Русская неделя | Священник Евгений Пуртов | 26.07.2006 |
Время их появления установить с достаточной точностью затруднительно, можно лишь уверенно утверждать, что п? лись они каликами перехожими с незапамятных времен. В той форме, в которой стихи эти дошли до нас, они существовали уже в XV—XVI вв. На это время, учиты? вая общий духовный подъем в России, приходится и расцвет русской духовной поэзии.
Профессионалы исполнители. Традиция профессионального пения духовных стихов каликами перехожими возникла в ХVII веке и была довольно устойчивой и жизнеспособной. Калики перехожие по способу аккомпанирования себе на колесной лире (этот инструмент широко известен по всей Европе) назывались еще лирниками. Это были бродячие певцы — слепцы, которые ходили по городам и селам и пели духовные стихи — притчи.
Лирниками не становились случайные люди, у них существовала преемственность. Способные мальчики (как правило, 10−12 лет) воспитывались под руководством опытных лирников, перенимая от них не только искусство пения и стихосложения, но и духовно-нравственные ценности. После 4−5 лет обучения будущий певец должен был сдать экзамен на кругу (собрании) лирников своего региона. Причем оценивалось не только умение исполнять и толковать духовные стихи-притчи, но и самостоятельно сочинять их на заданную тему. Если юноша сдавал экзамен, то он уже становился полноправным лирником и вместе с другими мог свободно ходить по городам, петь духовные стихи и, таким образом нести Слово Божие в народ. А это было основной задачей, можно сказать, смыслом жизни лирника.
Люди эти были очень уважаемы. Они никогда никому не платили дань, не подвергались насилию; обидеть лирника считалось величайшим грехом. Проходя через воюющие стороны, калики перехожие не терпели вреда.
Кроме того, что лирники имели четкую организацию, проявлявшуюся в периодических сходах-кругах, где они решали свои насущные вопросы, обменивались опытом и принимали экзамен у молодых певцов, калики имели свой тайный, понятный только им язык.
Современное исполнительство . Традиция профессионального пения духовных стихов каликами перехожими таким образом передавалась из поколения в поколение. В середине ХХ века в связи с научно-техническим прогрессом, развитием средств связи и другими новшествами, но более по причине обмирщения сознания и оскудения веры в массе народной эта замечательная традиция умерла. Сегодня возрождается пение духовных стихов в творчестве многих профессиональных и непрофессиональных поэтов и исполнителей: Ж. Бичевской, гусляра Андрея Байкальца, иером. Романа, архид. Романа и иер. Алексея Грачева, М. Трошина и других. Активную исследовательскую деятельность в области духовного стиха ведут некоторые фольклорные коллективы: ансамбль «Сирин», «Светилен»
Сегодня под духовным стихом мы понимаем вообще песнопение на духовную тему и неканонический текст не богослужебного употребления. И в этой связи весьма интересна традиция пения праздничных стихов-кантов, которая с давних времен по сей день существует на Западной Украине. Эта так называемая канторская (от лат. cantire — петь) традиция идет от семинаристов, которые сочиняли их и, приезжая потом батюшками на приход, распевали здесь в упрощенном варианте (на два-три голоса). По праздникам после Литургии благочестивые миряне часто собирались вместе на дому у тех, кто заболел или по какой-либо другой причине не был на службе и пели такие праздничные канты.
Дополнительная литература
Бессонов П.А. Калики перехожие. Сборник стихов и исследований. Вып. 1−6. — М., 1861−1864.Голубиная книга. Русские народные духовные стихи ХI-ХIХ веков. — М., 1991.
Слово жизни в духовных стихах, избранных для любителей духовного пения / Сост. прот. Николай Гурьянов, 1994.
Федотов Г. П. Стихи духовные: русская народная вера по духовным стихам. — М., 1991.