Православие и Мир | Анна Любимова | 28.07.2006 |
Святой равноапостольный князь Владимир |
«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия!» — это молится князь Владимир на крещении киевлян. Пожалуй, в русской истории найдется немного столько противоречивых имен, как имя князя Владимира. Церковь прославила его в лике святых, и не просто святым, но равноапостольным — равным апостолам.
Хотя в детстве Владимира воспитывали в христианском духе — здесь немало потрудилась его бабушка — святая равноапостольная княгиня Ольга, в молодые годы он с лихостью бросился в язычество. Древнерусское язычество сильно отличалось от, например, строгого античного пантеона богов и было скорее бессистемным мировоззрением и обожествлением окружающего мира, природных сил. Опираясь на языческие верования, Владимир и пришел к власти: убив Ярополка, сочувствовавшего христианству, заручившись поддержкой киевлян-язычников. Историки полагают, что христианское воспитание Владимир забыл еще в Скандинавии (он был женат на дочери варяжского конунга).
Усиляя язычество, Владимир ввел и культ громовержца Перуна — бога войны: поклонение ему требовало и человеческих жертв (а человеческие жертвоприношения на Руси тоже не были редкостью): так, после победоносного похода на ятвягов в жертву были принесены (а вернее, растерзаны толпой) варяг-христианин и его сын. Это были первые мученики христиане на Руси — Федор и Иоанн.
Такой была Русь накануне Крещения…
А потом было два пути в одном направлении. Был внешний политический путь следования Руси по пути христианской Европы — в это время христианство принимали многие европейские страны. А был и личный путь Владимира, увидевшего, что никакие пиры и жертвоприношения, самые изысканные и неслыханные удовольствия не способны заполнить ту пустоту в его душе, которая с каждым днем становится все тяжелее и вот-вот поглотит его целиком.
О принятии христианства Русью до нас дошло несколько повествований. Летопись рассказывает о том, как князь решил выбрать новую веру для страны и отправил послов в разные страны наблюдать, изучать и запоминать. Везде было хорошо, но только послы в православную Византию так и не поняли — на земле ли они были и на небе — так удивительно было там. Есть и исторические свидетельства о посольствах Волжских булгар, хазар, немцев, греков, предлагавших Владимиру принять свою веру. Летопись сохранила ответ Владимира посольству Папы, предлагавшему крестить Русь: идите назад, ибо отцы наши сего не принимали.
Сохранила история и предание о том, как Владимир неожиданно ослеп, и зрение чудесным образом вернулось к нему только после Крещения — таких примеров история христианства знает немало: первые такое чудо произошло еще с апостолом Павлом. О времени крещения Владимира достоверно неизвестно, по скудости летописных свидетельств ясно только, что крещение его не было пышным и помпезным.
Вскоре — в 987 году в Византии вспыхнул мятеж и императоры стали просить помощи у Киева — Владимир согласился помочь в подавлении мятежа, а в награду попросил в жены сестру императоров Анну. Это был и дальновидный поступок, который бы возвел Русь на новый политический и геополитический уровень, но и дерзость для византийцев — принцессы крови не выходили замуж за варварских государей, даже если те были христианами. Поэтому вскоре после победы над мятежниками византийцы «забыли» об обещании. Вспомнить о нем пришлось уже когда Владимир осадил Херсонес и пообещал вскоре осадить и Константинополь. Вскоре Владимира и Анну обвенчали в Херсонесе, а вслед за молодой женой отправили на Русь и духовенство — крестить будущую империю. Главные труды по просвещению в вере Христовой Руси приняли на себя не греческие, а болгарские священнослужители, уже давно проповедовавшие на Руси, что важно — на славянском языке.
А как же — «огнем и мечем»? Одним из первых дел князя Владимира-христианина стала отмена смертной казни. А вот капища языческие и правда были повсюду уничтожены, а вместо деревянных да каменных идолов стали воздвигать храмы, в сердца и души, привыкшие к кровной мести и жертвоприношениям приносятся слова Христа «блаженны миротворцы, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем"…
Любовь и умение дать пир на весь мир Владимир тоже обратил на благо: за трапезами, которые он давал после праздничных служб, находилось место и всем больным, нищим, голодным — от князя и весь народ учился милосердию и заботе о самых обездоленных.
Пирует с Владимиром сила бояр,
Пируют посадники-гридни,
Пирует весь Киев, и молод и стар,
И слышен далеко звон кованых чар.
Ой, ладо, ой ладушко-ладо…
Князь Владимир начал учить грамоте детей, выстроил первую линию обороны против кочевников, стал строить новые города, многие князья крестились, следуя его примеру. И не только на Руси: норвежский конунг Олаф Трюггвасон, знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком.
Не мстил Владимир и своим врагам: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, целью которого было не только самому прийти к власти, но и объединить западно- и восточнославянские земли под эгидой католической Польши. Когда заговор был раскрыт, Святополк принес покаяние и был оставлен на свободе.
Умер святой князь Владимир в приготовлениях к последнему военному походу, цель которого была — сохранить единство русских земель, не дать сыну Ярославу разъединить государство. Народная память сохранила образ Владимир Красного Солнышка, а церковное празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.