Русская линия
Русская линияПротоиерей Александр Новопашин,
Протоиерей Александр Миняйло,
Иерей Виталий Евсеев
09.03.2009 

«Господь букве не подчиняется, Он выше ее»
Православные священнослужители о Таинстве Соборования

СоборованиеВеликим постом, как известно, в православных храмах осуществляется Таинство Елеосвящения (Собрования), заключающееся в смазывании освященным елеем (благовонным оливковым маслом, смешанным с вином), как это указано в Евангелии (Лк. 10:34), щек, губ, рук и груди верующего. Таинство это рассматривается как средство врачевания недугов и отпущения забытых, но не сознательно скрытых грехов. Соборованием таинство это именуют из-за того, что совершать его положено собором семи священников, но в случае необходимости, Елеосвящение может быть совершено и тремя-двумя священниками.

Мы попросили священнослужителей ответить на часто задаваемый верующими вопрос: кому и как часто следует прибегать к этому церковному Таинству? Следует ли прибегать к нему лишь в случае тяжелых телесных недугов, или же надо приступать к Соборованию ежегодно?

Протоиерей Александр Новопашин«В нашей епархии есть традиция совершения для прихожан Таинства Соборования в течение Великого поста в определенный день, — рассказал известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин. — Совсем не обязательно соборовать только тогда, когда человек тяжело болен или находится в предсмертном состоянии. Давайте задумаемся, что такое болезнь? Ведь тяжелобольной человек — это необязательно физически немощный человек, он может иметь и тяжелое духовное заболевание, которое также нуждается в лечении. Кроме того, духовное состояние также связано с состоянием физическим. Если человек постоянно находится, как сейчас говорят, в тяжелой депрессии, в унынии, из которого не может выйти, ему начинают приходить в голову дурные мысли о самовольном уходе из жизни. Такого человека тоже надо лечить. В Таинстве Соборования вспоминаются и прощаются те грехи человека, которые он забыл. Поэтому речь здесь идет, прежде всего, о духовном состоянии, об исцелении души человека. Поэтому совсем не обязательно соборовать только тогда, когда человек лежит в реанимации или находится в почти коматозном состоянии».

«Что касается вопроса об обязательности ежегодного соборования, то этот вопрос является темой для рассуждений. По моему частному мнению, нет никакой необходимости превращать Таинство в автомат. Когда мы исповедуемся и причащаемся, когда мы сознательно очищаем свою душу от греховной грязи, требуется определенная духовная работа. Ведь исповедь — это вершина покаянного состояния, когда мы приходим и осуждаем себя перед лицом Божиим, испрашиваем у Господа прощение, вытаскиваем гнилые занозы из своей души. Поэтому в отношении Соборования человек не должен рассуждать так: „Зайду в храм, пособоруюсь и все будет хорошо“. Соборование не должно быть неким хитрым ходом во избежание постоянной духовной работы над собой, нельзя думать, что Соборование „отменяет“ исповедь. С другой стороны, если человек недомогает, если ему тяжело, если он находится в постоянном упадке сил, может для него и есть необходимость регулярно собороваться. Но Соборование, исповедь и Евхаристия должны идти вместе», — сказал священник.

«Что же касается мнения о том, что к Соборованию следует допускать только тяжких больных, находящихся при смерти, то вовсе необязательно ждать, когда человек действительно будет отходить ко Господу. Неужели мы соборуем только тогда, когда придет последний момент? Многие ведь умирают неожиданно. Бог весть, когда Господь призовет к Себе, поэтому мне кажется, что не надо привязывать совершение этого Таинства исключительно к последнему моменту человеческой жизни. Во всем остальном, это вопрос пастырской практики. Духовный наставник должен принимать решение, смотря по ситуации, по духу, по человеколюбию, по снисхождению к немощи человеческой. Ведь в духовной жизни невозможно делать все по трафарету, иначе это может вылиться в фарисейство и начетничество. Господь букве не подчиняется, Он выше ее», — заключил отец Александр Новопашин.

Иерей Виталий ЕвсеевВ свою очередь клирик Лазаревской церкви в Тамбове, сотрудник епархиального отдела по сотрудничеству с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Виталий Евсеев указал на то, что «в словах апостола Иакова, брата Господня: „Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему“ (Иак. 5: 14−15), — конкретно сказано, что человек, приступающий к Таинству Соборования, должен быть болен. В Таинстве Соборования прощаются грехи забытые, и это таинство должно совершаться при собрании семи священнослужителей, собора священников. Семь священников совершают семь раз помазание священным елеем, также читается семь отрывков из Апостолов, соответствующего содержания, семь евангельских отрывков об исцелении Господом болящих и возжигаются семь свечей». «То, что Таинство Соборования ныне совершается в храмах в течение поста, причем не только Великого, связано с тем, что сегодня Церковь не имеет достаточного числа священнослужителей, чтобы к одному больному можно было бы позвать семь священников», — пояснил пастырь.

Отец Виталий отметил также, что «основываясь на мнении Святителя Тихона Задонского, принято считать, что Соборование совершается над тяжелобольным человеком и „близко к смерти сущим“». Вместе с тем, заметил священник, «еще в дореволюционной практике Соборование совершалось не только над тяжко больными — в Великий Четверг, в честь установления Таинства Евхаристии — вечери Господней, соборовали всех желающих, в основном пожилых людей. Ведь никто не знает, когда их Господь призовет. Сейчас эта практика возобновляется. У нас много смертей от внезапных болезней, инсульта и инфаркта, и я говорю прихожанам, чтобы они не ждали, когда их настигнет тяжкая болезнь, а приходили Великим постом и соборовались. Это нисколько не противоречит учению Церкви. Единственное, что я не рекомендую собороваться совершенно здоровым людям и маленьким детям. Духовно- и душевнобольным к Соборованию нужно приступать обязательно. Многие духовные заболевания, вызванные увлечением оккультизмом и т. п., требуют Соборования как радикального вмешательства. Но я категорически против того, чтобы человек несколько раз за время поста прибегал к Соборованию, в таком случае происходит уничижение Таинства», — заключил отец Виктор Евсеев.

Иерей Александр МиняйлоВ том, что к Соборованию нельзя подходить формально предупреждает и иерей Александр Миняйло, профессор, ректор Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина. «Не думаю, что регулярное Соборование вредно, на мой взгляд, оно даже полезно. Человек соборуется, ему прощаются все забытые грехи, что ж тут плохого? Тем более есть причина лишний раз в церковь придти. Важно не то, регулярно или не регулярно соборуется человек, а то, чтобы Таинство Соборования не превратилось в проформу, а было наполнено содержанием. А соборуют не только тяжелобольных и не только перед смертью, зря так рассуждают», — сказал отец Александр.
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=181722

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика