Русская линия | Александр Тимофеев | 11.02.2009 |
«Если представлять эту книгу коротко, то в этом календаре сосредоточена информация обо всех тех религиозных организациях, которые бытуют на территории России. Среди них самые разнообразные организации: и те, которые насчитывают своей истории, своей жизни сотни и тысячи лет, и те, которые относительно недавно стали известны российскому человеку, а также те, которые совсем недавно, десятки лет, а может быть немного более, стали активными участниками общественной жизни России», — отметил М. Одинцов, подчеркнувший, что особенностью книги является ее нацеленность на воспитание в читателе «толерантности».
По словам составителя книги, «вся палитра идейных, мировоззренческих, идеологических и культурных представлений должна восприниматься как частица некоего единого целого, частица российского народа».
Между тем, при знакомстве с книгой обращает на себя внимание наличие в ней огромного массива информации, не имеющей никакого отношения, как к религиям России, так и религиозности как таковой. Например, на странице, посвященной 13 февраля, можно узнать о том, что пятьдесят лет назад «в США, в Калифорнии, в продаже появилась первая кукла Барби, одетая в полосатый, будто зебра, костюм». На странице за 1 марта можно найти сообщение о том, что в этот день в 1969 году было «завершено строительство крупнейшего сооружения магистрали Тюмень-Сургут — железнодорожного моста через Иртыш». На странице за 25 октября отмечается, что 140 лет назад «на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде был показан первый русский автомобиль». На странице, посвященной 15 сентября, говорится, что сто лет назад «в Москве на Ходынском поле состоялся первый в России полет на аппарате „тяжелее воздуха“ с мотором». Остается только догадываться, какое отношение подобные сведения имеют к религиям России.
Кроме того, обращает на себя внимание эклектичность книги, разнообразие представленного в ней материала, информационная пестрота страниц. На странице, отведенной 15 марту, можно узнать о том, что в этом году исполняется 650 лет со дня преставления святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, можно прочитать слово Святителя о исхождении Святаго Духа, узнать о том, что пятьдесят лет назад в этот день «в Праге завершился 25 чемпионат мира и очередной чемпионат Европы по хоккею». И на этой же странице можно познакомиться с рассуждения французской актрисы Софи Лорен о природе сексуальной привлекательности.
На странице, посвященной 9 апреля, содержатся сведения о пейсахе, высказывания папы Римского Иоанна Павла II о еврейских традициях, историческое сведение о том, что в 1940 году в этот день «во Франции издан декрет о введении смертной казни за пропаганду коммунизма», атеистические афоризмы Бертрана Рассела и памятные даты всемирной культуры, среди которых есть и такая «важная» для россиянина как издание первой финской книги-букваря «ABC-kirja"…
Хотя книга и посвящена религиям России, она с избытком наполнена высказываниями философов, политиков, писателей, общественных деятелей о «вредности» и «ненужности» религии как таковой, и ее «пагубном» влиянии, как на общество, так и на личность. Складывается впечатление, что автор-составитель календаря стремился привить читателям отвращение и ненависть к религии, Церкви, вере и религиозности.
Чего стоят, к примеру, такие цитаты: «Христианская вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно несовместима. Отнюдь не случайно дураки столь угодны Богу» (Эразм Роттердамский, с.36); «Все люди рождаются на свет с носом и пятью пальцами на руке, и ни один из них не появляется на свет с понятием о Боге» (Вольтер, с. 93.); «Говорить, что человек обязан верить в Бога, — не только неверно, но и неразумно» (Джонатан Свифт, с. 99.); «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа» (В.И.Ленин, с. 291.); «Человек никогда не станет свободным, пока он не изгонит Бога из своего разума» (Денни Дидро, с. 213.); «…Христианская любовь к ближнему есть глупость, поскольку любовь парализует человека; христианская идея всеобщего равенства защищает расово неполноценных, больных, слабых и убогих» (Адольф Гитлер, с.122).
Помимо этого книгу отличает одинаковый подход, как к мировым религиям, так и к тоталитарным сектам. Автор рассматривает конфессии и секты как бы беспристрастно, не давая оценки ни религиозным организациям, ни сектам, не подчеркивая ни положительные черты мировых религий, ни отрицательные черты деструктивных сект. В частности, на 247 странице цитируются высказывания папы Римского Иоанна Павла II и основателя саентологии Рона Хаббарда. Высказываниями вождя саентологической тоталитарной секты испещрена вся книга. В ней содержится много памятных дат, связанных с историей этой секты, автор предлагает отмечать «победы» саентологов, при этом, не выказывая ни сожаления, ни осуждения стремительному распространению в России тоталитарных сект. Так на странице 107 в рубрике «Международные акты о свободе совести» сообщается: «Вслед за решениями по жалобам московского отделения «Армии спасения» и челябинских «Свидетелей Иеговы» саентологи г. Москвы выиграли в Страсбурском суде дело против России. За отказ зарегистрировать организацию саентологов, Россия должна выплатить 25 000 евро». Оказывается, одним из самых знаменательных событий, произошедших 13 марта, стало рождение Рона Хаббарда. На странице 256 автор почти не скрывает своих симпатий к создателю одной из самых тоталитарных, разрушительных сект: 24 августа 2003 года «в Санкт-Петербурге общественная организация «Саентологический Центр» провела презентацию рекламной почтовой марки с изображением основателя саентологии Л.Р.Хаббарда, приурочив ее выход к 300-летия Петербурга. Марка выпущена по предложению всемирной академии науки, искусства и культуры (ВАНИК), высоко оценившей заслуги Л.Р.Хаббарда — писателя и гуманиста, боровшегося за мир и свободу совести». При этом книга не содержит ни одного сообщения о том колоссальном вреде, который был причинен деятельностью сект обществу, государству и многим людям.
Наконец, в книге «Религии России» в рубрике «Новый Толковый Русский Словарь» приводятся высказывания, продиктованные отнюдь не «желанием услышать того, кто рядом с тобой, проникнуться его настроением, его представлениями». «Гипертоник — стаканчик водки, да кусочек селедки» (с.103). Данное определение, несомненно, стоит признать оскорбительным и уничижительным по отношению ко многим людям, страдающим гипертонией. «Часть тела, окруженная со всех сторон водой — утопленник» (с.290). «Колумбарий — место старта в жизнь вечную» (с.309). По словам Михаила Одинцова, эта рубрика — «просто возможность размышления». «Здесь нет некоей мировоззренческой монологичности, — продолжает он. — Здесь есть самые разные, неожиданные точки зрения разных людей с различными взглядами, поэтому никакого кощунства или преднамеренной негативной точки зрения здесь нет. Здесь есть иногда какие-то нелогичные, неожиданные слова, над которыми может быть стоит поразмыслить и не более того, не надо искать там никаких осуждений, очернений. Ум должен иногда обновляться, вот прочитаешь, — задумаешься».
Вероятно, не стоило бы тратить время на анализ книги «Религии России. Календарь-справочник на 2009 год», если бы ее автором был обычный религиовед, а не начальник отдела по религиозным вопросам и культурным правам Аппарата Уполномоченного по правам человека в России, коим является Михаил Одинцов. И страшно становится от того, что такие люди оказывают влияние на религиозную политику нашего государства.
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=181165
Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >> |