Русская линия
Русская линия21.11.2008 

Диакон Андрей Кураев: «Саакашвили — нерукопожатный мерзавец»
А Ющенко, по мнению известного миссионера, «политический Фигаро»

диакон Андрей Кураев«„Церковь и политика“ — это моя нелюбимая тема. К политике я отношусь как к работе Московского метрополитена. Своей машины у меня нет, поэтому мне небезразлично, как функционирует вид транспорта, которым я пользуюсь ежедневно. Но интерес к метрополитену я никогда не сделаю смыслом своей жизни, я просто принимаю его в свой кругозор как некую составляющую моего существования. То же самое и с политикой. Самая хорошая ситуация — это отсутствие каких-либо новостей из данной сферы. Но, тем не менее, очень часто Церковь оказывается втянутой в политику, потому что у двуглавого орла две головы (ветви власти), но одно тело (народ). Конфликты вторгаются в жизнь и требуют реакции Церкви, ее участия. Такое участие не всегда бывает параллельным», — так обозначил свою позицию известный православный миссионер диакон Андрей Кураев, выступая в Томске на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Сибирь» на тему «Церковь в современной политике: грузинский конфликт, украинский раскол», передает сайт «Религия и СМИ».

«Возможно, вы обратили внимание на чрезвычайную аккуратность и осторожность комментария Московского Патриарха в дни (грузино-осетинского — РЛ) конфликта. Никаких призывов типа „Добей гадину!“ там не звучало. А звучали, напротив, миролюбивые мотивы. Причем Алексий II не возлагал ответственности ни на одну из конфликтующих сторон. Во-вторых, даже в дни конфликта наши взаимоотношения с Грузинской Патриархией не прекращались. Например, Патриарх Илия с помощью Патриарха Алексия передал письмо Президенту Медведеву. В письме Патриарх Илия просил открыть гуманитарный коридор в зоне конфликта, чтобы грузинские священники могли забрать тела погибших воинов и предать их земле. Эта просьба была удовлетворена. Когда Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, наша Церковь не возражала против такого решения», — напомнил отец Андрей.

При этом он подчеркнул, что уверен в том, что «Саакашвили — нерукопожатный мерзавец, и его вояки правильно получили по зубам». «Я считаю, что народы Осетии и Абхазии заслужили право на независимость. Однако в то же время считаю, что России упустила шанс стать моральным лидером человечества. Для этого нужно было сделать две вещи: хотя бы изобразить сопротивление наших миротворцев на пути абхазских военных в Кадорское ущелье и тем самым показать, что российские войска действительно выступают как миротворцы, а не как сторонники одного из участников конфликта. И что у нас нет двойных стандартов в отличие от тех, кого наш премьер-министр называет „нашими западными партнерами“. Уж если наши войска вошли туда, они должны были обеспечить безопасность проживающих там грузин — а это примерно треть населения. Но где те грузины? Что с ними? Ответы на эти вопросы для нас крайне неприятны. В общем, был у России шанс стать гуманитарным лидером XXI века, но она его упустила. Этот момент не позволяет мне бурно аплодировать действиям России», — сказал отец-диакон.

Разъясняя позицию Русской Церкви по вопросу духовного окормления Южной Осетии, он сказал: «Для нас изменение государственных границ есть факт, но из этого не следует необходимости изменения границ церковных. Это важная позиция, потому что, если мы согласимся с изменением канонических границ, мы породим церковный хаос на всей территории бывшего СССР. Речь, прежде всего, идет об Украине. Когда там начали раздаваться голоса о церковной самостийности Украины, мы говорили: извините, церковные границы непреложны. Если же мы пойдем на такой шаг в отношении Абхазии и Осетии, то сделаем противником грузинского Патриарха Илию. А он сегодня чуть ли не единственный наш сторонник. Больших ведь никогда не любят…»

Сравнивая то, что говорили Грузинский и Московский Патриархи, миссионер заметил: «Алексий II говорил о душе, небе, ценности человеческой жизни. Илия II говорил о земле, о том, что осетины на территории Грузии — пришлые. Такова ментальная разница двух народов, и ее можно понять. Русский народ многоземельный, наши пространства никогда не были зажаты ущельями и горами. Грузинский народ — малоземельный. С такой точки зрения, Илия II выступал как естественный патриот. Но христианин — это тот, кто умеет смотреть со сверхъестественных позиций. Нельзя требовать от человека, чтобы он был святым. Но если человек не свят, это не значит, что он мерзавец. Я не могу осуждать грузинского Патриарха за его позицию, но эта позиция слишком почвенная. При этом я знаю, что Илия II отнюдь не симпатизирует Саакашвили. Сегодня для Грузии Саакашвили как наш „ихний“ Сталин. Прежде чем разгромить Цхинвал, он идейно, медийно разгромил Тбилиси».

В.Ющенко и М.СаакашвилиНа вопрос журналиста нельзя ли отлучить от Церкви президента Украины Виктора Ющенко осознанно ведущего политику, нацеленную на раскол украинского Православия, отец Андрей возразил: «Прежде всего, я бы воздержался применять по отношению к Ющенко слово „осмысленный“ — многие его действия опровергают подобное определение. Если с Ющенко поступать строго канонически, то основания для его отлучения от Церкви есть. Взять хотя бы его привычку за одну Рождественскую ночь обходить храмы минимум пяти-шести конфессий в Киеве. Но, боюсь, в таком случае пришлось бы аналогично поступить с тысячами украинских граждан, которые тоже не вдаются в особенности разных конфессий: какой храм ближе к подъезду оказался, тот и посещают. Вот уж чего никогда не станет делать Московский Патриарх, так это предавать анафеме украинского президента. Хотя бы потому, что на своем электоральном поле этот персонаж получит дополнительные бонусы». «Но в целом — он очень недалекий политик, он политический Фигаро, носитель одной идеи-фикс — американско-канадско-украинской интеграции, — уверен отец Андрей. — Объективно он ведет к расколу Украины и развороту симпатий части населения в сторону России».

«Буквально на днях он приезжал в Запорожье, в его программе значилась встреча с владельцами металлургических предприятий, которые сейчас переживают тяжелейшие времена (экспорт металла упал почти в десять раз) из-за того, что эти хапуги разворовали все что можно. Но в последнюю минуту он отменяет эту встречу и едет в Запорожскую Сечь на выставку рушничков, чтобы прикупить несколько экспонатов для любимого детища — музея голодомора. То есть действует не как мудрый президент, а как человек, ведущий Украину на грань раскола. Честно признаюсь, если раскол произойдет, я буду рад этому. Давайте только не будем забывать, что к власти Ющенко привели не мы», — заключил диакон Андрей Кураев.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика