Русская линия
Русская линия Александр Тимофеев11.02.2009 

Толерантность маститого религиоведа
О книге «Религии России. Календарь-справочник на 2009 год»

Михаил Одинцов10 февраля мне довелось присутствовать на презентации книги «Религии России. Календарь-справочник на 2009 год», проходившей в Санкт-Петербурге в пресс-центре агентства «Интерфакс». В пресс-конференции принял участие автор-составитель книги президент общероссийской общественной организации «Объединение исследователей религии», начальник отдела по религиозным вопросам и культурным правам Аппарата Уполномоченного по правам человека в России профессор Михаил Одинцов. Книга издана общероссийской общественной организацией «Объединение исследователей религии».

«Если представлять эту книгу коротко, то в этом календаре сосредоточена информация обо всех тех религиозных организациях, которые бытуют на территории России. Среди них самые разнообразные организации: и те, которые насчитывают своей истории, своей жизни сотни и тысячи лет, и те, которые относительно недавно стали известны российскому человеку, а также те, которые совсем недавно, десятки лет, а может быть немного более, стали активными участниками общественной жизни России», — отметил М. Одинцов, подчеркнувший, что особенностью книги является ее нацеленность на воспитание в читателе «толерантности».

По словам составителя книги, «вся палитра идейных, мировоззренческих, идеологических и культурных представлений должна восприниматься как частица некоего единого целого, частица российского народа».

Между тем, при знакомстве с книгой обращает на себя внимание наличие в ней огромного массива информации, не имеющей никакого отношения, как к религиям России, так и религиозности как таковой. Например, на странице, посвященной 13 февраля, можно узнать о том, что пятьдесят лет назад «в США, в Калифорнии, в продаже появилась первая кукла Барби, одетая в полосатый, будто зебра, костюм». На странице за 1 марта можно найти сообщение о том, что в этот день в 1969 году было «завершено строительство крупнейшего сооружения магистрали Тюмень-Сургут — железнодорожного моста через Иртыш». На странице за 25 октября отмечается, что 140 лет назад «на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде был показан первый русский автомобиль». На странице, посвященной 15 сентября, говорится, что сто лет назад «в Москве на Ходынском поле состоялся первый в России полет на аппарате „тяжелее воздуха“ с мотором». Остается только догадываться, какое отношение подобные сведения имеют к религиям России.

Кроме того, обращает на себя внимание эклектичность книги, разнообразие представленного в ней материала, информационная пестрота страниц. На странице, отведенной 15 марту, можно узнать о том, что в этом году исполняется 650 лет со дня преставления святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, можно прочитать слово Святителя о исхождении Святаго Духа, узнать о том, что пятьдесят лет назад в этот день «в Праге завершился 25 чемпионат мира и очередной чемпионат Европы по хоккею». И на этой же странице можно познакомиться с рассуждения французской актрисы Софи Лорен о природе сексуальной привлекательности.

На странице, посвященной 9 апреля, содержатся сведения о пейсахе, высказывания папы Римского Иоанна Павла II о еврейских традициях, историческое сведение о том, что в 1940 году в этот день «во Франции издан декрет о введении смертной казни за пропаганду коммунизма», атеистические афоризмы Бертрана Рассела и памятные даты всемирной культуры, среди которых есть и такая «важная» для россиянина как издание первой финской книги-букваря «ABC-kirja"…

Хотя книга и посвящена религиям России, она с избытком наполнена высказываниями философов, политиков, писателей, общественных деятелей о «вредности» и «ненужности» религии как таковой, и ее «пагубном» влиянии, как на общество, так и на личность. Складывается впечатление, что автор-составитель календаря стремился привить читателям отвращение и ненависть к религии, Церкви, вере и религиозности.

Обложка книги "Религии России. Календарь-справочник на 2009 год" Чего стоят, к примеру, такие цитаты: «Христианская вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно несовместима. Отнюдь не случайно дураки столь угодны Богу» (Эразм Роттердамский, с.36); «Все люди рождаются на свет с носом и пятью пальцами на руке, и ни один из них не появляется на свет с понятием о Боге» (Вольтер, с. 93.); «Говорить, что человек обязан верить в Бога, — не только неверно, но и неразумно» (Джонатан Свифт, с. 99.); «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа» (В.И.Ленин, с. 291.); «Человек никогда не станет свободным, пока он не изгонит Бога из своего разума» (Денни Дидро, с. 213.); «…Христианская любовь к ближнему есть глупость, поскольку любовь парализует человека; христианская идея всеобщего равенства защищает расово неполноценных, больных, слабых и убогих» (Адольф Гитлер, с.122).

