«Раскол Болгарской Православной Церкви произошел в 1992 году и произошел он по политическим причинам. Раскольники требовали от Патриарха Максима покаяния в сотрудничестве с коммунистами. Это, естественно, сделано Патриархом не было, что, по-моему, и правильно, потому что Церкви всю жизнь приходится сотрудничать с разными властями, в том числе и с мало симпатичными, и здесь нет ничего противоестественного. Думаю, что Святейший Патриарх Максим не перешел известные нравственные пределы этого сотрудничества. Так что какое бы то ни было покаяние в данном случае было бы излишним и носило бы сугубо низменный политизированный характер. Раскольники в ответ отделились от Церкви и создали „альтернативный синод Болгарской православной церкви“, однако их поддержало меньшинство клира. К сожалению, их поддержало и государство. Почти все церковное имущество государством было передано в распоряжение раскольников, тогда как каноническая Болгарская Церковь официально демократическим государством не признавалась, то есть, по сути, людьми, которые пришли к власти на волне „бархатной революции“. Ими из чисто политических соображений была официально признана раскольническая иерархия. В 1996 году бывший Неврокопский митрополит Пимен, глава раскольников, был провозглашен альтернативным патриархом. В 1998 году в Софии состоялся Всеправославный Собор, в работе которого приняли участие представители почти всех автокефальных Православных Церквей, в том числе семь Патриархов. Насколько я помню, в работе собора принял участие и покойный Святейший Патриарх Алексий II. Часть болгарских раскольников тогда приняла покаяние. Анафема, наложенная в свое время на бывшего митрополита Пимена, была отменена, и более того, он был восстановлен в епископском сане. Ради церковного мира были признаны действительными и все совершавшиеся ранее раскольниками епископские, священнические и диаконские неканонические хиротонии. В 2003 г. каноническую иерархию, наконец, признало государство. В 2004 году храмы, ранее захваченные раскольниками, были переданы канонической Болгарской Православной Церкви», — заявил в интервью «Русской линии» доцент Санкт-Петербургской Духовной академии (СПбДА), кандидат филологических наук
диакон Владимир Василик, рассматривая причины и сущность
раскола в Болгарской Православной Церкви.
«Современная ситуация, связанная с расколом Болгарской Церкви, такова. Так называемый Европейский суд по правам человека в Страсбурге совершил просто безобразный поступок. Согласно его решению, болгарское государство и «альтернативный синод Болгарской православной церкви», который после покаяния Пимена стал возглавлять так называемый «митрополит Софийский» Иннокентий, должны в течение трех месяцев придти к соглашению относительно собственности на сто церквей и монастырей, расположенных на территории Болгарии. Страсбургский суд на основании предвзятых и несправедливых свидетельств пришел к выводу, что Болгария в 2004 году нарушила свободу вероисповедания, что болгарское государство якобы грубо вмешалось в церковные дела, законодательно утвердив Патриарха Максима каноническим Главой Болгарской Православной Церкви и вернув в его юрисдикцию храмы и монастыри, прежде захваченные раскольниками. Следует отметить, что далеко не все в Европе, и, тем более, в Болгарии, поддерживают подобное решение Страсбургского суда. В частности, 9 февраля представители болгарской науки, искусства и культуры направили Патриарху Болгарскому Максиму открытое письмо, в котором содержится осуждение решения Европейского суда по правам человека и поддержка канонической Болгарской Православной Церкви. Письмо подписали видные болгарские ученые и деятели культуры. В обращении, в частности, говорится: «Только мы возрадовались, что раскол в Болгарской Православной Церкви завершен и пережит, как сегодня видим, что вновь умышленно внушаются, распространяются и разжигаются сомнения в ее целостности. Болгарская Православная Церковь стоит над политикой, какими-либо партиями, классами и экономическими интересами. В ней сохраняется болгарский дух, болгарская нация и территориальная целостность нашего Отечества», — подчеркнул диакон Владимир Василик.
Русская линия