Русская линия | Роман Силантьев | 03.03.2009 |
Как сообщает Интерфакс, Р. Кадыров выразил уверенность, что «было бы в интересах всех мусульман России и страны в целом наличие в России единого координирующего центра мусульман». «Естественно, муфтий страны, где десятки народов со своими традициями и обычаями исповедуют ислам, не может быть сладким для всех. Для него главным правилом должно быть следование нормам Корана», — подчеркнул Р.Кадыров. «Я своего мнения не скрываю, но никому и не навязываю его. Если вы спрашиваете, то честно его высказываю. Я уверен, что в России должен быть главный муфтий, но это не исключает наличия муфтиев в регионах», — сказал он.
Президент Чечни критически оценил деятельность религиозных лидеров по противодействию ваххабизму. «Я не слышу сегодня призывов муфтиев с осуждением ваххабизма. Проповеди, раскрывающие суть ваххабизма, к сожалению, не слышны в мечетях или почти не слышны», — отметил Р.Кадыров. По его словам, «об этом немного говорят в Дагестане, также периодически говорят в мечетях Ингушетии, активно противодействуют ваххабизму в Чечне, но в остальной части России этот голос не слышен». «Я интересуюсь ситуацией с исламом в России, и мое мнение такое, что религиозные деятели лучше, чем во всех регионах, противодействуют ваххабизму в Южном федеральном округе. Реально работает координационный центр мусульман Северного Кавказа во главе с Исмаилом Бердыевым», — подчеркнул Р.Кадыров. «Людям нужно говорить правду в глаза. В конце концов, до этих людей дойдет, что есть правда, а что — ложь, что им несет добро, и что — зло», — сказал он. «Во главе мусульман России должен быть глубоко знающий ислам, острый, как меч, и мужественный религиозный деятель, который при любых обстоятельствах стоит на пути истины», — заявил Р.Кадыров.
Р. Силантьев отметил, что в свое время Императрица Екатерина II создала две независимые мусульманские структуры. «Конечно, основным муфтием был уфимский муфтий, но это не исключало наличия независимого муфтия, например, в Таврической губернии. Впоследствии сделали еще два муфтията в Закавказье, и были планы создания еще двух муфтиятов в Средней Азии и на Северном Кавказе. В советский период было четыре независимых друг от друга муфтията, и среди них приоритет имел как раз среднеазиатский. У нас просто нет прецедента в истории, чтобы был один мусульманский лидер. В России живут слишком разные мусульмане, чтобы объединять их под одним руководством. Вполне оправдано наличие двух лидеров, которые были бы независимы друг от друга, но имели бы общую позицию по основным вопросам. Понятно, что мусульмане Северного Кавказа сильно отличаются от татар или башкир. У них разные направления и традиции, и валить всех в одну кучу было бы неправильно. Это то же самое, что объединить, например, все Православные Церкви. У нас 15 автокефальных Церквей, но это совершенно нормальное явление, никто же не призывает из пятнадцати сделать пять или вообще одну», — отметил эксперт.
«Под разным руководством мусульмане в России живут вполне нормально и в целом лояльны России и к ее законам. Но одни мусульманские структуры с ваххабизмом активно борются, а другие его активно распространяют. Мусульмане в Чечне с ваххабизмом борются, а Совет муфтиев России активно издает соответствующие книги и очень болезненно реагирует, когда их запрещают. Борьба чеченского муфтията с ваххабитами во многом компенсируется и нивелируется проваххабитской пропагандой того же муфтия Нафигуллы», — продолжил ученый.
«При сильной власти все возможно сделать. Но сейчас вряд ли создание единого мусульманского центра будет эффективно и вообще удобно. Все равно какая-то группа будет обижена и ущемлена. Найти здесь компромисс будет сложно. С одной стороны это упростит координацию мусульман, с другой — может внести в их ряды дополнительные расколы. Это не совсем своевременная идея. Оптимальной остается ситуация при существовании двух мусульманских лидеров (для Советского Союза оптимальным было четыре)», — продолжил он.
«Сложно сказать, идеалистическое или популистское заявление сделал президент Чечни. Очевидно, он говорит то, что думает, и политкорректностью особо не страдает. Хочет устранить бардак в исламском сообществе России и предлагает не самую худшую идею. Но все зависит не от него, а от первого лица государства. Если Президент России сочтет возможной эту реформу подобно той, какую проводила Екатирина II — одно дело, а снизу этот процесс, конечно, не пойдет, слишком много там накопилось противоречий», — подчеркнул Роман Силантьев.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=181636
|