Помимо этого книгу отличает одинаковый подход, как к мировым религиям, так и к тоталитарным сектам. Автор рассматривает конфессии и секты как бы беспристрастно, не давая оценки ни религиозным организациям, ни сектам, не подчеркивая ни положительные черты мировых религий, ни отрицательные черты деструктивных сект. В частности, на 247 странице цитируются высказывания папы Римского Иоанна Павла II и основателя саентологии Рона Хаббарда. Высказываниями вождя саентологической тоталитарной секты испещрена вся книга. В ней содержится много памятных дат, связанных с историей этой секты, автор предлагает отмечать «победы» саентологов, при этом, не выказывая ни сожаления, ни осуждения стремительному распространению в России тоталитарных сект. Так на странице 107 в рубрике «Международные акты о свободе совести» сообщается: «Вслед за решениями по жалобам московского отделения «Армии спасения» и челябинских «Свидетелей Иеговы» саентологи г. Москвы выиграли в Страсбурском суде дело против России. За отказ зарегистрировать организацию саентологов, Россия должна выплатить 25 000 евро». Оказывается, одним из самых знаменательных событий, произошедших 13 марта, стало рождение Рона Хаббарда. На странице 256 автор почти не скрывает своих симпатий к создателю одной из самых тоталитарных, разрушительных сект: 24 августа 2003 года «в Санкт-Петербурге общественная организация «Саентологический Центр» провела презентацию рекламной почтовой марки с изображением основателя саентологии Л.Р.Хаббарда, приурочив ее выход к 300-летия Петербурга. Марка выпущена по предложению всемирной академии науки, искусства и культуры (ВАНИК), высоко оценившей заслуги Л.Р.Хаббарда — писателя и гуманиста, боровшегося за мир и свободу совести». При этом книга не содержит ни одного сообщения о том колоссальном вреде, который был причинен деятельностью сект обществу, государству и многим людям.

Наконец, в книге «Религии России» в рубрике «Новый Толковый Русский Словарь» приводятся высказывания, продиктованные отнюдь не «желанием услышать того, кто рядом с тобой, проникнуться его настроением, его представлениями». «Гипертоник — стаканчик водки, да кусочек селедки» (с.103). Данное определение, несомненно, стоит признать оскорбительным и уничижительным по отношению ко многим людям, страдающим гипертонией. «Часть тела, окруженная со всех сторон водой — утопленник» (с.290). «Колумбарий — место старта в жизнь вечную» (с.309). По словам Михаила Одинцова, эта рубрика — «просто возможность размышления». «Здесь нет некоей мировоззренческой монологичности, — продолжает он. — Здесь есть самые разные, неожиданные точки зрения разных людей с различными взглядами, поэтому никакого кощунства или преднамеренной негативной точки зрения здесь нет. Здесь есть иногда какие-то нелогичные, неожиданные слова, над которыми может быть стоит поразмыслить и не более того, не надо искать там никаких осуждений, очернений. Ум должен иногда обновляться, вот прочитаешь, — задумаешься».

Вероятно, не стоило бы тратить время на анализ книги «Религии России. Календарь-справочник на 2009 год», если бы ее автором был обычный религиовед, а не начальник отдела по религиозным вопросам и культурным правам Аппарата Уполномоченного по правам человека в России, коим является Михаил Одинцов. И страшно становится от того, что такие люди оказывают влияние на религиозную политику нашего государства.
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора Русской линии

http://rusk.ru/st.php?idar=181165

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Дмитрий-Л    02.02.2011 12:37
А что, религии России-это только РПЦ с пьяными крестными ходами.? Да ещё пара-тройка религиозных конфессий? Составьте свой справочник, если чужой не нравится.
  Юрий Серб    16.02.2009 12:04
Спасибо Александру Тимофееву. Но вот обращение "Уважаемый Михаил Иванович" звучит для нормального слуха слишком сильно. Не могу испытывать ни малейшего уважения к данному Михаилу Ивановичу, который – профессор лжи Одинцов.
Этот религиовед повторяет слова Гитлера о "христианской идее всеобщего равенства" и обнаруживает свое полное невежество, поскольку христианство не говорит о равенстве людей в земной жизни ничего, тогда как атеисты-религиоведы не имеют представления ни о чем, кроме этой самой жизни земной.

Истина иерархична по своей сути и, как правильно напоминает читатель, цитирующий В.С.Соловьева, в принципе нетолерантна.
Да простят меня за это наблюдение, но приверженность М.Одинцова ко тьме низких истин и к низкопробной лжи наложила неизгладимый отпечаток на его собственный облик.
  Лепёхин Н.Н.    14.02.2009 22:59
Профессор-толераст предпринял очередную масонскую диверсию, понимая что он служит врагам России!
Позор!
  Читатель    13.02.2009 09:03
Ну как тут не вспомнить замечательные слова философа В.С.Соловьева:
"ИСТИНА ИНТОЛЕРАНТНА, ТО ЕСТЬ ОНА НЕ ТЕРПИТ НЕИСТИНЫ ПО САМОЙ ПРИРОДЕ СВОЕЙ" .
  Филимонов    13.02.2009 07:28
Какой смысл вступать в полемику с Одинцовым? Это бывший работник Дома атеизма, сотрудник Совета по делам религий (то есть, в сущности, КГБ), ныне деятель казенной "защиты прав человека", автор знаменитого высказывания "Народ требует светскости!". Идея о том, что в "светском государстве" все религии равны, давно овладела его сознанием, и в меру своих сил он пытается ее реализовать где только можно. Он же много раз высказывался, что России позарез необходимо восстановить госорган по делам религий. Так что, мне кажется, не стоит дискутировать с Одинцовым как таковым, а вот тратить время на аналитику всякой гадости как раз стоит, потому что это дает нам возможность вскрыть и продемонстрировать обществу подлинные мотивы и возможные последствия "воспитания толерантности". К счастью, это слово в нашей стране становится все менее популярным.
  А.В.Шахматов    13.02.2009 03:35
Почему прививается так легко толерантность в СНГ- потому что советский период внедрил лакейский страх в народ.
  Александр Тимофеев    13.02.2009 01:43
Уважаемый Михаил Иванович, признаюсь, Ваш труд меня сильно удивил и вызвал у меня недоумение. Но сначала отвечу на Вашу критику.

Ваша реплика: «К тому же он и не способен отличить позицию автора-составителя от включенных цитат религиозных лидеров прошлого и настоящего, представленных мнений ученых и общественных деятелей».

Ответ: «Как можно узнать Вашу позицию, если в книге нет ни введения, ни предисловия, ни даже заключения? Нет именно тех частей книги, в которых автор обычно выражает свою точку зрения. Я не знаю, преднамеренно или непреднамеренно Вы упустили эти части. Не буду гадать, да это и не столь важно. Наука давно придумала способы распознавания невыраженной точки зрения. Начиная с середины XX века, ученые и, в первую очередь, социологи обнаружили, что отбор информации чаще всего бывает субъективным. Анализ вашей работы показывает, что информация, включенная Вами в книгу, отобрана по каким-то субъективным предпочтениям. В вашей книге масса положительной или просто нейтральной информации о сектах, в то время, как негативной информации я так и не смог найти. Неужели за всю современную историю России секты не сделали ничего криминального, ничего дурного, не принесли никакого вреда, не были зачинщиками скандалов, конфликтов? После прочтения вашей работы складывается впечатление, что тоталитарные секты – это «белые и пушистые» организации, совершенно беззащитные и даже безвредные. Кроме того, на страницах вашего календаря я обнаружил множество описаний сект в качестве жертв с ущемленными правами, бедных и несчастных. По моему мнению, информация о сектах, опубликованная Вами в этом календаре, однозначно, недвусмысленно показывает ваше отношение к сектам. Вам уже не надо ничего писать про секты, не надо их ругать, не надо их хвалить, не надо их оправдывать, не надо их жалеть, потому что, прочитав ваш календарь, становится ясно, как Вы относитесь к сектам. Я не буду утомлять Вас дальнейшим анализом, но, используя те же процедуры, можно выявить ваше отношение к другим объектам, охваченных вашей книгой».

Ваша реплика: «Удивляет и тот простой до очевидности факт, что сей комментатор скрывает от чителей подлинное содержание книги и навязывает свое искаженное представление о ней. Например, как же не увидеть, что до 70% книги посвящено христианским праздникам , что в ней содержится богатейший материал по истории Русской православной церкви!»

Ответ: «Ваша реплика на половину справедлива. Действительно, я не писал о том, что в вашей книге много выдержек из святых отцов, православных текстов, православных священнослужителей, отмечено много православных праздников. Это факт, который я не собираюсь опровергать, потому что он очевиден. Но является ли этот факт положительным? Казалось бы, что подобный факт должен положительно характеризовать книгу. Действительно, если в книге много ссылок на святых отцов, значит это книга хорошая. Это естественный вывод. Но всегда ли наличие в книге множества цитат из отцов Церкви положительно характеризует книгу?
Проанализируем вашу книгу. Откроем 21 страницу и посмотрим в конец страницы. Что мы там видим? Высказывание преподобного Серафима Саровского. А что идет следом? «Гадание на имя суженого». Такое соседство воспринимается Вами положительно? Представим на минуту (не дай Боже, конечно), что ваша книга стала школьным учебным пособием, которое учитель должен зачитывать каждый день по странице. Наступило 15 января, учитель открывает 21 страницу и начинает читать………….. «Ребятки, вот очень мудрые слова преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых русских святых, а теперь, детки, давайте погадаем на имя суженого…» Как думаете, что будет твориться в головах школьников после такого материала? Как Вы думаете, этот материал пойдет им на пользу или во вред? На дворе 9 мая, святой для русских людей праздник. Открываем 143 страницу, итак наша учительница читает: «Детки, чем велик этот день?». «Победой в Великой Отечественной войне!!!», – перекрикивают друг друга школьники. «А еще чем?», – не унимается учительница…… Молчание… «Ах, вы неучи, если бы вы читали календарь Одинцова, то знали бы, что это прежде всего день Дианетики… Всем вам двойки поставлю. Надо же, до чего докатились, таких важных дат не знаете. И вам не стыдно?» – недоумевает учительница. А что же идет сразу после сообщения о празднике, посвященном выходу фолианта вождя саентологов Хаббарда?……. высказывание святителя Иоанна Златоуста!!!! Я буду поражен, если Вас не смутит такое соседство. Я уверен, что Вы читали труды святителя, и поэтому должны знать, что святитель был яростным, непримиримым, воинственным противником ересей и сект. Посмотрел бы я на его реакцию, после того, как он увидит, кто стал его соседом. Не думаю, что соседству Хаббарда он был бы рад. Наступило 23 июля, школьники на летних каникулах, а учительница вновь берет ваш календарь, открывает его на 222 странице, и читает….. житие Преподобного Антония Киево-Печерского, потом сведения, не имеющие отношения к религии, афоризм Цицерона……………и смотрит гороскоп. Вот, идеал найдет: святой должен жить по звездам, каждый свой день сверяя с гороскопом. Учительница не выдержала и использовала книгу на растопку…»

Ваша реплика: «Странное впечатление производит текст г-на А. Тимофеева. Не понять очевидного, что Календарь есть площадка, где "встречаются" самые различные точки зрения по тем или иным вопросам, относящимся к жизни и деятельности самых различных законно действующих религиозных объединений, а не проводится одно единственное мнение и утверждение».

Ответ: «Это не площадка, а помойка. Иначе назвать я не могу».

Ваша реплика: «Из всего следует, что комментатор – просто малограмотный, дремучий, невежественный, ограниченный человек, хотя и молод возрастом, да к тому же еще с претензиями и амбициями поучать всех и вся! Учиться надо, дружище!»

Ответ: «Чему?»
  Вера.    13.02.2009 00:47
"Не подать ли попросту в суд на издателей и автора? В том числе и за оскорбление чувств верующих…"

Что за вопрос?!
Такую мерзость и мракобесие распространяют, прикрываясь Православием!
Готова всячески поддержать обращение в суд!
  Natalie    12.02.2009 23:09
"..он и не способен отличить позицию автора-составителя от включенных цитат религиозных лидеров прошлого и настоящего, представленных мнений ученых и общественных деятелей."

Господин Одинцов, разрешите поинтересоваться: Гитлер – это религиозный лидер прошлого и настоящего, ученый или же общественный деятель?

Вам не кажется, что это уже наxинает на судебное дело "тянуть"?
И не надо прикрывать атеизм "разнообразием точек зрения". Фальшь люди хорошо и быстро чувствуют….
  ученица    12.02.2009 17:38
Уважаемый,М.Одинцов,а если бы Вам предложили отведать великолепный торт,но с мышьячком? Даже не 70,а все 90 процентов торта и всего 10 масюсиньких мышьячка.Попробывали ли?Так и Ваш календарь в руках держать првославному человеку оскорбительно и не приятно..

Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru