Русская линия | Роман Багдасаров | 05.03.2009 |
«Фильм Пивоварова о Ржевской битве, к сожалению, не обеспечивает преемственность исторической памяти, а, скорее, стремится её разорвать, что проявляется как в крупных недочётах, так и в расстановке акцентов (при этом сама тема Ржевской трагедии, безусловно, должна обсуждаться). Между тем, есть примеры иных подходов к проблеме преемственности поколений. Эта тема может быть решена не только с помощью документалистики, но и в таком жанре, как историко-фэнтезийный экшн. Укажу на два последних фильма, выполненных в этом жанре. Это российский фильм „Мы из будущего“ и таиландский фильм „Воины Сиама“. Оба вышли в 2008 году и построены на одном и том же сюжете: путешествия наших молодых современников в историческое прошлое своей страны. Удивительно совпадение многих ключевых деталей: число главных героев, военные действия и многое другое. Это свидетельствует о серьёзной тенденции, об общем умонастроении у ответственных творцов исторического кино во всём мире. В российском фильме „Мы из будущего“ рассказывается о том, как сегодняшние питерские ребята, оказываются в трагической, сложной ситуацию. Они попали в 1942 год, в год, когда наши войска несли очень тяжелые потери в ходе Великой Отечественной войны и проявляли небывалый героизм. И ребята, наши современники, став действующими лицами той эпохи, осознанно делают свой выбор — остаться с героями войны и, если это потребуется, умереть вместе с ними. Они принимают решение идти в атаку вместе с частями Красной армии, не обращая внимание на то, что они могут и не вернуться обратно в свое время. Они хотят увидеть время таким, каким мы, сегодняшнее поколение, его знаем. Для этого им суждено было вступить в строй солдат Второй мировой», — отметил Р.Багдасаров.
«Таиландские ребята в фильме „Воины Сиама“ оказались в подобной же ситуации. Они попали в 1766 год, в период очередной агрессии Бирмы против суверенного Сиамского государства Аюттайя и приняли решение защищать свой город от врагов. Отмечу, что преемником этого Сиамского государства является современный Таиланд», — продолжил он.
«Оба фильма достаточно тяжёлые, несмотря на фэнтезийность. Некоторые из героев погибают по ходу сюжета. Отмечу, — добавил координатор арт-проекта инициативы „Декалог — XXI“, — что Таиланд, в отличие от России, вообще не знал революций и не был завоеван колонизаторами. Уже в XIX он смог восстановить свои границы. Тайцам гораздо легче, чем русским, ощущать историческую преемственность, так как у них не было перерыва в традициях. И здесь следует отметить две важнейшие мировоззренческие линии, на которые и мы, организаторы проекта „Декалог-XXI“, обращаем самое пристальное внимание. Первая линия — это религия. В таиландском фильме мы видим, как буддийский монах духовно окормляет жителей сражающегося тайского селения. Вторая линия — это монархия, традиция легитимной государственности, которая сохранилась в Таиланде с древних времен. Современный парень в таиландском фильме показывает монету с изображением тайского короля, присутствовавшие при этом тайцы — и наши современники, и люди XVIII века, узнают, что это король, и все тайцы принимают молитвенную позу — между ними нет непонимания. Если в других вопросах (скажем, в вопросе о положении женщин) между ними и возникают трения, то в почтении к своей государственности и у тайцев XVIII века и у современных жителей Таиланда мы видим полное единодушие», — подчеркнул Р.Багдасаров.
«У нас же, в России, произошла попытка оборвать линии религии и легитимной государственности. Тем не менее, фильм „Мы из будущего“, на мой взгляд, даже более психологичен, чем таиландский фильм. Таиландцы сняли картину в большей степени сказочную и мистическую. Но и в нашем фильме в образе старшины показана религиозная преемственность. Так, старшина произносит молитву над павшими и жертвует своей жизнью за други своя. В условиях прерванной традиции в России не просто происходит воссоединение поколений. В целом, эти фильмы, и российский, и таиландский, достойно пытаются объяснить молодежи, зачем надо чтить своих предков. И не случайно один из героев тайского фильма перед тем, как попасть в прошлое, спрашивает у своих друзей: „Наши предки будут счастливы, когда узнают, что мы о них думаем?“», — рассказал культуролог.
«У нас же, в современной России, много линий, где поколенческая преемственность разорвана во многих местах, инициатива „Декалог-XXI“ вносит свою лепту в её восстановление», — подчеркнул он.
«Эта тема очень актуальна для тех стран, которые озабочены поддержанием традиционной самоидентификации. И хотя культуры, представленные в фильмах, совершенно разные, это южнобуддийская культура в одном случае и православная культура в другом, тем не менее, и там, и здесь звучит тема патриотизма, любви к предкам, жизненной необходимости увековечения их памяти в сердцах нового поколения», — заключил Роман Багдасаров.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=181687
|