Русская линия | 30.01.2009 |
Корреспондент портала Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам с просьбой прокомментировать итоги этого опроса. Православные христиане считают, что нравственные нормы, установленные Богом, незыблемы и неизменны, напомнил протоиерей Александр Кузин, заведующий сектором отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. «А как быть с теми, кто так не считает, но называют себя православными? Может быть, Господь их вразумит? Но те, кто принципиально отрицают нравственные нормы, уже сознательно встают на путь богоборчества», — подчеркнул он.
«По приведенным данным можно только сказать, что 30% - действительно христиане, 35% хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14% - это просто не христиане», — считает батюшка. «Правда, не всегда статистика дает достаточно представительные и надежные сведения», — напомнил отец Александр.
Заявления, отрицающие нравственные нормы не новы, они слышны чуть ли не от сотворения мира, напомнил священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине. «Для Каина уже что-то было неприемлемо. Во все времена, включая и христианские, было много людей, считавших, что Божьи заповеди устарели, что их нужно пересмотреть и даже отменить. Но в результате ничего, кроме страдания и распространения греха в мире, люди от этого не получили. А стоит мир только потому, что есть еще люди, которые не пересматривают, не модернизируют и не отказываются от исполнения заповедей», — сказал он.
Разные люди под «православными нормами» подразумевают совершенно разные вещи, отметил отец Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. «Для кого-то нормы касаются только внешнего вида (обязательный платочек, длинная юбка и т. д.), для кого-то они означают обязательные ежедневные посещения храма, многочасовые молитвословия, строжайший пост и т. п.», — пояснил он. «Люди, лишь поверхностно знакомые с церковной жизнью, имеют весьма смутные представления о нормах православной жизни. А суть этих норм выражена в Десяти заповедях, жить по которым и призывает Церковь», — напомнил он.
«Возможно, формулировка вопросов в данном исследовании была достаточно размытой и непонятной. В данном случае более 20% затрудняющихся с ответом — это люди, которые просто не поняли, о чем их спрашивают. Если бы вопросы задавали конкретно по Десяти заповедям, — может быть, и проценты были бы другие», — предположил священник. «Я думаю, что немного сегодня найдется людей, отрицающих собственно веру в Бога. И первые четыре заповеди Декалога — именно об этом. А разве устарели заповеди о почитании родителей, о сохранении супружеской верности, о запрещении убийства, воровства, лжесвидетельства и покушении на чужое? Напомню также, что Господь наш Иисус Христос выразил их суть в двух заповедях любви к Богу и ближнему, в чем собственно, и заключаются нормы жизни, к соблюдению которых призывает Православная Церковь», — заключил отец Георгий.
Основами существования общества назвал нравственные нормы Православной Церкви Виктор Петрович Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ. «Нравственные нормы переделаны быть не могут, потому что это фундамент существования общества. Нравственные нормы можно сравнить с законами природы. Это такие же законы существования общества, как законы физики и являются основами существования нашего мира. Если эти законы будут меняться, то и общество потеряет под собой очень серьезный фундамент. Эти нравственные нормы не могут быть выработаны самим человечеством — они даны ему как некие богооткровенные заповеди, имеющиеся в Священном Писании, поэтому они и незыблемы», — сказал он.
«Но на то они и нормы, чтобы заставлять все время человека делать то, что ему порой не хочется. Понятно, что человек не может изменить закон природы. Хотя иногда и хочется летать, парить над землей, закон тяготения этого не позволяет. Законы нравственности несколько иные — это законы свободы. Здесь тоже надо исходить из незыблемости, а не поддаваться своим собственным желаниям, выдавая желаемое за действительное», — отметил ученый.
«Церковь дает однозначный ответ: любовь ко греху — она и ведет человека вот к таким „принципам относительности“ нравственных норм, к сознанию, что нравственные нормы можно изменять в соответствии со временем», — заключил он.
Русская линия