой, к эпохе святого Патрика имеет слабое отношение. Но в принципе это очень интересный святой, очень интересная эпоха, очень интересная христианская культура, которая в каких-то отношениях может быть нам созвучна, потому что она северная, как и наша. Она отлична от Византийской, традиционной для восточных христианских Церквей. И вот эта северная христианская культура, история христианизации Ирландии очень интересны, здесь есть о чем поговорить, на что обратить внимание в смысле миссионерства. На мой взгляд, было бы очень интересно найти интересную для общества форму», — сказал он.

Иеромонах Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, также считает, что православным полезно знакомиться со святыми других поместных Церквей. «День св. Патрика — это празднование в память настоящего, молящегося перед Престолом Божиим святого, быть может, и не столь знакомого нашей Русской Церкви. В отличие от дня св. Валентина, его праздник не используется для обучения искусству флирта. Память православного мученика Валентина (в 269 г. убиенного римским императором Клавдием II за его проповедническую деятельность среди молодежи) приходится вовсе не на Валентинов день и его житие ничего общего с историей разрекламированного „двойника“ не имеет. А знакомиться со святыми других Православных Церквей нашим соотечественникам полезно. В этом отношении инициатива более углубленного ознакомления со святыми, потрудившимися в просвещении Европы, с привлечением всех возможных современных средств работы с молодежью — дело вполне почтенное», — сказал он. «Новое в церковной практике не может не опираться на церковное Предание. Скажем, отец Артемий Владимиров проводит 1 января воцерковление первого дня года, называя это „днем русского богатырства“, и связывая его с памятью преподобного Илии Муромца. На мой взгляд, это очень удачный опыт. Ведь для того, чтобы праздник был настоящим, должно быть здоровое основание», — отметил отец Лука.

«В этом смысле реальная святость одного конкретного человека, пусть и весьма далекой по внешней культуре страны, такого как святой Патрик, — это доброе основание для праздника, конечно, при условии, что мы не станем забывать особо близких нам отечественных святых. Только в той форме, какой навязывают нам и праздник св. Патрика, он неприемлем. Почитая Патрика как святого, мы не можем согласиться с нарушением собственных традиций: идет Великий пост, а здесь — безудержное веселье. Пользы отечественному благочестию от таких новшеств не будет», — заключил он.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика