Русская неделя | Андрей Анисин | 28.07.2006 |
Мне недавно попались на глаза материалы одного крупномасштабного социологического исследования (Современное российское общество: переходный период. Результаты социологического опроса населения России, проведенного в декабре 1998 года/ под ред. В.А. Мансурова, РАН, Институт социологии, центр Социоэкспресс — М., 1998 — 46 с.). На с. 9 там приведена следующая таблица, отражающая в процентах доверие россиян к различным общественным институтам. С тех пор прошло уже больше восьми лет, но вряд ли что-то кардинально изменилось. Единственная необходимая поправка должна быть к графе «президент», отношение к В.В. Путину существенно другое, чем к Б.Н. Ельцину.
Кому и как доверяют россияне в декабре 1998 года |
Полностью доверяю |
В основном доверяю |
Частично да, частично нет |
В основном не доверяю |
Совсем не доверяю |
Затрудняюсь ответить |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Совет Федерации |
1,6 |
9,5 |
22,6 |
15,9 |
33,8 |
16,6 |
2. Государственная Дума |
1,8 |
6,7 |
21,9 |
19,7 |
43,9 |
6,0 |
3. Президент России |
1,4 |
3,5 |
10,4 |
14,9 |
66,2 |
3,5 |
4. Правительство России |
2,8 |
12,5 |
30,1 |
14,6 |
34,4 |
5,6 |
5. Местные власти |
2,8 |
10,5 |
28,5 |
16,0 |
36,8 |
5,3 |
6. Профсоюзы |
2,5 |
8,8 |
18,8 |
14,1 |
38,3 |
17,6 |
7. Служба госбезопасности |
4,2 |
13,7 |
24,2 |
12,0 |
28,5 |
17,4 |
8. Церковь |
18,7 |
20,6 |
19,8 |
7,6 |
18,5 |
14,9 |
9. Российская армия |
10,9 |
22,0 |
26,3 |
11,4 |
21,0 |
8,3 |
10. Суды |
4,5 |
11,3 |
27,1 |
16,2 |
32,7 |
8,2 |
11. Милиция |
4,2 |
9,9 |
27,4 |
17,2 |
36,5 |
4,7 |
12. Телевидение |
6,6 |
20,1 |
39,1 |
12,2 |
18,8 |
3,3 |
13. Банки |
1,4 |
4,1 |
14,2 |
17,8 |
53,3 |
9,2 |
14. Предприниматели |
2,2 |
7,0 |
22,8 |
17,7 |
37,4 |
12,9 |
15. Газеты |
4,7 |
16,6 |
42,7 |
11,3 |
18,8 |
5,9 |
Картина в целом складывается безрадостная: кризис доверия, о котором так упорно говорят большевики… Но при этом — ! Лидером абсолютного доверия является Церковь (18,7%), она же имеет и наименьший показатель полного недоверия (18,5%), причем это единственный (!) в таблице случай, когда процент полного доверия выше процента полного недоверия. Следом за Церковью по показателю полного доверия идет на достаточно ощутимой дистанции армия (10,9%), далее, тоже на некотором удалении, группу аутсайдеров возглавляют средства массовой информации: телевидение (6,6%) и газеты (4,7%). Если же суммировать показатели положительного отношения (первый и второй столбцы), то порядок будет тот же, а разрывы более равномерны, около 6%: Церковь — 39, 3%, армия -32,9%, телевидение — 26,7%, газеты — 21,3%.
Сумма отрицательных отзывов (четвертый и пятый столбцы) дает несколько иной порядок. Лучшее положение по прежнему у Церкви — 26,1%, на втором месте газеты — 30,1%, телевидение на третьем — 31,0%, армия на четвертом — 32,4%. Армию подводит высокий процент полного недоверия (21,0%), который в немалой степени обусловлен деятельностью тех же СМИ. Если же посмотреть на разницу положительных и отрицательных отзывов, то восстанавливается тот же порядок, что и в первом случае: Церковь — на 13,2% больше доверяющих, армия — разница в пределах статистической погрешности (0,5%), но доверяющих все-таки чуть больше, телевидение — на 4,3% больше недоверяющих, а недоверяющих газетам людей на 8,8% больше, чем тех, которые доверяют.
Итак, Церковь у нас в стране — лидер по всем показателям доверия: наибольшее полное доверие, наибольшее положительное отношение вообще, меньше всего полного недоверия, наименьшее отрицательно отношение вообще, наилучшая разница доверия и недоверия. Более того, — это единственная инстанция, к которой доверия больше, чем недоверия. Притом если приплюсовать еще половину тех людей, которые «порою так, порою эдак» (третий столбец), то мы увидим, что для 49,2% населения России голос Церкви, по крайней мере, что-то значит в положительном смысле.
О чем же это говорит нам? А о том, что хватит прибедняться. Церковь имеет не только нравственные силы, но и вполне ощутимый общественный вес, чтобы играть более активную роль в общественной жизни. Церковь не должна заниматься политикой (как раз то, что она ею не занимается, в многом обуславливает высокое доверие к ней), но давать нравственную оценку событиям, влиять на общественное умонастроение она должна непременно. Проблем в церковной жизни масса, Церкви, конечно же, еще только предстоит сломать многие стереотипы изувеченного коммунистами общественного сознания и общественного бытия. Церкви еще предстоит долгая работа по налаживанию собственной внутренней жизни, долгая работа по обретению заново своего места в России, и все равно невозможно будет изгладить полностью последствия большевистского террора, но играть важную роль в общественной жизни Церковь может уже сейчас, она уже сейчас самый значимый в стране авторитет.
Надо избавиться от «комплекса неполноценности», от навязанного за долгие десятилетия предубеждения, что у Церкви нет и не может быть никакого разумного мнения по вопросам современной жизни, а те мнения, что у нее есть, (то есть пережитки по вопросам давно прошедшей жизни) не могут быть значимы для серьезного человека, делающего дело. В приснопамятные советские времена, может быть, действительно, с мнением Церкви считались не больше, чем с мнением австралийских бушменов, но, как мы видим, с тех пор кое-что изменилось. Даже если Церковь не станет в России количественно большой, массовой организацией, то все-таки именно она призвана качественно определять собою общественную жизнь, — хотя бы немногие по-настоящему церковно живущие люди могут и должны быть (не только сокровенно мистически, но и научно социологически) тою закваской, «которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Мф. 13:33). Поэтому надо доводить до сведения людей мнение Церкви по различным вопросам. Мы живем в информационном обществе, где информация является и товаром, и оружием. Информационная война против Церкви — один из главных в нашем мире фронтов борьбы дьявола с Богом в сердцах людей и за их сердца. А потому наш долг в том, чтобы ближние наши знали правду о Церкви, чтобы они имели возможность узнавать о позиции Церкви по тем или иным вопросам не из пересказов чужих ей людей, а из первоисточника. В этом случае наверняка отпадут многие нелепые и неоправданно раздутые вопросы: «почему патриарх на мерседесе ездит?», «не идолопоклонство ли иконы?», «почему Церковь лезет в политику?», может быть, наконец, станут для людей более близки вопросы духовной жизни.
Но самое главное, мы, пытающиеся соединить свою жизнь с Церковью, живем не в стане врагов, скорее уж в стане врагов живут все остальные структуры общества (смотри таблицу). Мы все — каждый в свою силу — призваны к миссионерской проповеди, и от нас даже чаще всего особого геройства не требуется. Мы живем в стране с тысячелетней православной культурой, мы у себя дома. В нашей стране слово Церкви много значит для миллионов людей, нам надо только донести его. Конечно, Церковь — царство не от мира сего, конечно, христианское благовестие всегда кому-то соблазн, кому-то безумие, и всегда мудрость во Христе была и будет в мире юродством Христа ради, но еще очень много желающих слышать и имеющих уши, чтобы слышать. Если бы их и вообще не было — мы, тем не менее, призваны к свидетельству о имени Христовом и о истине Церкви, «ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Но их очень много, прислушивающихся к голосу Церкви и ожидающих от нее слов вразумления, наставления и спасения.
И в заключении нам необходимо вернуться к тому чем мы начали: парадоксальность Церкви в том, что «не будучи только обществом, в него не вмещаясь и им не исчерпываясь, она существует, тем не менее, именно как церковное общество, имеющее свои признаки, свои законы и грани». Вопрос о соотношении и связи мира и Церкви, о мере необходимой — да будет позволено так выразиться — «секуляризации» Церкви относится к числу сложнейших вопросов церковной икономии. Рабство у «духа времени», есть, конечно, удел «для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:3−4), но определенная «секуляризация» (от saeculum — век, столетие), применение к историческому времени и определенное использование возможностей «века сего» есть необходимая черта Церкви. Размышляя, например, о споре «иосифлян» и «нестяжателей», нельзя не восхититься искренно духовной высотой преподобного Нила Сорского и его единомышленников, но нельзя забывать и об историческом выборе Церкви. Те, кто видят в победе «иосифлян» утрату духовности и торжество корыстного «стяжания», хотели бы, видимо, сознательно или бессознательно видеть Церковь в качестве резервации (кое-кто при этом хотел бы быть внутри, кое-кто снаружи, но принципиальное понимание места Церкви в мире от этого не меняется). Церковь уже дала принципиальный ответ, прославив в лике преподобных и Нила Сорского и его оппонента Иосифа игумена Волоцкого. Церковь живет Духом Святым, она черпает свои силы в неизреченной тайне Богосозерцания и Богослужения, но она есть та малая закваска, которая призвана преобразить и проникнуть собою весь мир. Было время, когда земельные владения давали Церкви возможность исполнять это свое предназначение, и Церковь пошла по пути их использования, не смотря на неизбежность многих искушений и соблазнов на этом пути. В наше время только использование современных информационных технологий является условием возможности христианской миссии, и, не смотря на очевидную опасность искушений и соблазнов, нам необходимо идти этим путем, молитвенно уповать на Бога и исполнять свой долг. Православное телевидение, православные газеты, православное просвещение в армии и правоохранительной системе (милиция, суды, ФСБ), — то есть опора на все, что еще есть здорового и достойного доверия в нашем обществе (смотри таблицу), православный Интернет, православное просвещение в школах и ВУЗах, православное книгоиздание, православные компакт-диски и мультимедийные CD-rom'ы, и конечно повседневное православное свидетельство каждого хритианина собственной жизнью, словом и делом. «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:19−22). Нам вряд ли удастся с чистой совестью повторить эти слова вслед за апостолом Павлом, но именно к этому стремиться мы должны.