Русская линия
Русская линия Редакция РЛ28.02.2009 

Было ли самоубийство в одесском храме ритуальным?
Комментарий РЛ в связи с заявлением пресс-службы Одесской епархии

27 февраля на официальном сайте Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата появилось заявление пресс-службы Одесской епархии в связи с сообщениями в средствах массовой информации о том, что в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 февраля было совершено ритуальное самоубийство над ракой с мощами преподобного Кукши Одесского. Напомним, что «Русская линия» сообщила об этом инциденте 26 февраля со ссылкой на информационное агентство «Новый Регион» и сайт духовно-патриотического союза «Новороссия». Поскольку мы одними из первых сообщили об этом происшествии, то, по-видимому, под неназванными пресс-службой епархии СМИ следует понимать и РЛ. Поэтому все призывы пресс-службы, изложенные в ее заявлении, адресованы, в том числе, и нам. Редакция «Русской линии», не найдя заявление пресс-службы Одесской епархии убедительным, считает своим долгом его прокомментировать. Во избежание недоразумений мы полностью приводим текст этого заявления:

«В некоторых средствах массовой информации распространяются сообщения о том, что в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 февраля было совершено, якобы, «ритуальное самоубийство на мощах». К сожалению, в погоне за «сенсацией» журналисты не потрудились обратиться непосредственно ни к сотрудникам правоохранительных органов, ни к священноначалию Одесской епархии, чтобы выяснить официальную точку зрения происшедшего.

К сожалению, приходится констатировать и тот факт, что непроверенную информацию о случившемся поставили на свой сайт и наши коллеги из редакции сайта «Украина Православная» «http://www.pravoslavye.org.ua»

В связи с вышеперечисленным, пресс-служба Одесской епархии заявляет: 22 февраля во время вечерней службы в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре психически больной человек, что подтвердило затем медицинское исследование и заключение правоохранительных органов, попытался нанести себе ранение ножом. Произошло это в одном из приделов храма, но не «над мощами преп. Кукши», как было написано в прессе, и кровь не «обагрила раку с мощами"…

Усилиями насельников обители и верующих пострадавшему была оказана первая помощь, а прибывшая затем «Скорая помощь» забрала его в больницу, где, несмотря на старания медиков, он на следующий день скончался.

«Самоубийство было явно ритуальным», — пишут журналисты в погоне за сенсацией. Однако, медицинский осмотр показал, что этот человек уже не раз пытался покончить жизнь самоубийством. Об этом свидетельствуют множество шрамов на теле. Кроме того, дальнейшее расследование обстоятельств инцидента показало, что погибший был уже 10 лет психически болен после серьезной травмы головы.

Таким образом, говорить о ритуальном характере самоубийства — значит сознательно нагнетать нездоровую духовную атмосферу вокруг факта гибели психически больного человека.

Это как раз вписывается в планы организаторов провокационной кампании: сайт «Новороссия», который первый распространил столь «сенсационное» сообщение, явно заинтересован в нагнетании истерии «об исключительном, неслыханном происшествии в свете всеобщей апостасии и явных признаков последних времен». Дело в том, что некто Руслан Запорожский, возглавляющий духовно-патриотический союз «Новороссия» и одноименный сайт, был отлучен от причастия Высокопреосвященнейшим Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским за многочисленные провокации против священноначалия Русской Православной Церкви. Сам же Запорожский не скрывает, что является активным сторонником бывшего епископа Диомида и вместе со своими стронниками проводит линию на подрыв канонического Православия. Для этого он идет на любые средства, в том числе и столь на «апостасийную» сенсацию. Что же касается исключительности случившегося, то хочется подчеркнуть: к сожалению, в истории церкви такие случаи с психически больными людьми были далеко не единичны… В завершение хотелось бы напомнить слова святого апостола Иоанна Богослова: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4:1). Будем же впредь внимательно относиться к фактам, а раздувать истерию «о последних временах»

Следует признать справедливой претензию пресс-службы Одесской епархии, что «журналисты не потрудились обратиться непосредственно ни к сотрудникам правоохранительных органов, ни к священноначалию Одесской епархии, чтобы выяснить официальную точку зрения происшедшего». Это действительно серьезное наше упущение, правда, допущенное нами отнюдь не в погоне за «сенсацией». Решив не обращаться за комментариями в пресс-службу Одесской епархии, мы руководствовались вполне конкретными практическими соображениями. К сожалению, «Русская линия» ранее сталкивалась с полной невозможностью дозвониться до пресс-службы епархии. В начале 2008 года в связи с поступившим в нашу редакцию «Обращением духовенства Одесской епархии» в защиту председателя Союза православных граждан Украины Валерия Каурова мы беспрерывно звонили в пресс-службу епархии, но телефон хронически молчал на протяжении нескольких дней. На этот раз мы посчитали бессмысленным повторение этого печального опыта «общения» с пресс-службой Одесской епархии. Впрочем, наверное, сейчас ситуация кардинально изменилась, и до пресс-службы епархии теперь в принципе можно дозвониться. К сожалению, мы не обратили внимание на это обстоятельство.

Что касается других претензий, то, к сожалению, мы должны заявить коллегам из пресс-службы, что не можем признать их претензии существенными. Заявление пресс-службы оказалось посвящено главным образом личности председателя духовно-патриотического союза «Новороссия» Руслана Запорожского. Можно понять, что сотрудников пресс-службы беспокоит деятельность г-на Задорожного, но в данном случае абсолютно неважно, за что отлучал его от причастия митрополит Агафангел, является он последователем бывшего епископа Диомида или нет. Выводы г-на Запорожского о последних временах и апостасии — его личная оценка, которую можно давать, а можно и не давать (как было в сообщении РЛ о событии), с ней можно соглашаться или спорить. Но какое это имеет отношение к происшествию в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре?! Очевидно, что речь должна была идти о ритуальном самоубийстве, а не о личности господина Запорожского.

Главный вопрос — было ли происшествие в монастыре ритуальным самоубийством? В заявлении пресс-службы утверждается, что не было. Однако главный аргумент в пользу вывода о неритуальном характере произошедшего, приводится скороговоркой. Коллеги из пресс-службы пишут, что инцидент произошел «в одном из приделов храма, но не «над мощами преп. Кукши», как было написано в прессе, и кровь не «обагрила раку с мощами"…». Если это так, и с подачи председателя духовно-патриотического союза «Новороссия» Руслана Запорожского распространялась заведомая неправда, тогда почему об этом говорится скороговоркой. Так бы и написали, что г-н Запорожский ввел в заблуждение православный народ. Это куда более существенный аргумент, чем его любовь к Диомиду.

Однако, даже если выяснится, что Р. Запорожский обманул всех или транслировал недостоверную информацию и самоубийство произошло не над мощами преподобного Кукши, то почему это свидетельствует о неритуальности самоубийства?! Неужели для наших одесских коллег существенно, в какой части храма произошло самоубийство, у раки с мощами преподобного Кукши или в любом другом приделе храма? Даже если самоубийство произошло в любой другой части православного храма, который сам по себе является святыней, разве это не ритуал. Бесноватый человек вошел в православный храм и публично убил себя ножом в Доме Божием! Это и есть ритуальное самоубийство. Неритуальным оно было бы, если бы сей несчастный убил себя в доме или на улице.

Странно также читать аргументы православных журналистов, изложенные в заявлении, что это самоубийство не было ритуальным, поскольку его совершил психически больной человек. Психически нездоровый человек, для православного сознания, это человек — одержимый демонами, иначе говоря, это бесноватый человек. К сожалению, именно такие люди совершают ритуальные действия, и это неудивительно, ведь они одержимы демонами. Поэтому пресс-служба Одесской епархии, называя этого несчастного психически нездоровым, как раз и доказывает, что он мог совершить ритуальное самоубийство. Поэтому при всем нашем уважении к коллегам из пресс-службы Одесской епархии, мы не можем признать их разъяснения убедительными. И хотели бы дружески посоветовать, прежде чем выступать публично с заявлениями, серьезно подумать. Все-таки не зря на Руси говорили: «семь раз отмерь, один раз отрежь»
Редакция ИА «Русская линия»

http://rusk.ru/st.php?idar=181602

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Дмитрий В.Ч.    27.03.2009 16:31
Ну, поставить вопрос может кто угодно: Вы, я, Русская линия. А вот ответить на него может, действительно, только следствие. С точки зрения государственной ответ на этот вопрос важен потому, что ритуальное самоубийство (в отличие от обычного) содержит признак уголосного преступления: есть кому предъявить обвинение в доведении до самоубийства.
  Геннадий М    27.03.2009 13:14
Вот это уже, мне кажется, более верная постановка вопроса – в данном случае возможность постановки вопроса о ритуальности этого происшествия может исходить только от светской власти, для которой в настоящее время, априори, действия последователей любых учений, выражающих свое мировоззрение различными внешними действиями соответствующего характера, могут считаться "ритуальными", т.к. "ритуальность" в данном случае – это характеристика не действительной сути мировоззрения, т.е. она не раскрывает его действительное внутреннее содержание, а лишь указывает на характер внешних действий.

И вот светская власть, которая сейчас по праву владеет "административным ресурсом", я имею в виду аппарат, регулирующий внешние взаимоотношения в обществе, и призвана, а лучше сказать – и должна, решать вопрос о допустимости тех или иных "ритуалов", т.е. внешних действий, в пределах своей области (т.е. в настоящее время – страны, как современного образа понятия "царства", этого "естественного начала жизни", как назвал его в своем докладе "Домострой или Глобализация" о.Олег Стеняев http://www.rusk.ru/st.php?idar=4778).

Хочется добавить, что в этом контексте очень важно, каким это "естественное начало жизни" видит сама светская власть.
  Анна NDG    27.03.2009 10:22
Уважаемая редакция.Я с интересом и уважением отношусь к вашей работе,но всегда меня не покидает ощущение ,что читая ваши комментарии и статьи необходимо фильтровать информацию.Данная статья тому яркий пример.Для меня лично безоговорочное признание душевнобольного человека бесноватым-это трюк для оправдания своих поспешных действий в напечатании непроверенной информации.Извините за жесткое высказывание,может быть я и не права.
  Дмитрий В.Ч.    26.03.2009 18:31
Вопрос, было ли это самоубийство ритуальным, важен, и ответить на него – одна из задач следствия. Ритуальное самоубийство есть одна из версий ПРИЧИНЫ самоубийства. И если она подтвердится – следует ожидать других таких же самоубийств. Ритуалы потому, в частности, и ритуалы, что должны ПОВТОРЯТЬСЯ.

Судя по имеющейся информации, это самоубийство было сознательной, спланированной акцией, имевшей целью осквернение святых мощей. Самоубийца заранее снял с себя нижнее белье и прикрепил нож к голой ноге. Затем оделся, пришел в храм и подошел к раке святого. Там быстро разделся, наклонился над ракой и ударил себя ножом. Практический смысл понятен: если бы он не разделся, то кровь могла и не попасть на раку и на пол, т.к. была бы задержана одеждой.

Следует ли отсюда, что самоубийство – ритуальное? Еще нет: для ритуального самоубийства в точном смысле слова нужна организация, практикующая подобные ритуалы.

Следует ли отсюда, что самоубийца – одержимый? Еще нет. Во-первых, непонятно, как мог одержимый вообще войти в храм, где кругом кресты, иконы и молитвы, как мог он подойти вплотную к раке со святыми мощами? Во-вторых, эти действия могли быть совершены и в состоянии гипнотического внушения: иначе говоря, одержимым мог быть не сам самоубийца, а тот, кто ему это внушил.
  Имперский патриот из Екатеринбурга    26.03.2009 10:42
Уважаемая редакция!

Не верно ваше утверждение в статье, что "психически нездоровый человек, для православного сознания, это человек – одержимый демонами, иначе говоря, это бесноватый человек." Да, есть бесноватые, которые тоже состоят на учете как психически нездоровые, но есть психически нездоровые по естеству, то есть не бесноватые. Об этом говорят православные врачи, кратко об этом упоминается в основах социальной концепции РПЦ (от 2000 года).
Просто психически нездоровый человек и молится и крест носит. А бесноватый не выдерживает крестного знамени, храма.
Может быть этот человек самоубийца и был бесноватым.
И конечно это самоубийство ритуальное. Даже если человек этот был невменяем, то диавол стоял за ним и руководил этим осквернением и самоубийством души человеческой.
Прискорбно очень. ВСЕ ЭТО СЛЕДСТВИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОТ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ. Вот и происходит такое страшное беззаконие.
  czerni    20.03.2009 23:35
Господа!
1.
Какое значение имеет ритуальность или её отсутствие в данном случае?
Принимая во внимание весь ужас происшествия?
Это главный вопрос. Ответ напечатан ниже курсивом.
Никакого
2.
Определения "ритуальный" применительно к данному случаю
выглядит глуповато, если не сказать, что просто глупо.
3.
Сам погибший, возможно, как-то определял для себя смысл того, что содеял.
Возможно даже твердил себе "это – ритуально", "это – актуально" или что-то ещё.
Но какое кому до этого дело теперь?
Отсюда даже нельзя извлечь урок на будущее.
Остаётся только одна причина для писанины по этому поводу:
построчные гонорарии пишущей братии.
  Геннадий М    20.03.2009 16:31
Мне кажется, о.Олег, что как раз самый главный вопрос, который решает для себя каждый православный христианин в подобных случаях, это то, чем лично для него является подобное происшествие. Если лично для него подобное событие является "ритуальным", т.е. выражающим некое таинственное действие, стало быть, он соглашается и с соответствующей "системой координат", в которой и классифицируется в подобном контексте данное событие. Но мы же не верим, и значит, не принимаем подобных систем координат, для нас не являются ритуалами ни сеппуку, ни сатанинские какие-то самоубийства. Это для последователей подобных учений такие действия, наверное, что-то значат, для нас-же они могут значить либо психическое нездоровье, либо бесовское обольщение, и следовательно и реакция наша на подобные события должна быть соответствующая.
А что касается оценки таких событий, понятной для всего общества, которое, к сожалению, не все православно-религиозно, в подобных случаях, наверное, она должна быть согласована с позицией "независимого эксперта", имеющего авторитет и для нас, православных христиан, и для всего остального общества, т.е. с оценкой государства.

С уважением.
  иерей Олег    19.03.2009 15:29
Я считаю,что это было таки ритуальное действие. А молчание о свершившемся,не делает чести,прес-службе Одесской епархии. Я сам о том узнал из СМИ,хотя являюсь клириком Одесской епархии. Молчание не всегда на пользу.
  Геннадий М    18.03.2009 16:32
При всем уважении к РЛ (я частенько читаю размещенные здесь статьи, и часто солидарен вообще с направлением развития ИА "Русская линия"), но вот в этом вопросе позиция пресс-службы Одесской епархии мне кажется все-таки более взвешенной и адекватной. Мне кажется, что если уж открываются какие-то недоработки, то будет просто правильнее это вовремя признавать, и исправлять положение, а не усугублять его, именно так трудолюбивые СМИ завоевывают репутацию у всех правоспособных и дееспособных людей.

Еще раз – с уважением к РЛ.
  Аналитик-2009    07.03.2009 22:49
Человек, совершивший самоубийство в одесском монастыре оказался уроженцем Измаила

5 марта, 19:43

44-летний мужчина, покончивший жизнь самоубийством 22 февраля в Свято-Успенском мужском монастыре Одессы, оказался жителем города Измаила в Одесской области. Как выяснилось, это уже не первое ритуальное убийство среди измаильчан.

Самоубийца был душевнобольным и состоял на учёте в областном психдиспансере. По одной версии он жил некоторое время при монастыре, а по другой появился там впервые.





Свято-Покровский кафедральный собор Измаила


Как выяснилось, в самом Измаиле уже были случаи ритуальных убийств. В частности, в 2006 году на православный праздник «Усекновение главы Иоанна Предтечи» в квартиру семьи Прозоровых вошла соседка и зарезала мать и троих детей. Позже женщина была признана невменяемой.

Ровно через год, на этот же праздник, душевнобольной ножом нанёс смертельные раны молодой девушке, которая работала в одной из аптек города.

Кроме того, в прошлом году трое парней разрисовали знаками и пиктограммами стены Свято-Покровского собора. Настоятель храма, протоиерей отец Георгий заявил, что таким образом «сатанисты утверждаются в городе».

В то же время, пресс-секретарь измаильского управления милиции, сообщил, что организаций оккультного характера, совершающих сатанинские обряды в Измаиле не выявлено.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru